Двойные платежки за отопление решение КС РФ
Проверить правила начисления коммунальных платежей судей попросили независимо друг от друга Валентина Леонова из Таганрога и Николай Тимофеев из Чувашии.
В их квартирах по объективным причинам и с соблюдением всех требований закона и безопасности были установлены индивидуальные системы отопления.
Однако спустя несколько лет и Валентина Леонова, и Николай Тимофеев стали получать счета на оплату центрального отопления.
Оспорить начисления в суде не удалось: в качестве аргумента коммунальщиков суды приняли тот факт, что стояки отопительной системы проходят через все помещения многоквартирного дома.
Кроме того, в нормативных актах не содержится методики расчета потребления тепла отдельно для квартир и отдельно для общедомового имущества.
КС особо отметил, что взимание двойной платы за отопление и взыскание задолженности по соответствующим коммунальным платежам в судебном порядке носят достаточно распространенный характер
Изучив обстоятельства дела, КС РФ признал положения абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой он обязывает граждан «вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения».
Собственник и так несет расходы по содержанию отдельной отопительной системы, указали судьи, и необходимо, чтобы «факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения», был учтен.
При этом Конституционный суд особо отметил, что взимание двойной платы за отопление и последующее взыскание задолженности по соответствующим коммунальным платежам в судебном порядке носят достаточно распространенный характер. Поэтому правительству Российской Федерации необходимо разработать правила расчета нормативов потребления тепловой энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
После этого «индивидуалы» смогут оплачивать только общедомовое тепло. До момента принятия такого постановления «исчисление подлежащей внесению платы должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ».
Решения по делу Николая Тимофеева и Валентины Леоновой, указал Конституционный суд, «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке».
Однако важно отметить, что аналогичные судебные решения по делам заявителей, которые не обращались в КС РФ, тоже могут быть пересмотрены на основании данного постановления.
В соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения (к которой относится и установка индивидуальной системы отопления) проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Необходимо учитывать, что согласно положениям п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии запрещается лишь в том случае, если такие источники входят в перечень запрещенных источников тепла, утвержденный Правительством Российской Федерации. Однако, вышеуказанная статья вступила в законную силу с 1 января 2011 года, а перечень запрещенных к использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии был утвержден только в апреле 2012 года (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2012 № 307).
Закон позволяет расторгнуть договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке — путем простого уведомления теплоснабжающей организации. В то же время необходимо учитывать, что с технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством, то есть реконструкцией, жилого помещения.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества многоквартирного дома, уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т. п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Это значит, что для оснащение квартиры индивидуальным источником тепловой энергии собственником, кроме согласования этого вопроса с органами местного самоуправления, необходимо также получение на это переустройство согласия ВСЕХ собственников жилья в многоквартирном доме.
По положениям ч. 4 ст. 26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который служит юридическим основанием для осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.
Любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, являются самовольным переустройством. В соответствии со статьей 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное переоборудование жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до полутора тысяч рублей. При этом его неоплата в течение 30 дней может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.
Кроме того, помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок.
Для перехода на индивидуальные источники теплоснабжения Министерство строительства и ЖКХ Тульской области предлагает желающим отказаться от услуг централизованного отопления выполнить следующие действия:
1. Принятие 100% голосов собственников жилых помещений в МКД решения о переходе на индивидуальное теплоснабжение.
2. Внесение изменений в схему теплоснабжения поселения.
3. Разработка проекта реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома.
4. Получение разрешения на строительство (реконструкцию).
5. Выполнение работ в строгом соответствии с проектом.
6. Документальное оформление перехода многоквартирного дома на индивидуальные источники тепловой энергии, в том числе и технического паспорта дома.
Органы местного самоуправления при рассмотрении и принятии решения по обращению граждан о переводе помещений в многоквартирных домах на индивидуальные источники теплоснабжения руководствуются методическими рекомендациями утвержденными Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014 года №86.
Приказ министерства строительства и жилищно коммунального строительства тульской области №86 от 23 декабря 2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по рассмотрению и принятию решений органами местного самоуправления по обращениям граждан по вопросу перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. Скачать
Ответы на обращения,
затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
(в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона
от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации»)
1. Почему проблема оплаты индивидуального электрического отопления не может быть решена на региональном уровне?
