Договор с ресурсоснабжающей организацией
Закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг, а именно Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» принят.
Этот закон вступает в силу с момента его опубликования, то есть все то, что описано в этой статье, действительно уже сейчас.
Вот изменения, вносимые новым законом:
Содержание
- Изменения полномочий органов государственной власти и надзорных органов
- Изменения в части оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений, или те самые Прямые договоры
- Кто является исполнителем коммунальных услуг?
- В каком виде заключаются прямые договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями?
- Подробнее о том, как ресурсоснабжающие организации могут в одностороннем порядке стать исполнителями коммунальных услуг
- Ну а как будет происходить переход на прямые платежи, если собственники квартир примут такое решение на общем собрании?
- Изменится ли порядок оплаты за ресурсы если мы поменяем управляющую организацию?
- Если изменился исполнитель коммунальных услуг, а управляющая организация продолжает выставлять платежки?
- Какие обязанности останутся у управляющей организации, если дом перейдет на прямые договоры?
- Если мы перешли на прямые договоры, куда обращаться, если возникли проблемы с коммунальными услугами?
- Но это еще не все
Изменения полномочий органов государственной власти и надзорных органов
К полномочиям органов государственной власти теперь добавлено установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1.1 статьи 12 ЖК РФ).
К слову, проект нового постановления Правительства РФ, устанавливающий новые правила и нормы технической эксплуатации вместо существующих Правил № 170, уже был опубликован, но получил множество негативных отзывов. Но, тем не менее, правительство всерьез заинтересовано, чтобы ввести новые правила вместо Правил № 170.
Кроме того, органы государственной власти получили полномочия разрабатывать методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание. Кроме того, органы государственной власти получили право устанавливать размеры предельных индексов роста платы за содержание жилого помещения, для таких вот домов, собственники квартир в которых самостоятельно не приняли решение об установлении такого размера платы (все это пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
Соответственно, государственный жилищный надзор теперь имеет право проверять обоснованность установления размера платы за содержание жилого помещения, для многоквартирных домов, собственники квартир в которых самостоятельно не приняли такое решение, и они же теперь имеют право проверять соблюдение предельных индексов изменения размера такой платы (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Ну и соответственно, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и/или решение об установлении размера платы за содержание, в этом случае размер такой платы, как и ранее, устанавливается органом местного самоуправления, однако законом субъекта федерации эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (районов, округов).
При этом, органы местного самоуправления рассчитывают размер такой платы с учетом методических рекомендаций, которые должен будет разработать и утвердить Минстрой РФ.
Рост размера такой платы регулируется соответствующими предельными индексами, которые будут установлены органами государственной власти соответствующего региона, либо, при принятии соответствующего регионального закона, право определять предельные индексы роста платы за содержание может быть передано органам местного самоуправления.
(все это часть 4 статьи 158 ЖК РФ)
Также, главный государственный жилищный инспектор РФ получил право направлять высшим должностным лицам субъектов РФ представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора региона (часть 2.2 статьи 20 ЖК РФ).
Изменения в части оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений, или те самые Прямые договоры
Это самая большая и важная часть поправок, вводимых данным федеральным законом.
Ранее в Жилищном кодексе существовали положения, позволяющие собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (части 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Но при этом исполнителем коммунальных услуг фактически оставалась управляющая организация, что сулило потенциальные проблемы, если потребители требовали перерасчеты за низкое качество коммунальных услуг.
Теперь эти положения Жилищного кодекса РФ признаны утратившими силу.
Кто является исполнителем коммунальных услуг?
Исполнителем коммунальных услуг теперь продолжает быть управляющая организация (часть 2 статьи 162 ЖК РФ), однако в ряде случаев исполнителем коммунальных услуг может стать ресурсоснабжающая организация.
