Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Фермерское хозяйство принадлежащее семье е успешно развивается

23.09.2020 by admin

В следующем году Украине придется отказаться от очередного продления действия моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель. На рынке, по разным оценкам, могут быть предложены около 3 млн га угодий. К началу марта Кабинет Министров должен передать в Верховную Раду проект закона, который предусматривает продажу земель сельскохозяйственного назначения.

Под давлением запада

Когда именно заработает рынок земли, спрогнозировать трудно. Известно лишь то, что затягивать этот вопрос Верховная Рада уже не сможет. Во-первых, этого требуют влиятельные структуры Запада. Еще весной прошлого года Европейский суд обязал Украину снять мораторий на продажу земли, поскольку это нарушает Конвенцию по правам человека. С аналогичным требованием выступает и МВФ, который продолжает быть нашим главным кредитором.

Во-вторых, конституционные ограничения на права собственности не могут длиться вечно. Учитывая это при последнем продлении моратория на продажу земли (который будет действовать до 2020 года) Верховная Рада решила обязать чиновников подготовить проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Речь идет о возможной продаже сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной, коммунальной и частной собственности (такие операции должны проводиться исключительно на конкурсной основе путем электронных торгов).

Владелец, который продает землю, обязан сначала предложить ее своим арендаторам (они имеют преимущественное право на приобретение земли), а в случае отказа — другим пользователям.

Обязательное условие для свободного оборота сельскохозяйственных земель — завершение их инвентаризации с одновременным внесением полученных данных в Государственный земельный кадастр. Но отсутствие у власти стратегического видения главных целей и задач возникает множество вопросов. Ведь сам по себе рынок земли не может быть самоцелью.

По формуле ренты

Законодательные инициативы открывают широкие двери для продажи земель, но при этом не дают четкого ответа на их оценивание. Это означает, что сотки и гектары уйдут с молотка по действующим правилам, связанными с нормативной и реальной оценками земли.

Нормативная цена земли равна стократно размера земельного налога за нее. Для ее определения пользуются нормами еще двух законов — «Об оценке земли» и «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

Кроме того, существует ряд нормативных методик. Например, прибыльный способ предусматривает анализ и прогнозирование чистой прибыли (полученных от эксплуатации земельного надела).

Сравнительный — связан с оценкой стоимости соседних (аналогичных) наделов. Третий способ — метод остатка земли: он состоит в детальных расчетах финансовых затрат, которые необходимо осуществить для улучшения урожаев. Речь идет о расчете убытков (в случае искусственной замены почвы, внесение удобрений, мелиорации почвы и т.д.).

По реальной оценке земли, то сегодня она вычитается из той ренты, которую приносит данный участок: определяется с учетом денежной суммы, что приносит ежегодный доход (в виде банковского процента). То есть продавец-землевладелец рассчитывает получить по меньшей мере такую ​​сумму, которая в дальнейшем принесет доход в виде банковского процента — равнозначного летней ренте с данного земельного участка. В свою очередь покупатель получает не саму землю, а доход, который она должна приносить.

Следовательно, цена земли — это капитализированная земельная рента, или рентный доход за определенное количество лет, которым компенсируется сумма сделки. В таком случае, как утверждают специалисты, оценку земли целесообразно определять по формуле:

ЦЗ = (ЗР: NБ) х100%,

где ЦЗ — цена земли; ЗР — земельная рента; NБ% — норма банковского процента.

Например, ежегодная рента с 1 га земли составляет 7000 гривен, а банкиры предлагают в среднем 10% годовых. Исходя из этого, 1 га будет стоить в пределах 70 000 гривен. Таким образом, потенциальный покупатель может отнести в банк свои кровные и получать такие же доходы, как и землевладельцы (которые рассуждают так же, вынашивая свои планы на будущее).

Конечно, в нынешних реалиях такие расчеты выглядят скорее теоретическими, чем практическими. Ведь конкретная цена земли как товара будет определяться конъюнктурой рынка — спросом и предложением, достаточно ясно (может расти или уменьшаться в зависимости от изменения цены).

