Этапы развития пенсионной реформы
Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году.
В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.
В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основныепринципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.
Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.
Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.
1998 – 2001
В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.
В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.
В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го.
В 2002 году в России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.
НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).
ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.
Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.
Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.
2010 – 2012
В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.
В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.
Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.
Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.
1 января 2013 г. в России началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, долгосрочная стратегия которой была утверждена правительством в декабре 2012 года.
Продлили время на раздумье, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать
В соответствие с принятыми федеральными законами возможность выбора тарифа на накопительную часть пенсии продлили до 31 декабря 2015 года: можно либо оставить 6%, либо отказаться от формирования накопительного компонента.
ПФР перестал рассылать «письма счастья»
Еще одно нововведение касается «писем счастья» ПФР – Пенсионный фонд больше не будет рассылать письма с информацией о состоянии индивидуального счета в системе обязательного пенсионного страхования. Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, а полную выписку с лицевого счета можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.
Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения
Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год.
Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор
В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии.
В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет.
2014
Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования
В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.
«Заморозка» накопительной части пенсии
В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.
Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.
Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений
Цель «заморозки» накопительной части пенсии – введение системы гарантирования пенсионных накоплений и акционирование негосударственных пенсионных фондов.
На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – ).
Повышение и перерасчет пенсий
В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.
Страховые взносы
На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.
Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.
Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года
Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.
2015
С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии:
страховую пенсию
накопительную пенсию.
Новые правила расчета пенсии с 2015 года применяются только к страховой части трудовой пенсии (по старой терминологии).
С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, как раньше, а в, так называемых, пенсионных коэффициентах или баллах.
Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения.
До конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:
ü сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или
ü полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.
Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ. В соответствии с данным законодательством создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая включает:
ü резервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в каждом НПФ, и
ü общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы обязательного пенсионного страхования.
Первым поколением женщин, для которых пенсионный возраст составит 60 лет, будут женщины, родившиеся в 1968 году (сейчас им 49 или 50 лет). И соответственно, более молодые женщины тоже будут выходить на пенсию в 60 лет после 2028 года. То есть бенефициарами президентского смягчения являются женщины 1969 года рождения и младше — правительственный законопроект поднимал им пенсионный возраст до 61–63 лет.
Ядерный электорат
Смягчение для женщин планировалось заранее, уверен политолог Алексей Макаркин. Женщины старше 45 лет являются значимой частью президентского электората, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Правительство изначально предложило «сугубо технократичный» вариант, который вызвал шоковую реакцию у женщин, сказал РБК Макаркин. По его словам, возраст выхода на пенсию для них изначально завысили, чтобы впоследствии президент мог изменить параметры реформы и дистанцироваться от правительства.
Из-за того что повышение пенсионного возраста для женщин остановится на 60 годах (вместо 63), экономия бюджетной системы от реформы сократится на 3,6 трлн руб. за шесть лет — с 2029 по 2035 год, сообщила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. Открытым остается вопрос, как это скажется на планах властей увеличивать пенсии темпами выше инфляции после 2028 года. Ранее министр труда Максим Топилин говорил, что вся экономия пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста пойдет на опережающую индексацию пенсий, но результаты соответствующих расчетов предъявлялись только до 2024 года.
Женские пенсии в стране на 11% ниже мужских — около 12,8 тыс. руб. в среднем против 14,4 тыс. руб. (данные Росстата на 1 января 2018 года). Одним из аргументов в пользу более не актуального сценария «65/63» правительство называло относительно низкие текущие размеры пенсий женщин.
Смягчение границ пенсионного возраста для женщин — «абсолютно разумное решение», сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Женщины в возрасте 60 лет и старше выполняют важную социальную функцию, они ухаживают за внуками и за нетрудоспособными супругами, отметил Сафонов. «Если задирать возраст для женщин до высокого уровня, это сразу будет сказываться на количестве занятых лиц молодого поколения», — говорит он. Логика такова: например, если бабушка может начать сидеть дома с внуками, мама может выйти на работу, а если бабушка вынуждена работать дольше из-за более высокого пенсионного возраста, мама будет сидеть с ребенком.