К таким случаям относятся (статья 157.2 ЖК РФ):
— Случай, когда собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (теперь это право дано им пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ). В этом случае исполнителем соответствующей коммунальной услуги становится соответствующая ресурсоснабжающая организация (пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ);
— Также, ресурсоснабжающая организация или оператор по обращению с ТКО могут в одностороннем порядке стать исполнителем коммунальной услуги при наличии подтвержденной судом или признанной управляющей организацией задолженности с ее стороны в размере, превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения (пункт 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ);
— Если между собственниками квартир в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с ТКО уже есть договор об оказании коммунальных услуг, и на общем собрании таких собственников было принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или выборе иной управляющей организации (пункт 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ).
Это и есть тот самый переход на прямые платежи или прямые договоры.
В каком виде заключаются прямые договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями?
Заключать договор в письменной форме не потребуется. Договор заключается на неопределенный срок и по типовой форме, которую должно будет утвердить Правительство РФ (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
А до того, как Правительство РФ утвердит эту типовую форму договора, взаимоотношения между собственниками квартир и поставщиками коммунальных ресурсов должны будут регулироваться Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Подробнее о том, как ресурсоснабжающие организации могут в одностороннем порядке стать исполнителями коммунальных услуг
В случае, если управляющая организация накопила долгов перед поставщиками ресурсов на сумму, превышающую два среднемесячных объема расчетов этой управляющей организации с данным поставщиком ресурсов, в этом случае ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с такой управляющей организацией (часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ).
При этом, ресурсоснабжающая организация или оператор по обращению с ТКО при таком одностороннем отказе, должны уведомить об этом управляющую организацию, орган государственного жилищного надзора и собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники уведомляются путем размещения уведомлений на досках объявлений в доме, а также опубликованием в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (часть 4 статьи 157.2 ЖК РФ).
По истечении 30 дней с момента направления уведомления управляющей организации, договор с ней считается расторгнутым, а договор с собственниками помещений считается заключенным (часть 5 статьи 157.2 ЖК РФ).
Ну а как будет происходить переход на прямые платежи, если собственники квартир примут такое решение на общем собрании?
Собственники на общем собрании принимают решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с ТКО (пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ). Решение принимается простым большинством от участвующих в собрании при наличии кворума.
При этом копии решений и протокола такого собрания необходимо также направить в ресурсоснабжающую организацию, или оператору ТКО не позднее чем через 10 дней после подведения итогов собрания (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
В этом случае договор между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, или оператором ТКО, будет действовать с даты, определенной решением общего собрания собственников, на котором было принято соответствующее решение. При этом, ресурсоснабжающая организация, или оператор по обращению с ТКО вправе перенести этот срок не более чем на три месяца, уведомив об этом жителей в течение пяти дней с момента получения копии решения собрания.
Изменится ли порядок оплаты за ресурсы если мы поменяем управляющую организацию?
Если собственники помещений в вашем доме ранее приняли решение о переходе на прямые платежи, но не приняли решение о сохранении порядка оплаты за коммунальные ресурсы при смене управляющей организации или способа управления, то при смене управляющей организации, новая управляющая организация может попытаться заключить договоры ресурсоснабжения по этому дому. Но в этом случае поставщики ресурсов будут иметь право отказать им в заключении таких договоров ресурсоснабжения (часть 8 статьи 157.2 ЖК РФ).
Если собственники сейчас рассчитываются за коммунальные услуги через управляющую организацию, и они поменяют управляющую организацию или способ управления, то в этом случае у ресурсоснабжающей организации не будет права отказать новой управляющей организации в заключении договора ресурсоснабжения.
Но оба этих тезиса не относятся к случаям, когда ваша новая управляющая организация будет иметь значительные задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
Ну а жители новостроек, с момента ввода их домов в эксплуатацию, будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям и операторам по обращению с ТКО. И платить за коммунальные услуги через управляющую организацию они смогут только в том случае, если сами выберут себе управляющую организацию. При этом у ресурсоснабжающих организаций все равно остается право отказать управляющей организации в заключении договоров ресурсоснабжения.
Если изменился исполнитель коммунальных услуг, а управляющая организация продолжает выставлять платежки?