Величина спроса зависит от различных факторов: размера земельного налога, транспортных коммуникаций, электросетей и даже инфляции (поскольку земля — ​​реальный актив). На земельную стоимость также влияют снижение доходов фермерских хозяйств, местоположение, плодородие и тому подобное. Оценка участка должно базироваться на результатах геодезических и геологических исследований (информации о составе почвы, уровень протекания грунтовых вод, рельеф).

При этом следует обратить внимание и на кадастровую оценку, которая позволяет количественно установить уровень ценности участка среди окружающих земель (ориентировочную стоимость). Более подробно говорить о рынке земель можно будет только после того, как он заработает. На данный момент можно руководствоваться только пожеланиями со стороны землевладельцев и арендаторов.

Кто сколько даст?

Земля в Украине дорожает из года в год. Это вызвано рядом причин: повышением размеров земельной ренты (вследствие роста индустрии отдыха и туризма), высоким спросом на сельскохозяйственную продукцию и медленным ростом урожаев.

Также не надо забывать, что в результате процессов урбанизации значительная часть земель изъята из сельскохозяйственного оборота и передана под строительство небоскребов, дорог, «рукотворных» морей (вспомнить хотя бы о Киевском водохранилище, ради которого в советские времена уничтожили около полутора десятка окружающих сел).

Эти и другие факторы указывают на то, что рынок земельных отношений будет развиваться, а вместе с ним — пользоваться повышенным спросом и сама оценка земли. После снятия моратория ожидается рост цен, как это наблюдалось в соседней Польше (где стоимость одного гектара иногда подпрыгивала до 10 000 евро).

По мнению экспертов, стартовая цена за 1 га сельскохозяйственной земли в среднем составит $ 2 500 (около 70 000 гривен). По крайней мере так считает доктор экономических наук, заведующий отделом земельных отношений и природопользования Института аграрной экономики Ольга Ходаковская.

По ее данным, свои земельные паи хотят продать около 10,4% владельцев. Если говорить языком цифр, то предложение на рынке земель составит 1,5-2,8 млн га сельхозугодий.

В то же время для трети землепользователей (32%) приемлемой для выкупа земель является цена, не превышающей $ 500 за 1 га. Еще 22,2% могут предложить землевладельцам вдвое больше — около $ 1000. Доля лиц, которые могут заплатить $ 2000, составляет лишь 10,7%. Указанные суммы свидетельствуют об очевидной попытке потенциальных покупателей и продавцов выдавать желаемое за действительное.

Принцип «кто больше даст» может привести к тому, что значительная часть земли окажется в руках представителей иностранных структур (через подставных лиц), которые будут спекулировать земельными участками в Украине. Как это возможно реализовать на практике? Схема довольно проста: на первом этапе создается общество с ограниченной ответственностью «А» с последующим распределением уставного капитала: 99% + 1% (99% — нерезидент, 1% — физическое лицо, гражданин Украины). На втором — создается ООО «Б» с новым распределением уставного капитала: 99% + 1% (99% — ООО «А», 1% — физическое лицо, гражданин Украины). И именно это ООО ( «Б») уже не будет иметь признаков иностранного предприятия (о котором упоминается в Земельном кодексе), поскольку де-юре основано гражданином Украины и юридическим лицом Украины.

Еще один вариант возможен при создании ООО «нужным» гражданином Украины, а после госрегистрации права собственности осуществляется выкуп долей в уставном капитале непосредственным заказчиком — иностранным субъектом.

Впрочем, юристы могут назвать еще с десяток способов обойти ограничения на продажу земли нерезидентам, установленные Земельным кодексом. Это вызвано тем, что действующее законодательство не содержит существенной запрета на то, чтобы иностранные компании или граждане других государств выкупали доли в уставном капитале юридических лиц (имеющих в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения).

Такой путь капитализирует аграрные отношения, но не способствует формированию реального владельца и хозяина земли.

Процедура

По данным Государственного земельного кадастра, уже внесены данные о 18 млн участков с 25 млн имеющихся (эту информацию еще нужно согласовать с Государственным реестром прав на недвижимое имущество).

Перед введением рынка нужно завершить инвентаризацию государственных земель. А именно снятие моратория нужно проводить в два этапа: сначала снять запрет на отчуждение земли коммунальной и государственной собственности, в дальнейшем — предоставить разрешение на отчуждение частных участков через проведение прозрачных торгов.