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»
На полгода раньше
Граждане, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, пообещал Путин. То есть мужчины, родившиеся в 1959 и 1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964 и 1965 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше. Мужчины 1959–1960 годов рождения смогут выйти на пенсию в 60 с половиной и 61 с половиной лет соответственно, женщины 1964–1965 годов рождения — в 55 с половиной и 56 с половиной лет соответственно.
«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года», — сказал президент. Это мера по смягчению «шока» для тех, кто готовился к пенсии уже в следующем году или через год, но этим летом узнал, что выход на пенсию задерживается. «Сложнее всего придется тем, кто первым столкнется с повышением пенсионного возраста», — признал Путин.
По мнению Александра Сафонова, подавляющее большинство граждан воспользуются этим правом и выйдут на пенсию на полгода раньше. Как сообщила Голикова, в результате этой инициативы бюджет сэкономит на 490 млрд руб. меньше (в сумме за 2019–2024 годы), чем предполагал правительственный законопроект.
Защита для предпенсионеров
Пенсионную реформу Путин предложил дополнить мерами по защите людей предпенсионного возраста. Само понятие предпенсионного возраста расширяется — сейчас оно затрагивает россиян, которым остается два года до выхода на пенсию (для них доступны программы поддержки занятости), а согласно предложению Путина, будет защищать тех, кому остается пять лет до пенсии.
Впрочем, такая мера будет действовать лишь в течение переходного периода реформы, то есть до 2028 года. Затем предпенсионный возраст снова будет составлять два года до пенсии, следует из слов президента. Правительству Путин поручил утвердить для предпенсионеров специальную программу по повышению квалификации (министр Топилин говорил, что федеральный бюджет будет тратить на нее 5 млрд руб. ежегодно).
Стимулы для компаний, которым придется трудоустраивать и сохранять предпенсионеров на работе, еще предстоит разработать правительству — такое поручение кабинету дал Путин. Ранее в «Единой России», например, предлагали разработать механизмы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, который ориентируется на пожилых работников. Пока же избегать увольнения пожилых россиян, которые еще не вышли на пенсию, планируется путем ужесточения ответственности для работодателей. Для них нужно ввести «административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», заявил Путин.
Для тех предпенсионеров, которые решили уволиться с работы сами, планируется повысить пособие по безработице. Сейчас его максимальный размер для всех составляет 4900 руб., а Путин предложил увеличить его для граждан предпенсионного возраста до 11280 руб.
Идея об уголовной ответственности для работодателей обсуждалась в Минтруде — министерство указывало, что это позволит «не допустить увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами», и добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к гражданам предпенсионного возраста.
Наказанием для работодателей (должностных лиц предприятий) за увольнение сотрудников, достигших предпенсионного возраста, могут стать штрафы до 200 тыс. руб. или зарплата должностного лица за 18 месяцев, заявила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. «Будем базироваться на статье за необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности или имеющей детей до трех лет… Это штраф до 200 тыс. руб. или зарплата за 18 месяцев», — сказала Голикова. Речь идет о ст. 145 Уголовного кодекса.
Бизнес предостерегает
Бизнес воспринимает идею ужесточения ответственности с опаской. Стимулом не увольнять людей старшего возраста такая мера не станет, предупреждает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Наоборот, работодатель будет с опасением относиться к подобным вариантам и будет, грубо говоря, на дальних подступах убирать людей, с которыми может произойти такой конфликт. Служба по персоналу и юристы будут заточены на то, чтобы заранее подстраховаться и обложить такого человека определенными замечаниями и выговорами», — рассуждает Назаров.
Административная ответственность поможет сохранить сотрудников на работе, но «в Уголовном кодексе и так статей хватает», отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. Если уголовную ответственность введут, «работодатели для подстраховки начнут массово увольнять женщин в 54 года, а мужчин в 59 лет», считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Сохранять предпенсионеров на работе помогли бы льготы по пенсионным взносам, говорит Калинин: «Это правильно, потому что человек делает взносы не для себя, а для тех поколений, которые уже отработали» (такова суть солидарной пенсионной системы). Сейчас размер взносов на пенсионное обеспечение составляет 22% от фонда оплаты труда, их уплачивают работодатели из собственных средств.