Если ваш дом перешел на прямые платежи за коммунальные ресурсы по одному из оснований, представленных выше, но управляющая организация упорно выставляет вам платежки за коммунальные услуги (не путать с платежками за ваши старые долги, если они есть), то в этом случае управляющая организация должна будет уплатить потребителю штраф, в двукратном размере от суммы, подлежащей к оплате (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ). Кроме случаев, когда она устранит это нарушение до оплаты вами такой платежки.
Кроме того, в этом случае наши обязательства по оплате соответствующих коммунальных услуг будут считаться исполненными даже в том случае, если мы произведем оплату по платежке управляющей организации и не заплатим по платежке, выставленной поставщиком коммунального ресурса.
При этом ваша задолженность перед ресурсоснабжающей организацией взыскивается ею с управляющей компании самостоятельно.
Какие обязанности останутся у управляющей организации, если дом перейдет на прямые договоры?
Не смотря на то, что за качество оказания коммунальных услуг перед собственниками квартир, при переходе на прямые платежи, будет отвечать ресурсоснабжающая организация, у управляющих компаний и ТСЖ остается много обязанностей.
Во первых, управляющие организации все также будут обязаны следить за состоянием общедомовых сетей, чтобы они были всегда готовы к поставке коммунального ресурса надлежащего качества.
Во вторых, управляющие организации будут обязаны предоставлять поставщикам ресурсов информацию о показаниях индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков).
В третьих, управляющие организации будут обязаны контролировать качество коммунальных ресурсов на входе в дом (на границе, где заканчиваются коммунальные сети поставщиков ресурсов и начинаются общедомовые инженерные сети).
Если мы перешли на прямые договоры, куда обращаться, если возникли проблемы с коммунальными услугами?
В дополнение к предыдущему, управляющие организации продолжают осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание, и обязаны будут принимать от собственников обращения о нарушениях качества оказания коммунальных услуг, даже если перестанут быть исполнителями коммунальных услуг, обязаны будут принмать обращения о нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги, и взаимодействовать с поставщиками ресурсов при проведении проверок по таким обращениям (часть 11 статьи 161 ЖК РФ).
При этом, в силу положений Правил оказаний коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации также должны будут иметь свои аварийно-диспетчерские службы, которые будут принимать заявки от населения.
Но это еще не все
Кроме этих изменений, нас ждет еще один важный набор нововведений в нормативно правовом регулировании сферы ЖКХ. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 26.03.2018 № 331, о котором мы расскажем в следующем материале на нашем сайте.
Дмитрий Иванов для нкжкх.рф
О том, зачем владельцам квартир переходить на прямые договоры с РСО и как это сделать — в карточках «РБК-Недвижимости» Фото: Сергей Коньков/ТАСС
В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. С апреля жильцы многоквартирных домов смогут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ без посредничества управляющих компаний.
«РБК-Недвижимость» разъясняет, какова цель законодательных изменений, как заключить прямой договор с РСО и что это даст потребителям.
ЗаконодательствоПочему владельцам жилья разрешили вести расчеты с РСО напрямую
Такая мера введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. По данным Минстроя России, к сегодняшнему дню УК задолжали ресурсникам 250 млрд руб. Эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но РСО так и не перечислены.
Осенью прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами заявил о «вопиющей ситуации» с долгами, когда люди вовремя платят за услуги ЖКХ, «а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения».
Президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции тоже потребовал отрезать управляющие компании от денежного потока, поскольку они «далеко не всегда расплачиваются вовремя и в полном объеме».
Услуги ЖКХКакие из них теперь можно будет оплачивать напрямую
Законодательство устанавливает возможность заключения договоров на прямую оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющих компаний.
ПлатежиОбязателен ли переход на прямые договоры с РСО
Нет, заключать прямой договор с РСО необязательно. Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Но важно, чтобы УК не имела задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, потому что тогда ресурсники сами откажутся от ее услуг — в одностороннем порядке.