В любом случае на этом рынке нужно навести порядок, поскольку там процветают теневые схемы: значительную часть земель еще не зарегистрировали и незаконно передают в аренду.

Также надо четко очертить круг субъектов, которые будут покупать земли сельскохозяйственного назначения. Сейчас это юридические и физические лица, которые не имеют подтверждения о своей аграрной квалификации.

Сегодняшняя стоимость 80% участков, которые выставлены на продажу, гораздо завышена. Такие цены, как правило, продиктованы не условиями рынка, а лишь желанием продавцов. Чтобы избежать подобных ошибок, надо воспользоваться выводами экспертов.

Новые законодательные инициативы предусматривают деятельность лицитатора — физического лица со спецподготовкой, которая непосредственно проводит аукционы и фиксирует самую высокую цену во время проведения земельных торгов. Лицензированием субъектов этого вида деятельности будет заниматься орган исполнительной власти — Государственное агентство земельных ресурсов Украины.

Публичные торги должны начинаться с объявления лицитатором стартовой цены с одновременным ударом гонга (молотка). Если в течение трех минут никто не отреагировал, лот снимается с продажи. Всем участникам, которые отказались приобрести землю, гарантийные взносы не возвращаются. Землю продадут тому, кто предложит самую высокую цену.

Победитель обязан в течение 10 банковских дней заключить договор купли-продажи и перечислить средства на соответствующий номер банковского счета. Срок оплаты может быть продлен с согласия заказчика, но не более 30 календарных дней. Если же победитель отказывается подписать протокол, то автоматически лишается права на дальнейшее участие в аукционе.

Стартовая цена сельскохозяйственных земель, относящихся к государственной собственности, не может быть ниже ее стоимости: она определяется на основании результатов экспертной денежной оценки (которая проводится в соответствии с методикой, утвержденной Кабмином).

С момента продажи участка сельскохозяйственного назначения не допускается изменение его целевого назначения в течение 10 лет.

Зарубежный опыт

По данным различных исследований, средняя цена за 1 га сельскохозяйственной земли в Венгрии составляет $ 4000, Эстонии — $ 5000, Румынии — $ 6000, Польше — $ 11 000. Самыми дорогими считаются земли Нидерландов и Швейцарии, где цены за 1 га достигают $ 63 700 и $ 70 000 соответственно.

Запрет на продажу сельскохозяйственной земли установлена ​​в американском штате Айова, Канаде, а также Израиле: там только разрешено брать землю в долгосрочную аренду — до 50 лет.

Во многих европейских странах отчуждения земли разрешается при определенных ограничений. Например, в Польше преимущественно практикуют семейные фермерства, которые обрабатывают около 80% земель. Максимальная площадь участка для одного владельца — 500 га. Земельный рынок находится под пристальным контролем государства — Агентства сельскохозяйственной собственности (которое выкупает землю по рыночной цене). А вот разрешения на покупку земли иностранцами отменили еще в 2016 году.

В Дании земельные участки сельскохозяйственного назначения могут продавать только при условии сохранения их статус-кво. Покупатели должны прожить последние восемь лет в сельской местности и заниматься только фермерством. Продавать землю разрешается только для нужд физических лиц — фермеров (максимальный лимит — до 150 га).

Зато у немцев все наоборот: 55% сельскохозяйственной земли принадлежит мощным по европейским стандартам агропредприятиям (или обрабатывается ими на правах аренды). Лимит колеблется от 400 до 500 га. Остальные земли — в собственности средних и мелких фермеров. Ограничений для покупки иностранцами нет. Но надо учитывать порядок отчуждения земель с разрешения местных органов власти: они должны получить обоснование со стороны потенциального покупателя и подтверждения его профессиональной подготовки.

В Болгарии купить землю могут граждане страны, члены Европейского Союза, юридические и физические лица, которые находятся там более пяти лет (речь идет только о представителях тех стран, с которыми заключены международные соглашения). На землю свободная, лимиты земельной собственности отсутствуют. Такая же ситуация и в Эстонии, где иностранцы могут приобрести землю для фермерских целей и даже изменять его целевое назначение (через пять лет).