Положительный эффект может оказать бесплатная диспансеризация, о которой также говорил Путин (ради нее работодатель должен будет давать сотрудникам предпенсионного возраста два оплачиваемых выходных в году), считает Калинин. По его словам, работодатели смогут удостовериться, что у работников нет серьезных заболеваний. Еще одна положительная мера — повышение квалификации, которое профинансирует федеральный бюджет, но заказчиком таких программ должен быть бизнес, их не надо навязывать, подчеркивает Калинин.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Помимо послаблений по страховым взносам помогли бы льготы для компаний, в которых не менее половины сотрудников — пенсионеры, указывает Назаров. По его мнению, для них можно было бы снижать налог на прибыль, как это раньше было в компаниях, где больше половины работающих были инвалидами.
Льготы переходного периода
Путин дополнил реформу обещанием сохранить льготы для граждан, которые выйдут на пенсию позже, чем они рассчитывали: федеральные льготы пенсионеров для них продолжат действовать начиная с 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят.
Смягчить пенсионную реформу таким способом предлагала «Единая Россия», само предложение обсудили в правительстве. Но в версии, представленной президентом, появилась оговорка о том, что льготы сохранятся только на переходный период реформы. Получается, что мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения смогут воспользоваться «старыми» льготами: по достижении 60/55 лет смогут, например, не платить налог за квартиру, хотя пенсионный возраст для них уже будет составлять 64 года и 59 лет соответственно. А следующее поколение (мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения) уже будут пользоваться этими льготами только начиная с 65/60 лет.
Еще один блок льгот — региональные, они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте. Путин заявил, что рассчитывает, что власти субъектов также сохранят их в старых пенсионных границах на переходный период.
Другие послабления
Среди других послаблений в правительственный законопроект, которые предложил Путин, — сохранение действующего пенсионного возраста для малочисленных коренных народов Севера, введение с 2019 года давно обещанной надбавки к пенсиям сельских жителей и сокращение трудового стажа, дающего основания для досрочного выхода на пенсию.
Июньский законопроект правительства предполагал, что пенсионный возраст граждан из числа малочисленных народов Севера будет повышен до 60/58 лет (с действующих 55/50 лет). Теперь коренные народы Севера (численность их, по данным переписи 2010 года, составляла около 260 тыс. человек) присоединятся к категориям (работающие с вредными и тяжелыми условиями труда, члены экипажей гражданских самолетов, спасатели, «чернобыльцы», инвалиды и т.д.), которых повышение пенсионного возраста вообще не затронет.
Законопроект правительства также вводит новое основание для досрочного выхода на пенсию — очень длительный трудовой стаж: женщины со стажем не менее 40 лет и мужчины со стажем не менее 45 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общего пенсионного возраста. Однако мало кто смог бы воспользоваться этой возможностью, следовало из заключения комитета Госдумы по труду и социальной политике: по его расчетам, чтобы в переходный период воспользоваться правом выйти на пенсию в 60/55 лет (как сейчас), как мужчины, так и женщины должны осуществлять непрерывную трудовую деятельность с 15 лет (а в дальнейшем с 18 лет). Путин предложил более реалистичные критерии по длительности стажа — 37 лет для женщин, 42 года для мужчин.
Путин предложил дать право досрочного выхода на пенсию женщинам, родившим трех или четырех детей. Матери троих детей смогут выходить на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста (то есть в 57 лет), четверых детей — соответственно на четыре года раньше (в 56 лет). Женщины, родившие пять или более детей, как и сейчас, смогут выходить на пенсию в 50 лет.