Если средства на оплату услуг ЖКХ собирались с жильцов в течение двух месяцев, но так и не были перечислены поставщику ресурсов, то по решению суда или по акту сверки он может перейти на получение платежей от граждан напрямую.
ДоговорМожет ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от управляющей компании
Нет, один человек не сможет перейти на прямой договор с поставщиками. Решение должно быть принято на общем собрании владельцев жилья. Если за это проголосуют собственники, владеющие не менее 50% имущества дома, тогда на прямые договоры будет переведен весь дом целиком.
После проведения собрания жильцы должны передать копии протокола и решения в РСО. Договор будет заключен автоматически, подписывать его каждому жильцу не придется.
СрокиСколько времени потребуется на переход к прямой оплате
Если инициатива исходит от жильцов дома, то ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов с этим домом напрямую.
Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчеты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от ее услуг.
ВыгодаЧто изменится для потребителя услуг
По идее — ничего. Кроме того, что потребитель будет знать, что выплаченные им деньги ушли к поставщику ресурса, а не осели на счетах управляющей компании или были использованы не по назначению.
ТарифыСтанут ли коммунальные услуги дешевле или дороже, если их оплачивать напрямую
Нет, переход на прямые расчеты никак не повлияет на стоимость услуг. Тарифы будут расти в обычном порядке — сейчас рост в среднем по России составляет 4% в год.
Управляющие компанииКаковы будут последствия для них
По прогнозам Минстроя России, переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов вынудит уйти с рынка ЖКХ около 30% управляющих компаний. Глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что рынок покинут как раз те компании, которые использовали деньги не по назначению, «зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами».
15.11.2019 Свет / Электроэнергия в СНТ
Как члену садоводческого товарищества начать платить за свет напрямую энергосбытовой компании по «официальному» тарифу и перестать зависеть в вопросах электроснабжения от своего СНТ? Такого рода вопросы регулярно приходят от посетителей нашего сайта. Ниже – разъяснения на этот счет со ссылками на нормативные документы и примерами из судебной практики.
Почему члены СНТ переходят на прямые договора с поставщиком электроэнергии?
Почему члены СНТ, а так же граждане, ведущие деятельность на своем участке в пределах СНТ в индивидуальном порядке (так называемые «индивидуалы»), стремятся перейти на прямые договора с энергосбытом? Ответ очевиден.
Во-первых, во многих случаях плата за свет в кассу СНТ оказывается выше, чем официальный тариф на электроэнергию, утвержденный в данном регионе для населения. Дело в том, что садоводческому товариществу необходимо оплачивать потери в своих сетях (в том числе, возникающие по причине воровства электроэнергии), компенсировать расходы электроэнергии на общие нужды, финансировать обслуживание и ремонты энергохозяйства.
По-хорошему, эти платежи должны быть отделены от платы за, собственно, электричество. Однако во многих случаях плата за свет выставляется садоводам в виде единой суммы. И цена за один кВт.ч. оказывается намного выше, чем «официальный» тариф.
Переход на прямой договор с энергосбытом эту проблему решает. Плата за свет, начисленная по официальному тарифу, перечисляется сбытовой организации. Остальные платежи (за потери в сетях и расходы на общие нужды), начисляются в виде отдельных взносов. Ситуация становится понятно и прозрачной.
Во-вторых, оплачивая электроэнергию через кассу СНТ, сознательные члены товарищества (т.е., не имеющие долгов за свет) оказываются в «заложниках» у своих соседей – «неплательщиков». Ведь если СНТ в целом накопит большую задолженность перед поставщиком электроэнергии, то энергобыт имеет право прекратить энергоснабжение товарищества до погашения долгов. Соответственно, чтобы свет не отключили всем членам СНТ, тем, кто платит, приходится платить еще больше. И за себя, и за тех, кто свет не оплачивает.
Переход на прямой договор с энергосбытом эту проблему решает. Если у собственника участка в пределах территории СНТ заключен со сбытовой компанией прямой договор и по нему задолженности нет, то лишить его электроснабжения сбыт права не имеет. Чтобы там ни происходило между СНТ в целом и энергосбытом, и какие бы долги энергетики товариществу не насчитали.