Земельные участки, которые могут быть выделены для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно Земельного кодекса Российской Федерации относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Оборот земель указанной категории осуществляется в соответствии с законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Нижегородской области действует закон от 27.12.2007 г. № 195-З «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области». В соответствии с этим законом постоянно проживающим на территории Нижегородской области гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а также гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, или опыт работы в сельском хозяйстве не менее 5 лет, возраст которых не превышает 35 лет и работающим по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, или крестьянских (фермерских) хозяйствах могут быть предоставлены однократно бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и предоставляемых в собственность бесплатно для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается как произведение минимального размера земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленного Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N 58-З «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области», и числа членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В Нижегородской области эта площадь составляет 2,5 га.

При этом земельные участки предоставляются гражданам исходя из наличия свободных земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, для получения земельных участков согласно статье 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Вы имеете право обратиться с письменным заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в котором должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.

При наличии свободных (не занятых правами третьих лиц) земельных участков орган местного самоуправления может принять соответствующее решение.

Отмечаем, что с 2012 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации реализуются ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в рамках которых предоставляются:
— гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
— единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров;
— гранты на развитие семейной животноводческой фермы.

Вся информация по вышеуказанным программам размещена на сайте министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области www.mcx-nnov.ru в разделе «Малые формы хозяйствования».

Кроме того, на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все виды государственной поддержки, предусмотренной для сельхозпроизводителей области. Информацию о них можно найти на сайте министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области по адресу: www.mcx-nnov.ru.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» Вы можете получить льготный кредит на развитие сельскохозяйственной деятельности.

Помощь в подготовке бизнес-плана заявителю может быть оказана Государственным учреждением Нижегородской области «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Нижегородской области» (т.438-80-42, 438-80-87, Info-ncs@mail.ru).

В целях поддержки малого предпринимательства Нижегородской области принято постановление Правительства региона от 16.09.2010 № 618 «Об утверждении комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 года», в рамках которого, субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться различными формами государственной поддержки.

Кроме того, в области создано АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства», которое предоставляет поручительство для получения кредитов в банке (при недостаточности обеспечения) и реализует программу предоставления микрозаймов для малого бизнеса.

Вся информация по предоставлению поручительств и микрозаймов размещена на сайте Агентства по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства www.garantnn.ru.

Указанные программы распространяются исключительно на граждан Российской Федерации.

Земли фермерского хозяйства «Улугбек» Хазараспского района Хорезмской области были изъяты в государственный резерв. 66-летний фермер утверждает, что перевыполнил план по урожаю.

Изначально скотоводческое фермерское хозяйство «Улугбек» кишлака Бешта Хазараспского района, было создано Кадамбоем Ибодуллаевым в 1994 году. Затем направление деятельности было изменено на хлопководство и зерноводство, а земельная площадь доведена до 113,1 гектаров.

66-летний Кадамбой-ака управлял фермерским хозяйством в течение 21 года. Затем он вышел на пенсию и передал руководство сыну Улугбеку Ибодуллаеву.

Решение хокима об изъятии земель в резерв и начале процесса ликвидации

3 апреля 2020 года хоким Хазараспского района Уктам Машарипов вынес решение об изъятии в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек», об осуществлении процесса ликвидации фермерского хозяйства в установленном законом порядке, и проведении повторного тендера на земли.

Основанием для принятия такого решения послужило ходатайство отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района.

Там указано, что для урожая 2019 года (!) на основной площади было запланировано засеять 48,1 гектара хлопком, а фактически было засеяно хлопком 57,8 гектаров (на 9,7 гектаров больше). Планировалось засеять зерном 27,7 гектаров, а фактически засеяли 33,1 гектара (на 5,4 гектара больше). Планировалось засеять 2,7 гектара овощами, 1,6 гектара клевером, а фактически не засеяли. Планировалось засеять 1,9 гектара бахчевыми культурами, а фактически засеяли 3,8 гектаров (на 1,9 гектара больше). Вместо запланированных 2 гектаров маша, засеяли 3,2 гектара (на 1,2 гектара больше). Вместо запланированных 6,5 гектаров кормовых культур засеяли 6,2 гектара (на 0,3 гектара меньше). Планировалось засеять 19,6 гектаров рисом, а фактически засеяли 28,9 гектаров (на 9,3 гектара больше). А также, 2,9 гектара земельной площади использовались нерезультативно.