Наконец, президент вспомнил о существующей норме закона, которая должна была вступить в силу еще в 2016 году, но из-за проблем с бюджетом была отложена до 1 января 2020 года, — это 25-процентная надбавка к фиксированной части пенсий сельским жителям, проработавшим в сельском хозяйстве 30 лет и больше. Согласно инициативе Путина, эта надбавка вступит в силу на год раньше, с 1 января 2019-го.
Где возьмут 756 млрд руб.?
Экономия от повышения пенсионного возраста в 2019–2024 годах превысит 3 трлн руб., и все эти средства будут направлены на повышенную индексацию пенсий, говорил Топилин 21 августа на слушаниях в Госдуме. Этот расчет касался правительственных предложений. Дополнительные инициативы президента обойдутся примерно в 756 млрд руб. до 2024 года, следует из заявлений Голиковой, то есть планируемая экономия от повышения пенсионного возраста сократится до 2,2–2,3 трлн руб.
Но правительство сохраняет планы ежегодно в течение шести лет индексировать пенсию на 1 тыс. руб., так что ее средний размер увеличится до 20 тыс. руб. к 2024 году, и этот механизм ежегодной индексации должен быть заложен в законопроект о пенсионной реформе ко второму чтению, сказал Путин. Около 500 млрд руб., необходимых на предложения президента за шесть лет, «будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда» — отражены в трансфертах из федерального бюджета в бюджет ПФР, сказал первый вице-премьер Антон Силуанов, не уточнив, на сколько может увеличиться трансферт.
Оглавление Введение 3 1. Пенсионные системы: механизм функционирования и способы организации 6 1.1 Классификация и типология пенсионных систем 6 1.2 Факторы, определяющие специфику выбора пенсионной системы в странах с различным уровнем экономического развития 11 2. Анализ развития пенсионной системы в РФ 16 2.1 Опыт построения пенсионной системы в СССР 16 2.2 Опыт построения пенсионной системы РФ 22 3. Реформирование пенсионной системы РФ 30 3.1 Развитие пенсионной системы в России: успехи и неудачи реформирования 30 3.2 Возможность использования зарубежного опыта в проведении реформ 35 Заключение 47 Список литературы 50 Приложения 59 Введение
Актуальность темы. Пенсионное обеспечение — базисная и одна из наиболее значимых общественных гарантий устойчивого формирования общества, потому, что, как правило, напрямую затрагивает круг интересов нетрудоспособного населения (больше 25-30% жителей) каждый государства, а косвенно фактически все трудоспособное население. Обеспечение прав отечественных граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответственного пенсионного возраста гарантируется Конституцией Российской Федерации. Государственные пенсии и общественные пособия устанавливаются законодательством. Награждаются добровольное общественное страхование, формирование дополнительных форм общественного обеспеченья и благотворительность». В силу масштабности общегосударственной программы пенсионного обеспеченья в обстоятельствах нашей государства, а кроме того принимая во внимание ее сложность, предопределенную отличительными чертами накопленных за общесоветский этап пенсионных обязательств, нынешняя пенсионная система РФ, представляет большую значимость никак не только лишь в общественной и социально-политической жизни только страны, однако и в финансово-экономной организации государства, проявляя наиболее основательное воздействие в развитие и переназначение валютных ресурсов в областном и отраслевом аспектах. Наравне с низким уровнем изученности нашей организации пенсионного обеспеченья необходимо заметить низкую степень изученности финансовых основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных государствах с разным общественно-финансовыми и демографическими отличительными чертами. Для регулярного изложения основных принципов реформирования пенсионной организации РФ первоначально были установлены предметы реформирования, сформулированы важные проблемы, мешающие прочному формированию пенсионной организации. На современном этапе пенсионная концепция нашей государства показана работой внебюджетного правительственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими фирмами. Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования. Это во многом объясняет обращение ученых — правоведов, социологов, экономистов, политологов — к анализу вопросов связанных со стратегией развития пенсионной системы до 2030 года. Вопросы стратегии развития пенсионной системы до 2030 года в современной России как самостоятельного правового явления изучают совсем не много ученых, например: А.В. Малько, И.С. Морозова, Д.Н. Бахрах, М.Н. Марченко. Объектом исследования являются процессы развития пенсионной системы. Предметом исследования выступает механизм управления развитием пенсионной системы в целях реформирования на основе совершенствования методик ее построения. Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации. Рабочая гипотеза основана на выдвижении положения о том, что в современных условиях нехватки средств для реформирования пенсионной системы существенно возрастает значение применения зарубежного опыта как одного из факторов обеспечения эффективности механизма реформирования. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, определившие логику и структуру работы: ? рассмотреть классификацию и типологию пенсионных систем; ? выявить факторы, определяющие специфику выбора пенсионной системы в странах с различным уровнем экономического развития; ? провести анализ развития пенсионной системы в СССР и РФ; ? исследовать реформирования пенсионной системы РФ. Методология исследования включает в себя элементы статистического и системного анализа, процессного подхода к управлению, которые позволили обеспечить научную обоснованность проведенного исследования, теоретических и практических выводов. Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и выводы, представленные в работах отечественных авторов, касающиеся вопросов формирования пенсионной системы, проблем стимулирования и регулирования реформирования пенсионной системы. Информационно-эмпирической базой исследования послужили официальные данные ежегодники, ведомственные справочники, сведения специализированных аналитических компаний, а также монографические исследования отечественных ученых, документы первичной отчетности, аналитические доклады и записки. Научная новизна исследования состоит в обосновании того, что современных условиях нехватки средств для реформирования пенсионной системы существенно возрастает значение применения зарубежного опыта как одного из факторов обеспечения эффективности механизма реформирования. Теоретическая значимость обоснована тем, что перекладывая часть ответственности за пенсионное обеспечение на будущих пенсионеров, роль государства продолжает оставаться весьма значимой в определении стратегически продуманного алгоритма последовательных действий. Практическая значимость определяется влиянием полученных рекомендаций, на решение практических вопросов реформирования пенсионной системы РФ в современных условиях. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и состоит из введения, 3 глав, включающих шесть разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение
Сделать соответствующие выводы, ознакомившись с материалом данной работы не сложно. Итак: Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме. Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью. Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом. Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора. По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом: трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования; пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами. По основаниям назначения пенсии классифицируют на пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий: государственным служащим, судьям, инвалидам, депутатам, детям-сиротам, военнослужащим и другим категориям граждан. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Однако из этого правила законодательство предусматривает ряд исключений. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны; родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий); вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак; нетрудоспособные члены семей граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Совершенствование пенсионной системы, возникнувшей с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства и вхождения его в силу с января 2002 года, стала огромнейшим на сегодня и наиболее эффективным общественным проектом в Российской Федерации. Программой пенсионной реформы в России в долгосрочный период предусматривается переход от имеющейся распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, состоящей из: государственного пенсионного страхования, по которому выплату пенсий осуществляют на основании страхового (трудового) стажа, сумм уплаченного взноса в бюджет государственного пенсионного страхования, при этом производят финансирование государственного пенсионного страхования как при помощи текущего поступления в Пенсионный фонд России, так и при помощи средств, получаемых от направления части обязательного взноса на накопление; государственного пенсионного обеспечения для отдельной категории граждан, а кроме этого лиц, которыми не приобретено право на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — при помощи средств федерального бюджета; дополнительного пенсионного страхования, осуществляемого при помощи добровольного взноса работодателя и работника, а в случаях, которые установлены по законодательству России – обязательного страхового взноса. С целью совершенствования пенсионной системы России: нужно выработать научные инструментарии с целью оценки социального риска и обоснования соответствующего уровня социальной гарантии пенсионеров, а также с целью упорядочения на данной базе организационной, финансовой и правовой формы социального страхования, личного страхования; следует предусмотреть новейший порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в процессе финансового обеспечения системы; следует усиливать взаимозависимость между страховым взносом и пенсией. Установление размера пенсии нужно связать с величиной страхового накопления, определяемого на протяжении всего трудового периода.
Список литературы