Прямой договор с энергосбытом для члена СНТ. Что говорит законодательство?
Порядок расторжения и заключения договоров энергоснабжения описывается в постановлении правительства РФ №442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». А точнее, в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии» (сокращенно – ОПФРР), которые утверждены постановлением №442. Ссылка на актуальную версию документа: https://base.garant.ru/70183216/
В частности, в п. 34 ОПФРР приводится перечень документов, которое обязано предоставить лицо, желающее заключить договор энергоснабжения. В этот список входят:
— Документ, удостоверяющий личность
— Документы, подтверждающие право собственности на «энергоспринимающее устройство» (т.е. жилой дом или нежилое здание)
— Документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электросетям
— Документы, подтверждающие допуск в эксплуатацию прибора учета (при его наличии)
На первый взгляд все просто, документов надо немного. Но есть проблема. Заключается она в том, что документы, подтверждающие, что дом (участок) в СНТ подключен к электросетям, а счетчик электроэнергии — исправен, должно выдать правление (или председатель правления) товарищества. Речь идет об:
— акте о выполнении технических условий на присоединение к электросетям,
— акте технологического присоединения,
— акте ввода прибора учета в эксплуатацию.
И таких документов у СНТ просто может не быть. В силу, например, того, что товарищество электрофицировалось несколько десятилетий назад, когда действовали другие требования. Однако документы могут не выдавать еще и по причине нежелания «властей» товарищества отпускать членов СНТ на прямые договора.
Ведь количество обязательных плательщиков за свет в кассу СНТ сокращается, а доля «неплательщиков» — растет. Соответственно, увеличивается «дыра» между фактическими сборами за свет и необходимыми платежами в адрес энергосбыта. Поэтому правление (председатель) товарищества обращения членов выдать документы, необходимые для заключения прямого договора может просто игнорировать.
Впрочем, с апреля 2017 года в п. 34 ОПРФФ внесено дополнение, согласно котором акты, подтверждающие подключение к электросетям можно заменить другим документом. Например, справкой, подтверждающей что гражданин, желающий заключить прямой договор энергоснабжения, являлся членом СНТ в момент электрофикации товарищества.
Или же может быть предоставлен любой документ, что член СНТ получает и оплачивает электроэнергию в настоящее время. В качестве такового может быть использована обычная платежка из СНТ. Норма эта сформулирована в восьмом абзаце п. 34 ОПРФФ.
От СНТ в таком случае в обязательном порядке требует лишь предоставить акт о вводе в эксплуатацию прибора учета. Этот документ получить гораздо проще. Например, его обязаны оформить при замене старого счетчика на новый.
Таким образом, законодательство в целом стоит на стороне члена СНТ, желающего перейти на договор прямого энергоснабжения. Алгоритм прост: член СНТ собирает описанный выше пакет документом, обращается с ним в энергосбыт. Энергокомпания, в свою очередь, получив документы, обязана заключить прямой договор энергоснабжения.
Но что делать, если на этом пути возникают сложности? Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.
Прямой договор энергоснабжения для члена СНТ. Три примера из судебной практики
Пример 1. В Читинской области собственник земельного участка и дома на территории СНТ «Геодезист» обратился в местную энергосбытовую компанию АО «Читаэнергосбыт» с заявлением о заключении прямого договора энергоснабжения. К заявлению он предложил требуемые законодательством документы – акт о выполнении ТУ на присоединение к электросетям, акт выполнения самого технологическом присоединении и акт ввода в эксплуатацию прибора учета, по которому ведет расчет потребляемой электроэнергии.
Тем не менее, энергосбыт отказал в заключении прямого договора энергоснабжения. Тогда собственник участка подал в суд заявление с требованием обязать АО «Читаэнергосбыт» заключить прямой договор с ним, а так же выплатить компенсацию морального ущерба в объеме 50 тысяч рублей.