Кроме того, отмечалось, что руководитель фермерского хозяйства Улугбек Ибодуллаев незаконно пользовался земельной площадью без заключения договора долгосрочной аренды земли с районным хокимиятом.

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Хазараспского района также дал заключение о том, что договор аренды фермерского хозяйства «Улугбек» должен быть расторгнут, а земли изъяты в резерв районного хокимията.

Содержание заключения не отличается от ходатайства отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района. Вдобавок было указано, что фермерское хозяйство «Улугбек» не уплатило членские взносы размером 2,52 млн сумов на расчётный счёт Совета, и «не признаёт положения законодательства нашей Республики».

Незаконное решение хокима и путаница в ходатайстве и заключении, послуживших его основаниями

Внимание привлекает дата документов, принятых в связи с возвратом в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек».

Например, решение хокима Хазараспского района подписано 3 апреля 2020 года. Однако, как следует понимать тот факт, что послужившее основанием решения ходатайство «Ергеодезкадастра» подписано 6 апреля, а заключение Совета – 10 апреля, то есть уже после подписания решения хокимом?

Кроме того, согласно указу президента №5780, с 1 января 2020 года полномочия Совета Министров Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районных и городских хокимиятов по изъятию земельных участков сельскохозяйственного назначения и переводу их от одного фермерского хозяйства к другому были переданы соответствующим Кенгашам народных депутатов.

Отмена решения и недолгая радость

Руководитель фермерского хозяйства «Улугбек» направил обращение в виртуальную приёмную президента по поводу решения хокима Хазараспского района. Министерство юстиции провело проверку в отношении жалобы, выявило допущение факта правонарушения при принятии решения хокима Хазараспского района от 3 апреля 2020 года о возврате в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек», и ходатайствовало об отмене настоящего решения. В результате, 7 мая 2020 года это решение было отменено, а земли возвращены фермеру.

Фермер был воодушевлен, так как была обеспечена приоритетность закона и восторжествовала справедливость. Но радость его продлилась недолго.

12 мая 2020 года Кенгаш народных депутатов Хазараспского района вынес решение о расторжении договора долгосрочной аренды земельных участков с рядом фермерских хозяйств, в том числе, с фермерским хозяйством «Улугбек».

При этом в качестве основания для расторжения договора долгосрочной аренды было указано «неверное использование земель с невыполнением договорных условий, в частности фермерское хозяйство «Улугбек» не засеяло установленные виды посевов, не заключило договор земельной аренды, и грубо нарушило агротехнические мероприятия».

Опровержение фермером фактов, послуживших «основанием» для изъятия земель

Основатель фермерского хозяйства Кадамбой Ибодуллаев прокомментировал факты, указанные в ходатайстве и заключении и послужившие «основанием» для изъятия земель.

Во-первых, в причинах, приведённых в ходатайстве и заключении, указывается урожай 2019 (!) года. Но почему Совет поднимает этот вопрос только сейчас, в самом разгаре сезона, а не зимой, когда как раз и занимаются подведением итогов предыдущего сезона?

Во-вторых, в обвинениях о том, что земельные площади были засеяны в большем или меньшем количестве, напрочь отсутствует логика. Поскольку фермер не получил договоры, где был бы указан годовой план урожая на 2019 год. Согласно практике, применяющейся в течение многих лет в сфере сельского хозяйства, договор с указанием посевных площадей и планируемого урожая фермеру на руки не выдаётся. Это делается, чтобы держать бразды правления над фермерами и проворачивать всё в своих интересах, а в конце сезона предъявлять фермерам «недостатки» в выполнении плана урожая.