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определяющие, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и не предусмотрены особый порядок либо освобождение от оплаты коммунальной услуги по отоплению для потребителей, помещения которых переведены на индивидуальное отопление.
В настоящее время федеральное законодательство предусматривает полную оплату коммунальной услуги по отоплению независимо от наличия автономного квартирного источника тепловой энергии. На сегодняшний день в регионах отсутствуют универсальные решения данного вопроса, которые не могли бы быть оспорены судами либо надзорными органами. Проблема оплаты индивидуального отопления может быть решена только на федеральном уровне.
09/01/2019
Информация актуальна до принятия постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»
2. Какие меры принимаются региональной властью для решения вопроса оплаты индивидуального электрического отопления?
Правительство Мурманской области для решения спорных вопросов по оплате индивидуального отопления регулярно выносит их обсуждение на федеральный уровень.
Распоряжением Губернатора Мурманской области от 01.09.2017 № 154-РГ создана рабочая группа по подготовке изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оплаты коммунальной услуги по отоплению жилых помещений потребителей, использующих индивидуальные квартирные источники тепловой энергии (электрообогрев), в многоквартирных домах с централизованным отоплением.
Рабочей группой подготовлены обращения представителям и депутатам от Мурманской области в Совете Федерации и Государственной Думе ФС РФ по вопросу определения особого порядка расчета платы за коммунальную услугу отопление для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением.
Мурманской областной Думой рассмотрены предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации. По итогам рассмотрения принято постановление от 30.11.2017 № 915 «Об обращении Мурманской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о мерах по решению вопросов, связанных с переводом отдельных жилых помещений в многоквартирных домах на индивидуальные источники отопления».
Обращение содержит предложения о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части учета индивидуального отопления как вида переустройства жилого помещения, исключения радиаторов, отапливающих одно жилое помещение, из состава общего имущества многоквартирного дома, установления особого порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением, а также о введении «амнистии» для граждан, ранее перешедших на индивидуальные источники отопления, предусмотрев упрощенный порядок признания легитимности произведенных ими изменений, перерасчет существующих задолженностей за тепловую энергию.
В рамках Дней Мурманской области в Совете Федерации 17.04.2018 состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Правительством Мурманской области на обсуждение был вынесен вопрос оплаты индивидуального отопления в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, об установлении особого определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае перехода на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, приближенного к фактическому размеру полученной услуги, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе при отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии, были поддержаны. По итогам рассмотрения принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.05.2018 № 156-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Мурманской области», в котором Минстрою России рекомендовано подготовить предложения по внесению изменений в Правила № 354 с учетом мнения Правительства Мурманской области.
21.01.2019 на оперативном совещании в Правительстве Мурманской области руководителям администраций муниципальных образований Мурманской области рекомендовано включить в схемы информацию о согласованных администрациями переводах на индивидуальное отопление в связи с принятием постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» .
3. Для чего утверждена схема теплоснабжения в г.п. Кандалакша?
Постановлением администрации муниципального образования г.п. Кандалакша от 23.08.2017 № 575 утверждена схема теплоснабжения, содержащая раздел 4.6 «Описание случаев (условий) применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии». В указанном разделе выполнен расчет теплоперетоков через ограждающие конструкции, расчет теплоотдачи от транзитных стояков, расчет теплопотерь, приходящихся на места общего пользования. В актуализированной схеме теплоснабжения на 2019 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.п. Кандалакша от 20.06.2018 № 355, раздел 4.6 сохранен.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» введен новый порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. В результате внесенных изменений, собственники жилых и нежилых помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии и которые включены в утвержденную схему теплоснабжения, а также собственники помещений, в которых в соответствии с технической документацией на МКД не предусмотрены приборы отопления, получили возможность оплачивать только долю от объема тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды. Постановление вступило в силу с 01.01.2019. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении данных помещений с 01.01.2019 будет производиться в соответствии с вступившими в силу изменениями законодательства.
4. Почему ресурсоснабжающие организации Мурманской области выставляют счета по оплате отопления в полном объеме лицам, проживающим в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением в многоквартирных домах с централизованным отоплением?
В настоящее время отсутствует иной порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, отличного от установленного правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
09/01/2019
Информация актуальна до принятия постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»
4.1. О предписании Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении АО «Мурманэнергосбыт»
Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа в июне 2018 года в отношении АО «Мурманэнергосбыт» вступило в силу предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области о непредъявлении, в границах муниципальных образований: Кандалакшский район, ЗАТО г. Североморск, г.п. Умба Терского района, г.п. Мурмаши Кольского района, собственникам (нанимателям, арендаторам) жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, требований об оплате услуг по отоплению в объеме, который не был получен потребителями.
Согласно постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2018 года по делу № А42-5389/2017 АО «Мурманэнергосбыт» должно самостоятельно выбрать механизм исполнения предписания УФАС по Мурманской области исходя из конкретных обстоятельств взаимоотношений с потребителями.
Для урегулирования спорной ситуации АО «Мурманэнергосбыт» использует аргументы, отраженные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2018 по делу № А42-5389/2017, а именно: «Общество, являясь профессиональным участником рассматриваемого рынка услуг и обладая сведениями о наличии (в отдельных случаях) расчета остатков теплопотерь и договоров на поставку остаточного отопления, а также информацией о невыставлении в предыдущий (длительный) период требований об оплате услуги за непоставленный объем коммунальной услуги, как и информацией о складывающейся судебной практике по данному вопросу, могло и должно было своевременно принять меры по разрешению ситуации относительно размера оплаты спорных услуг.».
03.07.2018 в конференц-зале АО «Мурманэнергосбыт» состоялось расширенное заседание рабочей группы по вопросам законности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях, переведенных на альтернативный вид отопления (уход от централизованного на электрообогрев), в многоквартирных домах на котором приняты следующие решения.
Начиная с июня 2018 года при обращении с заявлением в АО «Мурманэнергосбыт», всем имеющим законные основания, будет сделан перерасчет со дня вступления в силу предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.
АО «Мурманэнергосбыт» совместно с администрацией муниципальных образований поручено составить акты осмотра жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление.
АО «Мурманэнергосбыт» обязано разместить на официальном сайте перечень документов, типовое заявление и порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, и открыть горячую линию по вопросам предоставления подтверждающих документов и порядка расчета платы.
Вопрос отмены ранее выставленной платы за коммунальную услугу отопление жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, в рамках судебного дела № А42-5389/2017 не рассматривался. В предписании УФАС по Мурманской области от 20.06.2017 № 05-03-17/9 указанные требования в отношении АО «Мурманэнергосбыт» не обозначены.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» введен новый порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. В результате внесенных изменений, собственники жилых и нежилых помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии и которые включены в утвержденную схему теплоснабжения, а также собственники помещений, в которых в соответствии с технической документацией на МКД не предусмотрены приборы отопления, получили возможность оплачивать только долю от объема тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды. Постановление вступило в силу с 01.01.2019. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении данных помещений с 01.01.2019 будет производиться в соответствии с вступившими в силу изменениями законодательства.
5. Выплата льгот и субсидий при наличии задолженности за ЖКУ.
По информации предоставленной Министерством социального развития Мурманской области по вопросу обеспечения выплаты льгот и субсидий сообщаем, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Мурманской области гражданам предоставляется в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства уполномоченными учреждениями. Одним из основных условий предоставления всех выплат является отсутствие задолженности по оплате за ЖКУ или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению. Данное условие определено статьями 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
За разъяснениями о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки граждане вправе обращаться в Центры социальной поддержки населения по месту регистрации, либо в Министерство социального развития Мурманской области. Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 153 ЖК РФ.
6. О сложившейся судебной практике по урегулированию вопросов оплаты индивидуального отопления на территории Российской Федерации.
В большинстве субъектов Российской Федерации урегулирование вопроса по оплате индивидуального отопления происходит в судебном порядке, однако решения судов противоположны, как в пользу граждан, так и в пользу ресурсоснабжающих организаций.
Заместителем Губернатора Е.В. Никорой направлено обращение в адрес представителя от Мурманской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Т.А. Кусайко по вопросу обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации судами субъектов Российской Федерации при вынесении решений в части урегулирования вопросов расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в квартирах, переведенных на индивидуальное отопление. Данное обращение рассмотрено и направлено в адрес Генерального Прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с целью дачи Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснений судам для обеспечения единообразного применения законодательства РФ по указанному вопросу.
В целях информирования размещаем ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации на данное обращение. Скачать текст
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 1 и 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 9 и 10 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации.
Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства, иная процедура ревизии судебных актов недопустима (постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П).
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П установлено:
судебные решения, основанные на положении абзаца второго п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, как не исполненные, так и исполненные частично — не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства;
при пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам надлежит руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
7. О внесении Минстроем России изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В настоящее время Минстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». Указанным проектом постановления предусматривается введение новой формулы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, будут обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома.
Вышеуказанный вопрос был вынесен Правительством Мурманской области в Совет Федерации и рассмотрен в рамках Дней Мурманской области на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которое состоялось 17.04.2018. Региональные предложения по внесению изменений в федеральное законодательство были поддержаны.
В постановлении Совета Федерации ФС РФ от 16.05.2018 № 156-СФ Минстрою России рекомендовано подготовить предложения по внесению изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в части установления особенностей определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителям, в случае перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе при отсутствии у потребителей индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Губернатором Мурманской области М.В. Ковтун 13.06.2018 направлено обращение в адрес руководителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева с просьбой ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме», содержащего порядок расчета коммунальной услуги отопление для жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление. Согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.07.2018 данный проект постановления 07.05.2018 внесен в Правительство Российской Федерации и в настоящее время находится на рассмотрении Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» введен новый порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Постановление вступило в силу с 01.01.2019.
8. О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П «по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».
Пунктом 3.3 Постановления установлено, следующее: «Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым — невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.»
Решения и заключения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу немедленно после провозглашения.
9. О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П «по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И.Леоновой и Н.Я.Тимофеева».
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в части невозможности раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений – в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме – собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Минстроем России.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
10. О постановлении Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Постановлением уточняется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и формулы расчета количества потребленной за расчетный период тепловой энергии. При расчете будет учитываться общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или в которых в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Постановление вступило в силу 01.01.2019.
Начисления за общедомовые нужды становятся одной из самых проблемных точек ЖКХ Бердска.
Портал ЖКХ уже рассказывал о ситуации с начислением за общедомовые нужды (ОДН). Новый всплеск обращений жителей в управляющие компании и различные инстанции возник после получения квитанций за январь. Новые счета за ОДН пришли и к тем, кто только подозревал о необходимости платить за ОДН по воде и канализованию. Что же происходит с ОДН в Бердске и России в целом?
Принципиально различаются методики расчета за ОДН на домах оборудованных общедомовым прибором учета и домах не оборудованных общедомовым прибором учета. С новыми методиками расчета за ОДН жители домов оборудованных общедомовым прибором учета познакомились после вступления в силу 354 Постановления в конце 2012 года. Жители без общедомовых приборов учета начинают знакомиться с новыми методиками после вступления в силу приказа департамента по тарифам НСО № 170-В.
Как рассчитывается ОДН на домах, где есть общедомовой прибор учета
В домах, где установлены общедомовые приборы учета принцип оплаты понятный – сколько прибор показал расхода воды, столько и надо оплатить поставщику ресурса. Но вот когда сумма оплаты за потребленный ресурс по данным общего счетчика начинает «разбрасываться» на конкретных собственников, тут-то и возникают вопросы. Попробуем разобраться.
У каждого собственника проживающего в конкретной квартире либо стоит прибор учета, либо он оплачивает воду (и стоки) по нормативу.
По состоянию на 26-27 число каждого месяца, специалисты обслуживающей организации фиксируют показания общедомового прибора учета. Т.е. сколько какой воды дом израсходовал за месяц.
Следующим шагом управляющая организация суммирует данные поступившие от жителей по их расходу воды за месяц по квартирным приборам учета и нормативы расхода ресурса в квартирах, не оборудованных приборами учета. В результате получается расход воды по каждой квартире. В подавляющем большинстве случаев, величина расхода ресурса, показанная общедомовым прибором учета выше, чем данные полученные от конкретных собственников.
Что делать с разницей в этих показаниях объясняет Постановление №354 Правительства РФ – получившаяся разница (или дельта) раскидывается на всех. Методика расчета приведена .
Как правило причины появления дельты в показаниях между данными собственников и данными общего прибора учета следующие:
При оплате по квартирному прибору учета
— если жители намеренно занижают подаваемые показания своего счетчика;
— прибор неисправен;
— собственник потребляет воду в «обход» прибора учета.
При оплате по нормативу
— прописан один человек, реально пользуются водой больше;
— подтекает кран или сливной бачок.
Иные возможные причины расходы воды на доме
— «сброс» воды со стояков в результате аварийной ситуации;
— «протечки» в подвальных помещениях;
— мытье лестничных клеток;
— поливка газонов и клумб в летний период.
Можно соглашаться или нет с такой методикой расчета за ОДН, но управляющие организации обязаны выполнять требования законодательства.
Дома не оборудованные общедомовым прибором учета
Несколько иная ситуация на домах, где не стоят общедомовые приборы учета. Таких в нашем городе порядка 200 домов. В соответствии с приказом департамента по тарифам НСО № 170-В от 16 августа 2012 года, с 1 января 2013 года на территории Новосибирской области применяются новые нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по горячей, холодной воде и канализованию в зависимости от этажности и благоустроенности дома.
Норматив определяет объем потребления на ОДН по всему дому из расчета кубических метров ресурса на квадратный метр общей площади помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Т.е. ОДН в данном случае в целом по дому определяется по простой формуле – общую площадь помещений входящих в состав общего имущества умножают на норматив.
Для типичных многоэтажек высотой до 5 этажей норматив на 1 кв. метр мест общего пользования по горячей воде (ГВС) в приложении №2 приказа № 170-В составляет 0,213 кубометров, по холодной воде (ХВС) – 0,284 кубометра, канализованию – 0,497 кубометра. Для типичных многоэтажек высотностью от 6 до 10 этажей, норматив по ГВС составляет 0,274 кубометра, ХВС – 0,370 кубометра, канализованию – 0,542 кубометра.
После того, как площадь помещений входящих в общее имущества умножили на норматив, получается общее количество кубометров ГВС, ХВС и канализования на ОДН выставляемых по дому в целом. Дальше этот объем необходимо поделить на квадратные метры, приходящиеся на жилые и нежилые помещения. В результате деления, получается количество кубических метров ресурса за ОДН приходящиеся на 1 кв. метр жилой и нежилой площади. Потом это количество умножается на площадь занимаемую собственником, далее умножается на стоимость ресурса. При этом, за ОДН платят не только жители, но и собственники нежилых помещений расположенных в доме.
При расчете ОДН на доме без общедомового прибора учета, самый сложный вопрос – как считать площадь помещений входящих в состав общего имущества? Если следовать букве закона, то Постановлением № 491 от 13 августа 2006 года признается: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
На данный момент существуют различные рекомендации, как «правильно» рассчитать площадь помещений, которые надо учитывать при выставлении нормативов за ОДН. Большинство рекомендаций сходится в том, что для расчета надо применять уборочные площади мест общего пользования. Но пока данные рекомендации не закреплены в качестве обязательных на уровне Правительства РФ, их применение чревато последствиями.
Не исключено, что Правительство и Президент РФ откорректируют порядок начисления за ОДН. Но пока, на самом высоком уровне только обозначили эту проблему. Каких-то конкретных мер не принято.
Совет председателей домов Бердска «Наш Дом» обращался в ноябре 2012 года в Правительство области дать пояснения по методике расчета нормативов за ОДН на примере электроэнергии (принцип подобный выставлению ОДН по воде и канализованию). Пока был получен ответ от областного департамента, как учитывать площади при начислении нормативов за ОДН имеющий рекомендательный характер. Несколько недель назад, предложения от «Нашего Дома» направлены в Законодательное Собрание НСО. Эти предложения будут учитываться при составлении обращения в ГосДуму по доработке 354 Постановления.
Елена Шувалова, директор УК «Салют».
— Для жителей нормы принятые правительством по начислению за ОДН не укладываются в голове. Когда начинают все умножать и складывать, они не понимают, откуда берутся дополнительные кубометры горячей и холодной воды по дому в месяц? Неужели столько воды тратится на уборку лестничных клеток?
Управляющие компании в данной ситуации оказываются крайними. Сейчас из 100% обращений от жителей в управляющую компанию, 75% обращений посвящено начислениям за ОДН. Как правило, приходя в управляющую компанию, жители сначала ругают нас, а потом когда понимают, что данные начисления производятся в соответствии с Постановлением Правительства, начинают ругать власть.
Как не исключают коммунальщики, такими мерами Правительство хочет принудить жителей устанавливать общедомовые приборы учета. Но достаточно правильная инициатива в области коммунального хозяйства происходит по принципу: «давайте сделаем, а потом посмотрим по реакции населения, что же получается».
Дмитрий Дорофеев, фото upravdom-yar.ru