Экспертиза в коммерческом праве
Содержание
Понятие экспертизы в уголовном праве
Определение 1
Экспертиза в уголовном праве – это исследование специального характера, которое назначается по решению дознавателя, следователя, прокурора или суда по вопросам, которые имеют весомое значение для дела.
Экспертиза в уголовном праве называется судебной вне зависимости от того, на какой стадии она совершается.
Сама экспертиза, то есть вид исследования, осуществляемого компетентными специалистами, выходит за рамками уголовно- процессуальных отношений.
Сам процесс этого исследования нормами УК РФ, УПК РФ не может быть регламентирован. Следственное действие состоит только в назначении исследования (судебной экспертиз). В процессе исследований должен быть реализован обширнейший круг уголовно-процессуальных правовых отношений, участники которых — с одной стороны: дознаватель, прокурор, следователь; а с другой – эксперт, а остальные, регламентированные нормами УПК стороны отношений, при участии подозреваемого, обвиняемого и защитника.
Основания для назначения экспертизы
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Экспертиза в уголовном праве 420 руб.
- Реферат Экспертиза в уголовном праве 250 руб.
- Контрольная работа Экспертиза в уголовном праве 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основанием для назначения экспертизы представляется возникающая при производстве уголовного дела необходимость в специальных познаниях. Экспертиза не назначается для доказательства фактов, устанавливаемых без специальных познаний самостоятельно следователем либо дознавателем. Судебная экспертиза производится по разнообразным вопросам, которые относятся к любой отрасли науки, искусства, техники или ремесла. Только лишь отрасль правоведения в данном случае составляет исключение. Весь спектр правовых вопросов, к какой бы отрасли они не принадлежали, при производстве по уголовному делу должны быть разрешены дознавателями, следователями, прокурорами и проведению экспертного исследования не подлежат.
Согласно статье 196 УПК РФ, назначать, производить судебную экспертизу обязательно, если необходимо установить:
- причину смерти;
- характеры и степени вреда, причиняемого здоровью;
- психическое/физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда зародились сомнения в его вменяемости либо способностях самостоятельно защитить собственные права, законные интересы в уголовном судопроизводстве;
- психическое/физическое состояние потерпевшего лица, когда появились сомнения в его способности к адекватному восприятию обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и даче показаний;
- возрастные параметры подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, если это является важным обстоятельством для уголовного дела, а документов, подтверждающих его возраст, нет либо они вызывают сомнение.
Установлен обязательный порядок для проведения таких экспертиз:
- технические экспертизы – при нарушении ПДД либо эксплуатации автомототранспорта;
- судебно-медицинские экспертизы — по делам, касающихся изнасилований, заражений венерическими болезнями, связанных с огнестрельным оружием, наркотическими средствами и пр.
Типы экспертиз
Существуют комиссионные судебные экспертизы, они проводятся не менее чем 2 экспертами одной области познаний. Комиссионная форма экспертизы определяется следователем, руководством экспертного учреждения, которому поручено провести судебную экспертизу, согласно ст. 200 УПК РФ.
Также выделяются комплексные экспертизы, в них участвуют эксперты различных областей познаний, согласно статье 201 УПК РФ.
Может назначаться дополнительная экспертиза, это происходи в тех случаях, когда в заключении присутствует недостаточная ясность, само заключение является неполным либо же появились новые вопросы, это исследование может быть поручено тому же эксперту либо другому, согласно статье 207 УПК РФ.
Если же возникают сомнений в обоснованиях заключений эксперта либо наличия противоречий в нем, по этим же вопросам возможно назначение повторной экспертизы, которая поручается уже другому эксперту.
Если следователь считает необходимым назначить судебную экспертизу, то подготавливает об этом постановление.
Производство судебной экспертизы проводится государственными судебными экспертами либо другими экспертами, обладающими специальными познаниями.
Права обвиняемого, подозреваемого при проведении экспертизы
Следователь предоставляет для ознакомления постановление о назначении судебной экспертизы подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, а так разъясняет их права:
- получение в целях ознакомления постановления о назначении судебной экспертизы;
- заявления отвода эксперту или ходатайства о производстве судебной экспертизы в ином экспертном учреждении;
- ходатайство привлечения в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
- ходатайство по поводу внесения в постановление, о назначении судебной экспертизы каких-либо дополнительных вопросов эксперту;
- присутствие с разрешения следователя при проведении судебного исследования (экспертизы), дача объяснений эксперту;
- возможность ознакомления с заключением эксперта либо сообщением об отсутствии возможности дать заключение, с протоколом допроса эксперта.
Об этом должен быть составлен протокол, который подписывается следователем и лицами, которые были ознакомлены с постановлением.
Замечание 1
Судебная экспертиза по отношению к потерпевшему, а также по отношению к свидетелю может назначаться только с их согласия либо согласия законных представителей данных лиц, которые даются в письменном виде.
Исключение могут составлять следующие случаи, когда экспертиза медицинская, психиатрическая, психологическая назначена, чтобы установить:
- Характер и степень причиненного вреда здоровью;
- Психическое или физическое состояния лица, в случае если возникли сомнения в его способности адекватно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение в уголовном деле, и даче показаний;
- Возраст лица, если это имеет значение для хода уголовного дела, а документов, которые подтверждают его возраст, нет либо они вызывают сомнение (статья 196 УПК РФ).
Судебные экспертные учреждения
Судебно-экспертные учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами относятся скорее к юридическим лицам смешанного типа, с элементами публичного права. Это обусловлено наличием значительного публичного начала в их целях деятельности и сфере приложения своих средств и усилий. Наличие в уставе учреждения или организации в качестве одной из целей деятельности производства судебных экспертиз, дачи заключений специалистов, консультировании участников уголовного и гражданского, административного процесса в интересах правосудия свидетельствует о наличии публично-правового начала.
Для того чтобы юридическое лицо обладало процессуальным статусом экспертного учреждения, необходимо наличие в его уставных документах указания, что судебно-экспертная деятельность является одной из основных, а не факультативной.
Судебно-экспертным учреждением является государственное или негосударственное учреждение, специализирующееся на проведении судебных экспертиз для органов следствия, дознания, прокуратуры и суда, а также для адвокатуры и по обращениям частных лиц.
Существует два вида экспертных учреждений — государственные судебно-экспертные учреждения и иные (негосударственные) экспертные учреждения.
Государственные судебно-экспертные учреждения — это специализированные государственные учреждения (или их подразделения), основной функцией которых является организация и производство судебной экспертизы. Они производят судебные экспертизы по заданиям дознавателя, следователя, прокурора и суда в соответствии со своим профилем и территориальной зоной обслуживания. Государственные судебно-экспертные учреждения имеются в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства обороны, Федеральной противопожарной службы. Они производят в настоящее время большинство судебных экспертиз по уголовным делам. Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами, производящими судебную экспертизу в порядке исполнения своих служебных обязанностей. К ним предъявляются определенные профессиональные и квалификационные требования, и они подлежат аттестации в установленном порядке.
Деятельность этих учреждений регламентирована Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Негосударственные экспертные учреждения — это организации, основным видом деятельности которых является производство судебных и независимых экспертиз по назначению судов, правоохранительных органов, заказам юридических и физических лиц на договорной основе.
Уровень негосударственных судебно-экспертных учреждений разный, но во многих из них работают высококвалифицированные эксперты, как правило, имеющие свидетельства на право производства экспертиз или высшее судебно-экспертное образование, причем диапазон специальных знаний, которые могут быть востребованы, нередко значительно шире, чем в государственных судебно-экспертных учреждениях. В принципе, в негосударственных экспертных учреждениях могут быть осуществлены любые экспертизы, как достаточно часто встречающиеся, так и неординарные.
Основная масса экспертиз выполняется негосударственными судебно-экспертными учреждениями для гражданского, административного и арбитражного процесса, поскольку государственные экспертные учреждения сильно загружены экспертизами по уголовным делам. Как правило, экспертизы в этих учреждениях производятся куда оперативней, чем в государственных, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди отсутствуют, а при большом наплыве экспертиз привлекаются дополнительные эксперты.
Для того, чтобы судебная экспертиза проводилась негосударственным экспертным учреждением, не требуется наличие лицензии, а также не требуются специальные ведомственные свидетельства, дающие право на проведение таких работ, как судебная экспертиза, независимая экспертиза, экспертные исследования и другие экспертизы, кроме того, не требуются специальные сертификаты и аттестации, так как лицензирование судебно-экспертной деятельности не предусмотрено Федеральным законодательством (Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 20.08.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»). В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») экспертная деятельность, а в частности экспертиза или экспертное исследование не подлежит лицензированию и аккредитации. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов. Существует только одно исключение — это деятельность, касающаяся проведения специализированной экспертизы промышленной безопасности.
В ст. 41 73-ФЗ говорится о распространении действия данного Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. Согласно этой статье судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Также в данной статье говорится о том, что на судебно-экспертную деятельность негосударственных экспертов распространяется действие статей: 2, 4, 6–8, 16, 17, 18 ч. II, 24 и 25 данного закона.
В ст. 2 73-ФЗ говорится о том, что задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла. То есть при осуществлении судебно-экспертной деятельности, как перед государственными, так и перед негосударственными экспертными учреждениями стоят одни и те же задачи. Кроме того, и государственные и негосударственные экспертные учреждения при осуществлении судебно-экспертной деятельности, руководствуются одними и теми же принципами, изложенными в ст. 4, 6–8.
Эксперты, вне зависимости от того, являются ли они государственными или негосударственными, имеют равные права и обязанности изложенные в ст. 16 и 17 ФЗ-73.
Действующими на территории РФ нормативно-правовыми акты «о сертификации работ и услуг» в отношении услуг экспертных учреждений не установлено требование по обязательной сертификации таких услуг. Исходя из этого, в соответствии с законодательством РФ, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, следует, что и государственное экспертное учреждение, и негосударственное экспертное учреждение при осуществлении судебно-экспертной деятельности руководствуются одними и теми же принципами, перед ними стоят одни и те же задачи, эксперты этих учреждений имеют равные права и обязанности.
Дело в том, что процедура назначения судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении освобождает следователя, дознавателя, прокурора или суд от необходимости выбора конкретного эксперта, ознакомления его с правами и обязанностями судебного эксперта, предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, объяснения структуры экспертного заключения, особенностей формулирования выводов и ряда других вопросов, которые обязательно разъясняются лицу, обладающему специальными познаниями и назначенному судебным экспертом, но не являющемуся профессиональным судебным экспертом.
Судебно-экспертное учреждение не имеет отношения к процессу экспертного исследования, субъектом последнего является физическое лицо — эксперт, в том числе сотрудник негосударственного экспертного учреждения, производящий экспертизу. Тем не менее, организация обеспечивает необходимые для производства экспертизы условия, ее руководитель представляет заключение эксперта лицу или органу, ее назначившему. К правам руководителя негосударственного судебно-экспертного учреждения (в процессуальных документах нет указания на государственный статус судебно-экспертного учреждения) относятся: поручение производства экспертизы конкретному эксперту, осуществление контроля за выполнением и качеством исследования, представление экспертизы назначившему ее лицу или органу. Для руководителя неэкспертного учреждения вышеуказанные права процессуальным законодательством не предусмотрены.
Одно из существенных различий между экспертными и неэкспертными учреждениями заключается в том, что при производстве экспертиз в государственных, а также в некоторых негосударственных судебно-экспертных учреждениях со стороны их руководителей осуществляется контроль за сроками и качеством экспертиз. При выполнении экспертизы сотрудниками неэкспертных учреждений (государственных или негосударственных), а также частными экспертами обязанность данного контроля возложена на лицо или орган, назначивший экспертизу.
При производстве экспертизы сотрудником неэкспертного учреждения или частным экспертом следователю (суду) предстоит самостоятельно решить вопрос о необходимой и достаточной квалификации лица, выбираемого ими в качестве эксперта для производства экспертиз. Наличия высшего профессионального образования по конкретной специальности недостаточно, так как при производстве судебных экспертиз, как правило, эксперту необходимо использовать знания в той или иной области судебной экспертизы, а также основ материального и процессуального права.
Если экспертиза проводится в негосударственном учреждении, то его руководитель разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные соответствующим процессуальным кодексом РФ, о чем от эксперта отбирается подписка. Государственные эксперты дают такую подписку при вступлении на должность, и поэтому отбирать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости. Если судебная экспертиза производилась в негосударственном экспертном учреждении, то подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью этого учреждения, а в заключении необходимо указать сведения об учреждении. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, по согласованию с субъектом, назначившим экспертизу, либо хранятся в судебно-экспертном учреждении, либо предоставляются для приобщения к делу.