Фермеров заставляют подписать и поставить печать на пустой бланк договора о выращивании хлопка и зерна (то есть бланк, где не указана засеиваемая земельная площадь и запланированный урожай), а документ им в руки не дают. Фермеру просто дают устное поручение – «на стольких-то гектарах засеешь столько-то посевов». А в конце года, в зависимости от того, какой получился урожай – хороший или плохой – в пустых графах договора завышают или занижают показатели (земельную площадь или планируемый урожай). Если занизят, то излишки урожая перейдут на счёт фермеров, не выполнивших план. И вот в течение многих лет фермеры работают в таких условиях. Фермеры в полном смысле слова зависимы от местных хокимов, которые держат их на коротком поводке. А «непокорные» фермеры, которые не хотят ставить печать и подписывать пустую бумагу, «выходят из игры».

Фактически, руководитель фермерского хозяйства «Улугбек» узнал о том, сколько ему надо было засеять хлопка, пшеницы, риса или других посевов в 2019 году, не из договора, а из ходатайства и заключений, написанных «постфактум» в апреле 2020 года.

В-третьих, верно, что районный хокимият не заключал договора долгосрочной аренды земли с фермерским хозяйством «Улугбек». Кадамбой Ибодуллаев объяснил, по каким причинам. Он несколько раз требовал у отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района внести ясность о действительной площади выделенных ему земель. Дело в том, что некая часть предложенных фермеру земель своевременно не была изъята в государственный резерв. И сейчас местное население использует эти земли в качестве приусадебных участков. На некоторых землях производились попытки незаконного строительства жилья. Кадамбой Ибодуллаев не хочет, чтобы эти спорные земли попали в его распоряжение, он не желает нести за них ответственность и платить налоги за земли, которыми пользуются другие. Фермер хочет подписать договор после освобождения таких земель. Он не желает скандалить со своими односельчанами. Так разве отдел государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района не обязан сначала уточнить настоящие границы и владельцев этих земель, узаконить всё это, и только потом предлагать договор долгосрочной аренды? К сожалению, эти работы до сих пор не выполнены.

В данный момент у фермерского хозяйства «Улугбек» есть договор долгосрочной аренды земли (на 45 лет) с районным хокимиятом, заключённый на 94 гектаров земельной площади с конкретными границами.

В-четвёртых, в решении указано, что фермер нерационально использует землю с грубым нарушением агротехнических мероприятий. Но разве там не нужно было отметить, что данный факт изучался комиссией, и подписать акт с участием фермера? Ведь нужно же хотя бы указать, какие именно агротехнические мероприятия нарушил фермер, и каким образом он нерационально использовал землю? Почему депутаты не изучили этот вопрос в присутствии фермера?

Фермер полностью выполнял планы за последние три года, и хочет понять, почему его лишают земли

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса, право аренды земельного участка прекращается в случае нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного в течение трёх лет (по кадастровой оценке).

Однако фермерское хозяйство «Улугбек» в течение последних трёх лет перевыполнило все планы. В том числе, план урожая 2017 года был выполнен на 103,6 процентов, урожая зерна – на 104,7 процентов. В 2018 году план урожая хлопка выполнен на 100,8 процентов, урожая зерна – на 120,6 процентов. В 2019 году план урожая хлопка выполнен на 102,4 процента, урожая зерна – на 120 процентов. Об этом имеются подтверждающие документы.

Кадамбой Ибодуллаев по профессии тракторист, большую часть жизни он провёл, трудясь в поле, занимается фермерством уже в течение 26 лет. Он является одним из самых уважаемых и передовых фермеров Хазараспского района. У него есть вся необходимая техника для земледелия. Несколько лет назад при поддержке Шавката Мирзиёева, в то время занимавшего пост премьер-министра, он приобрёл китайский гусеничный трактор марки YTO. Даже в годы засухи и других неблагоприятных природных условий он перевыполнял планы урожая. Да и в этом году посевы пшеницы и хлопка в фермерском хозяйстве «Улугбек» уродились на славу, и радуют глаз.

Кадамбой Ибодуллаев очень недоволен такой несправедливостью со стороны хокимията Хазараспского района по отношению к своему фермерскому хозяйству. Он не понимает, за какие такие грехи совет депутатов изымает его земли в резерв.

После всех этих перипетий 6 работников, трудившихся в фермерском хозяйстве и кормивших за счёт этого семьи, остались без работы. И теперь неизвестно, что будет с их семьями в такое трудное для страны время…

Нурмухаммад Саид,

перевод Вадим Султанов,
Анастасия Ткачева

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes