Должностное лицо, что это?
Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению, среди физических лиц (это могут быть клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели или бенефициарные владельцы клиентов), находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание:
- иностранных публичных должностных лиц (далее — ИПДЛ);
- должностных лиц публичных международных организаций (далее — ДЛПМО);
- лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее — РДПЛ).
Иностранное публичное должностное лицо — любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.
К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:
- Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
- Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
- Министры, их заместители и помощники;
- Высшие правительственные чиновники;
- Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
- Государственный прокурор и его заместители;
- Высшие военные чиновники;
- Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
- Послы;
- Руководители государственных корпораций;
- Члены Парламента или иного законодательного органа.
- Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
- Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;
- Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)
Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Должностное лицо публичной международной организации — означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени:
1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:
- Организация Объединенных Наций (ООН),
- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
- Экономический и Социальный Совет ООН
- Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК)
- Международный олимпийский комитет (МОК)
- Всемирный банк (ВБ)
- Международный валютный фонд (МВФ)
- Европейская комиссия
- Европейский центральный банк (ЕЦБ)
- Европарламент;
- и другие.
2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:
- Международный суд ООН
- Европейский суд по правам человека
- Суд Европейского союза
- и другие.
Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:
- Президент Российской Федерации
- Председатель Правительства Российской Федерации
- Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
- Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Федеральный министр
- Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
- Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
- Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
- Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
- Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
- Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
- Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
- Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
- Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
- Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
- Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
- Судья Конституционного Суда Российской Федерации
- Председатель Верховного Суда Российской Федерации
- Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
- Судья Верховного Суда Российской Федерации
- Генеральный прокурор Российской Федерации
- Председатель Следственного комитета Российской Федерации
- Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
- Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
- Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
- Председатель Счетной палаты
- Заместитель Председателя Счетной палаты
- Аудитор Счетной палаты
- Председатель Центрального банка Российской Федерации
- Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
- Председатель федерального суда
- Заместитель председателя федерального суда
- Судья федерального суда
- Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:
- документы и сведения, полученные при идентификации клиента; в частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если информация о занимаемой должности будет указана самим клиентом, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».
- сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;
- официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до некредитных финансовых организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);
- коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.
Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:
В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.
В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:
- в отношении государственных должностей Российской Федерации — Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации»;
- в отношении должностей членов Совета директоров Банка России — информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации — самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.
Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.
Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
- регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), должностных лиц публичной международной организации (ДЛМПО) и российских публичных должностных лиц (РПДЛ);
- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании у Общества иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в Общества.
В случае, если операциям клиента — должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном Банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, Обществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к операциям такого клиента применяются следующие требования:
- принимать на обслуживание РПДЛ и ДЛПМО только на основании письменного решения руководителя Общества либо его заместителя, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества данной категории лиц;
- на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании РПДЛ и уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании данной категории лиц.
При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:
- отказ ПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
- предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ПДЛ;
- получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ПДЛ или его родственника в случаях, когда при заключении договора с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация.
Наши эксперты разработали уникальные документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.
Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(800) 100-49-90 (звонок бесплатный по всей России) или пишите на электронную почту info@law115.ru.
Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.
В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е. занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач. Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.
В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам. То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов.
Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами.
Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293).
Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков:
а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности;
в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.);
г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями.
Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье.
Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).
В практике здравоохранении чаще привлекаются к уголовной ответственности должностные лица по ч.1 ст.285 УК РФ. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.
Статья 290 УК РФ «Получение взятки» — один из наиболее опасных видов должностных преступлений. Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию. В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Отягчающим обстоятельством при ее получении является совершение
Преступления по предварительному сговору группой лиц, многократность получения взятки, вымогательство.
Крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.
Термин «взятка» спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.
Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание:
а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия);
б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия);
в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).
Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».
Для применения данной статьи необходимы следующие условия:
а) внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений;
б) внесение исправлений, искажающих их действительные.
Официальным документом признается письменный акт, устанавливающий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия . Субъектом является только лицо, деяние может быть совершено только с прямым умыслом. В отношении медицинских работников (должностных лиц) она применяется в следующих случаях: выдача официального документа об освобождении от работы заведомо здоровому человеку, подделка, подчистка, внесение исправлений в медицинские документы или полная их замена (амбулаторная карта, история болезни), выдача справок о якобы имеющихся заболеваниях, о смерти и т.д. Как показывает судебно-следственная практика, большинство уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных больничных листов о нетрудоспособности, ложных справок о состоянии беременности и заболеваниях, оформление ложных медицинских документов при страховании от несчастного случая и др. В данных случаях субъектом преступления может быть как должностное лицо (главный врач, замы, заведующие отделениями и т.д.), так и недолжностное (врач, медсестра, провизор и т.д.), преследующие корыстные цели (получение вознаграждения в виде денег, имущества, товаров и др.) или другую какую-либо личную заинтересованность (родственники, близкие).
Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Статья 293 УК РФ «Халатность» — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ели это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и др.
Ответственность за халатность наступает только при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, если это повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом по делу обязательно должна быть установлена причинная связь между противоправными действиями должностного лица и наступившими последствиями. Медицинские работники (недолжностные лица) не подлежат наказанию по данной статье. Как показывает судебно-следственная практика, чаще всего привлекаются по это статье дежурные врачи ЛПУ, действии которых самые разнообразные: чрезмерно поспешный, невнимательный опрос больного или его родственников с целью получения анамнестических данных, заболеваниях и т.д., неполное заполнение медицинской документации, недостаточное обследование, непроведение консилиумов, дефекты организации (отсутствие рентген-пленки, бумаги дл записи ЭКГ, ЭХОГ, ЭЭГ, неподготовленность операций, отсутствие инструментов и т.д.), неправомерный отказ в госпитализации больных и т.д. Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих действий входило в круг обязанностей должностного лица ( в т.ч. дежурного врача), и закрепленных в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.
Уголовный кодекс предусматривает за это преступление наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами от 120 до 80 часов, либо работами на срок от 6 до 12 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев. В случае смерти или тяжких последствиях – лишением свободы на срок до 5 лет.
Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Под эту статью подпадает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и интересов граждан, организаций, учреждений и т.д. Наказание по этой статье предусмотрено то же, что и в ч.1 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.
5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).
5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
См. все связанные документы >>>
1. Дела об административных правонарушениях, отнесенных нормами главы 23 Кодекса к подведомственности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), рассматриваются единолично уполномоченными на то должностными лицами указанных органов, их подразделений и учреждений. Перечень таких должностных лиц и их полномочия установлены соответствующими статьями главы 23.
Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий. Данную норму ч. 1 ст. 22.2 следует рассматривать в ее нормативном единстве с положением ч. 2 ст. 1.6 Кодекса о том, что применение уполномоченным на то должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 1.6).
Полномочия должностных лиц определяются перечнем категорий дел, рассмотрение которых отнесено к их ведению (предметная компетенция), а также ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующих должностных лиц.
2. К числу руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся, например, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (ст. 23.5), и руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 23.8), которые возглавляют соответствующие федеральные службы.
Говоря о руководителях структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, можно упомянуть о руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля (ст. 23.9), и руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).
К числу руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся, в частности, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов (отделений) полиции (ст. 23.3) и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).
Применительно к такой категории должностных лиц, как руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уместно иметь в виду руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор (ст. 23.24), и др.
Помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и их структурных подразделений дела об административных правонарушениях вправе рассматривать также их заместители.
К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся в первую очередь различные государственные инспекторы. Нормами главы 23 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено различным государственным инспекторам: государственным ветеринарным инспекторам территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами (ст. 23.14); старшим государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории; государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории (ст. 23.22).
3. Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания (ст. 23.4).
4. К должностным лицам, наделенным аналогичными полномочиями, относятся также: 1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители; 2) руководители государственных инспекций пробирного надзора, руководители других структурных подразделений указанного федерального учреждения, их заместители (на территориях соответствующих районов деятельности) (ст. 23.54).
5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Особенной частью Кодекса, уполномочены рассматривать и представители исполнительной власти субъектов РФ.
К ним относятся руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и их заместители. В качестве примеров можно привести руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, и их заместителей (ст. 23.22.1), руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, и их заместителей (ст. 23.23.1) и др.
Таким правом наделены и иные уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, например руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители (ст. 23.66).
6. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ.
7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, как правило, не ограничен в зависимости от занимаемой должности. Однако в целях повышения гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также повышения качества рассмотрения наиболее сложных дел из данного правила сделаны исключения.
Например, согласно ст. 23.3 Кодекса начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, а также начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа до двух тысяч рублей. Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только гражданами и должностными лицами (ст. 23.34).
Законодатель субъекта РФ при решении вопроса о полномочиях тех или иных должностных лиц в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом РФ, вправе аналогичным образом ограничивать объем полномочий отдельных категорий должностных лиц.
Уполномоченное должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместитель) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместитель), мастер, служащий или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.
Такое определение уполномоченного должностного лица дано в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь. Для понимания сущности данного правового термина целесообразно отметить следующее.
Трудовой кодекс определяет, что в трудовом договоре две стороны — работник и наниматель. Наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Всех нанимателей условно можно разделить на две категории:
1) наниматели — юридические лица;
2) наниматели — физические лица.
Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это может быть любая коммерческая или некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица. Конкретные организационноправовые формы юридического лица могут быть самыми разнообразными: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, учреждения. Все эти юридические лица могут выступать в качестве нанимателя.
Согласно Гражданскому кодексу правоспособность юридического лица (под которой понимается наличие у него качеств субъекта права) возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации. Трудовая правоспособность организации возникает позднее гражданской, поскольку надо быть не только зарегистрированной в установленном порядке, но и иметь фонд оплаты труда и штатное расписание.
Специальная трудовая правоспособность нанимателя — юридического лица означает, что оно вправе осуществлять прием на работу работников не произвольно, а в пределах профессий, специальностей и должностей определенной квалификации, предусмотренных локальными нормативными актами, в частности штатным расписанием, что в свою очередь обуславливается целями и видами деятельности самого юридического лица. Например, текстильному производству не нужны сталевары, и наоборот, сталелитейному производству не нужны текстильщики. Каждый наниматель подбирает работников необходимых ему специальностей.
Деятельность любого юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, поскольку только люди способны к труду — сознательным, целенаправленным и волевым действиям. Приобретение и осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица, действующего в соответствии с законодательством и учредительными документами. «Орган юридического лица» — это правовой термин, который обозначает полномочное должностное лицо (единоличный орган) или определенную совокупность полномочных должностных лиц (коллегиальный орган), осуществляющих руководство деятельностью данной организации, представляющих ее интересы в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий.
Указанное руководство осуществляется в двух сферах: внутренней и внешней. К числу действий, совершаемых во внутренней сфере, применительно к трудовым правоотношениям относятся, например, действия руководителя организации по приему на работу и увольнению работников этой организации, по привлечению их к дисциплинарной ответственности и др. Что касается действий во внешней сфере, то к ним можно отнести действия по регистрации коллективного договора в соответствующем органе, обращение в суд по взысканию с работника ущерба, причиненного нанимателю, и др. Для участия в указанных, как и в целом ряде иных, трудовых правоотношениях требуется выражение воли юридического лица. Воля последнего вырабатывается, формулируется и выражается его руководящим органом. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.
11.3. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» В АДМИНИСТРАТИВНОМ И ТРУДОВОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Избиенова Татьяна Александровна. Должность: доцент кафедры частного права России и зарубежных стран. Место работы: Марийский государственный университет. E-mail: nfnf1978@yandex.ru
Аннотация: Изучение вопроса о соотношении понятий «должностное лицо» и «представитель» в административном и трудовом праве вызвано практической необходимостью, поскольку зачастую возникают разногласия, связанные с определением круга лиц, выступающих в качестве субъектов юридической ответственности за совершения правонарушений в сфере социального партнерства.
Автор рассказывает о необходимости приравнивания представителя работодателя, как субъекта юридической ответственности, к статусу должностного лица, известного нормам административного права, что требует внесения изменений в действующее законодательство, согласно которым представитель работодателя в социально-партнерских отношениях будет являться должностным лицом.
Ключевые слова: должностное лицо, административное правонарушение, представитель работодателя в трудовом праве.
CONCEPT «THE OFFICIAL» OF THE ADMINISTRATIVE AND LABOR LAW: THE ISSUES OF THE THEORY AND PRACTICE
Keywords: The official, an administrative offence, the representative of the employer in the labor law.
Современному трудовому праву не известно такое понятие как «должностное лицо», которое широко используется в публично-правовых отраслях права.
Однако в советский период развития трудового права на протяжении длительного времени под единственным органом работодателя, осуществляющим принадлежащие ему как субъекту отрасли, права и обязанности, понималась совокупность должностных лиц во главе с директором, осуществляющих управление организацией в целом или отдельными ее структурными подразделениями в пределах предоставленных им прав.
К числу указанных должностных лиц (администрации) традиционно относили, так называемых, «руководящих» работников или «ответственных руководите-
лей работ», то есть лиц, которым представлена оперативная самостоятельность в использовании рабочей силы известной группы работников и применении известной части средств производства1. В администрацию, по мнению Н.Г.Александрова и Б.К.Бегичева, включались директора, их заместители и помощники, главные инженеры, и их заместители, начальники цехов, отделов, служб, производств, участков, старшие мастера и мастера2.
Кодекс законов о труде РСФСР, называл указанных работников единым собирательным понятием «администрация предприятия, учреждения, организации»3, что означает управление, руководство или должностное лицо управления, руководящий персонал особого рода, потребность в котором зависит от организационно-правовой формы работодателя и количества занятых у него работников4.
Таким образом, по мнению многих исследователей, в советском трудовом праве середины 70-80-х годов «дискуссия о носителе трудовой правосубъектности работодателя сводилась к различной трактовке понятия администрация»5.
Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) не использует термин «администрация», однако последний продолжает применяться в разработке современной научной доктрины и формулировке норм законодательства6.
В частности упоминание об администрации имеется в дефиниции «работодатель», содержащейся в статье 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ, где сказано, что «работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях»7.
О собирательном понятии «администрации», как категории трудового права, продолжает говорить О.В.Смирнов, полагающий, что данный термин обозначает субъекта, выступающего одновременно в качестве представительного органа предприятия (государственного или муниципального) и самостоятельного субъекта права, который включает в себя совокупность должностных лиц и органов, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом государственного и муниципального унитарного предприятия. Функции администрации в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия могут выполнять наряду с единоличными органами (должностными лицами) и коллегиальные органы (советы, комитет, правления). Ключевую роль в составе администрации как субъекта трудового права призван играть руководитель предприятия. Его правовой статус своеобразен: с одной стороны, он наемный работник, а с другой — без какой-либо доверенности действует от имени предприятия,
’’Александров, Н. Г. Трудовое правоотношение : моногр. / Н. Г. Александров. — М. : Проспект, 2009. С. 213.
2 Советское трудовое право : учебник / под ред. А. Д. Зайкина. -М. : Юрид. лит., 1979. С. 118 — 119.
3 Ведомости Верхов. Совета РСФСР. — 1971. — № 50. — Ст. 1007.
4Хрусталев, Б. Ф. Государственное предприятие субъект трудового права / Б. Ф. Хрусталев. — М. : Юрид. лит., 1976. С. 71.
5 Петрова, Е. А. Кто может представлять работодателя по новому тК РФ / Е. А. Петрова // Юрид. мир. — 2002. — № 12. С.12.
6 Драчук, М. А. Субъекты трудового права : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.05 / М. А. Драчук. — Омск, 2002. С. 80.
7 Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3. — Ст.
представляя его интересы в трудовых и иных общественных отношениях8.
Значительное количество сторонников имеет позиция, согласно которой необходимость использования категории «администрация», представленной должностными лицами административного аппарата — профессиональными управленцами, продиктована экономическими причинами, ведь это связано с наиболее рациональным подходом к организации производства, когда объективно требуется функциональное обособление работников различной специализации. Справедливо признавая, что профессиональные (функциональные) обязанности администратора должны быть связаны с управлением и организацией труда прочих работников, исследователи ставят перед собой задачу определить количественный и качественный критерии коллектива управляемых, по отношению к которым у должностного лица (работника) возникает право быть причисленным к администрации в смысле норм трудового законодательства. М. Драчук, следуя за В.Н.Скобелкиным, полагает, что такой трудовой коллектив должен быть обособленным и иметь нормативное закрепление своего организационного оформления, а должностные лица, осуществляющие руководство всей организацией, ее подразделениями, а также их работниками, должны быть отнесены к администрации, поскольку они «обладают властными полномочиями, позволяющими им принимать такие решения и совершать такие действия, которые вызывают правовые последствия для других работников»9. Соответственно к администрации относят и тех лиц, которые также обладают властными, контрольными полномочиями в отношении прочих работников организации или ее подразделения, но не осуществляют функции их непосредственного руководства, и которые включаются в состав администрации не безусловно, а на основании особенностей закрепляемых за ними прав и обязанностей.
Современная доктрина, исходит из того, что принцип свободы трудового договора «свел на нет» полное соответствие функциональных обязанностей лиц, занимающих аналогичные должности в разных организациях, и признает, что субъектный состав администрации «не может быть оформлен в виде строгого перечня, и назван определенным образом для всех категорий работодателей, поскольку он зависит от множества факторов, таких, как организационно-правовая форма и основные виды деятельности организации, ее
внутренняя структура, распределение компетенции ме-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
жду отдельными должностными лицами»10.
Данное обстоятельство позволяет согласиться с позициями, высказываемыми В.Н. Скобелкиным,
М.В.Лушниковой и некоторыми другими авторами, которые склоняются к тому, что «администрация предприятия, представляющая собой определенную совокупность осуществляющих функции управления должностных лиц, не является ни органом предприятия, ни органом вообще и поэтому не может, как таковая, выступать субъектом трудовых правоотношений».
Данный термин имеет условный характер и используется с учетом того, что за словом «администрация» стоят конкретные должностные лица организации.
8Трудовое право : учебник / Н. А. Бриллиантова ; под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снегиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009. С. 95 — 96.
При этом, мы уже говорили, что понятие «должностное лицо» используется в публично-правовых отраслях и его определение раскрыто в приложении к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), согласно которому под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационнораспорядительных или административно-
хозяйственных функций руководители и другие работники, выполняющие функции представителей в социальном партнерстве, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное11.
Таким образом, КоАП РФ связывает административную ответственность должностных лиц с их служебным положением, выполнением функций организационно-распорядительного или организациями) или административно-хозяйственного характера, то есть такие лица полномочны совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, нанимать и увольнять работников и т.д.)12.
Если проанализировать круг лиц, выполняющих функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера и лиц, указанных в качестве представителей работодателей, выступающих на локальном уровне, в статье 33 Трудового кодекса РФ то можно обнаружить их некоторое совпадение, ведь руководитель организации одновременно является и должностным лицом и представителем работодателя. К административной ответственности за совершение административного правонарушения могут быть привлечены не только руководители организаций, но и такие должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению работодателя возложена обязанность обеспечить соблюдение норм трудового пра-ва13.
Однако, ответственность руководителей организаций, иных работников и индивидуальных предпринимателей, как должностных лиц, наступает в случае совершения ими правонарушений лишь в таких сферах труда, которые не связанны с социальным партнерством, например, в сфере коллективных трудовых споров (статьи 20.2.1, 5.34, 5.40 КоАП РФ, в сфере трудо-
11 Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002.-№1, ч.1. — Ст.1.
устройства (статьи 5.42, 18.10 КоАП РФ и т.д.), в области охраны труда (статья 2.44 и т.д.).
Дифференцируя специальных субъектов правонарушений в сфере труда на представителей и должностных лиц, законодатель, очевидно, исходил из того, что нарушение (неисполнение) предписаний нормативных правовых актов о социальном партнерстве непосредственно не связано с выполнением организационно-распорядительных или административнохозяйственных функций со стороны руководителя организации, индивидуального предпринимателя или иных уполномоченных ими лиц.
Однако, не выполняя обязательства по коллективному договору (например, в части обязательной индексации заработной платы, соблюдения сроков ее выплаты), либо отказываясь предоставить помещение для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований, руководитель, выступающий в качестве представителя, не только нарушает условия некого соглашения, достигнутого в ходе согласования интересов работников и работодателей, но и не исполняет возложенные на него функции должностного лица.
Если использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. постановления Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 06.02.2007 № 7)4, в пункте 3 которого указано, какие именно функции следует считать организационно-распорядительными и административно хозяйственными, можно увидеть следующее: «руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий высшим судебным органом истолковано как осуществление организационнораспорядительных функций. Полномочия по распоряжению имуществом (в том числе помещениями), принятие решений о начислении заработной платы, премий является реализацией административнохозяйственных функций».
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»15 указано, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 Уголкового кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работ-
14 Рос. газ. — 2000. — 23 февр. — С. 4.
15 Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. — 2009. — № 12. — С. 2-7.
ников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
Проанализировав функции лиц, выполняющих организационно-распорядительные, административнохозяйственные или управленческие функции в нас возникает закономерный вопрос. Почему в достаточно родственных ситуациях, например, при уклонении от направления представителей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров или при уклонении от направления тех же самых представителей в комиссию по трудовым спорам, руководитель, в одном случае, будет нести ответственность как лицо, представляющее работодателя, а в другом как должностное лицо?
Если сравнить виды административных наказаний, применяемых в случае нарушения законодательства о социально партнерстве и порядке разрешения коллективных трудовых споров, а это статьи 5.28 — 5.34, 5.40 КоАП РФ, с наказаниями, применяемыми к работодателям за совершение иных правонарушений, предусмотренных, например, статьями 5.27, 18.10, 18.13, 18.15, 18.17 КоАП РФ можно обнаружить следующее.
Так, статья 5.27 КоАП РФ, предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Ответственность же представителей работодателя за совершение правонарушений в сфере социального партнерства, а это административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от конкретного состава правонарушения и составляет от одной тысячи до пяти тысяч рублей, явно более «мягкая» нежели чем указанном выше случае.
Объяснением этому вероятно служит не столь значительная общественная опасность данных правонарушений, посягающих на социально-партнерские отношения, построенные на принципах равноправия, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, а главное добровольности принятия сторонами на себя обязательств.
Однако представляется не вполне справедливым, что в случае совершения работодателем правонарушения, предусмотренного статьей 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки» субъект правонарушения — работодатель или соответствующее должностное лицо, наделенное правом приема и увольнения, понесет ответственность в виде наложения незначительного административного штрафа, а при признании увольнения работника незаконным по всем иным основаниям, то есть когда участие в коллективном споре или забастовке не было фактической причиной увольнения, к тому же работодателю будут применена санкция статьи 5.27. КоАП РФ, предусматривающая более тяжкое наказание.
Системный анализ законодательно определенных прав и обязанностей представителей работодателя позволяет говорить следующее:
необходимо включить в ТК РФ нормы определяющей статус работников, включаемых в состав администрации (помимо руководителя юридического лица) и выполняющих исполнительно-распорядительные функции от имени и в интересах работодателя: заместителей руководителя, вице-президента, главного бухгалтера и т.п. Считаем возможным относить указанных работников к числу представителей работодателя исходя из фактически реализуемых ими трудовых функций, объема полномочий, без учета наименования их должности;
следует приравнять статус представителя работодателя, как субъекта юридической ответственности, к статусу должностного лица, известного нормам административного права, что требует внесения в приложение к статье 2.4. КоАП РФ дополнения, согласно которому представитель работодателя в социальнопартнерских отношениях является должностным лицом.
Рецензия
на статью по теме: «Понятие «должностное лицо» в административном и трудовом праве: вопросы теории и практики» Избиеновой Т.А.
Представленная Избиеновой Татьяной Александровной статья посвящена рассмотрению достаточно актуальной темы по вопросу соотношения понятий «должностное лицо» и «представитель» в административном и трудовом праве, изучение которой вызвано возникающими разногласиями по определению круга лиц, которые могут выступить в качестве субъектов юридической ответственности за совершения правонарушений в сфере социального партнерства.
Новизна избранной темы обусловлена тем, что автор рассмотрела указанные вопросы комплексно на стыке двух отраслей права. Избиеновой Т.А, предложено: включить в Трудовой кодекс Российской Федерации норму, определяющую статус работников, включаемых в состав администрации (помимо руководителя юридического лица) и выполняющих исполнительнораспорядительные функции от имени и в интересах работодателя: заместителей руководителя, вице-
президента, главного бухгалтера и т.п.;
приравнять статус представителя работодателя, как субъекта юридической ответственности, к статусу должностного лица, известного нормам административного права, что требует внесения в приложение к статье 2.4. КоАП РФ дополнения, согласно которому представитель работодателя в социально-партнерских отношениях является должностным лицом.
Выводы и предложения автора статьи могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства. Статья Избиеновой Т.А. «Понятие «должностное лицо» в административном и трудовом праве: вопросы теории и практики» рекомендуется для публикации в научно-практическом журнале.
Зам. директора по научной работе, Зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, профессор, доктор юридических наук Казанского филиала ГОУ ВПО Российской академии правосудия А.К. Безина