Суд, рассмотрев дело, обязал энергосбыт заключить прямой договор энергоснабжения. Однако в выплате компенсации отказал. Решение дела доступно по ссылке: https://sudact.ru/regular/doc/HrPSLbxIklVR/.
Пример 2. В Санкт-Петербурге собственница дома и садового участка, расположенных на территории СНТ «Зеленый шум» в Ленинградской области, подал в суд на АО «Русэнергсобыт». В своем исковом заявлении она потребовала обязать Русэнергосбыт заключить с ней прямой договор энергоснабжения. Ранее энергокомпания отказала ей в этом, сославшись на отсутствие акт ввода в эксплуатацию счетчика электроэнергии, установленного на границе земельного участка.
Суд, рассмотрев обстоятельства дела, согласился с позицией «Русэнергосбыта». «Понудить» энергокомпанию к заключению прямого договора энергоснабжения, как того требовала истица, судья отказался. Решение суда можно посмотреть по ссылке: https://sudact.ru/regular/doc/XrFg6elvQwlm/.
Пример 3. Жительница Владимирской области, владеющая земельным участком и домом на территории СНТ «Озерки», обратилась в суд с требованием обязать правление товарищества выдать ей документы, необходимые для заключения прямого договора энергоснабжения.
До этого ее попытки получить от правления СНТ нужные документы, а именно — акты о технологическом присоединении к электросетям и балансовом разграничении электросетей, успеха не имели. СНТ таких документов не предоставило.
Позже в суде представитель товарищества аргументировал свою позицию тем, что в ходе электрофикации СНТ в 1994 году никаких технический условий членам СНТ не выдавалось, соответственно, актов об их выполнении не имеется. Равно как не имеет и актов технологического присоединения энергопринимающих устройств отдельных садоводов к сетям СНТ. Поэтому их невозможно выдать.
Суд, тем не менее, эти объяснения не принял. СНТ обязали выдать истице документы, необходимые для заключения прямого договора энергоснабжения. Полностью решение суда можно посмотреть здесь: https://sudact.ru/regular/doc/DG46BV2DAd6r/.
Каким образом это решение было реализовано, сказать сложно. Однако стоит уточнить, что вынесено оно было в июне 2017 года.
А в ноябре того же года вступили в силу нормы в законодательстве, которые (как это уже было сказано выше) разрешили подтверждать наличие действующего подключения к электросетям справками о членстве в СНТ в период электрификации товарищества или иными документами (вплоть до платежек за свет), подтверждающими наличие электроснабжения участка (садового дома).
3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется
«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.
У КОГО БЕРУ – ТОМУ И ПЛАЧУ
В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.
По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.
Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.
Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.
Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.
КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР С РСО
Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.
ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЮТ СОБСТВЕННИКИ
Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов. То есть общее собрание считается правомочным принимать решения, в случае если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.
При этом решение по вопросу считается принятым, если «за» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.
В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.
Копия Протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы Протокола и решений инициатор собрания обязан предоставить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.
Заключения Договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения Договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.
О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и Протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.
Необходимо также учесть, что переход на прямой Договор влечет за собой изменение Договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.
Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец Протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.
ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЕТ РЕСУРСНИК
Ресурсник вправе отказаться от Договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в том случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.
Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть Договор. При прекращении действия Договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме.
Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой Договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЯМЫХ РАСЧЕТОВ
Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:
— снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов;
— если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника; на остальных услугах и платежах это не скажется;
— при задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.
Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.
НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УК ПРИ ПЕРЕХОДЕ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ
31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.
Постановление №897-ПП выполняет следующие задачи:
— утверждает форму типового Договора между УК и РСО;
— регулирует сроки и состав информации, которую УК должна передать в РСО после заключения прямого Договора;
— уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учета между УК и РСО;
— прописывает правила приема жалоб на качество коммунальных услуг и требований перерасчета платы при некачественных услугах;
— фиксирует правила взаимоотношений УК с Регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого Договора (что актуально после новой мусорной реформы);
— вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей коммунальных услуг;
— вводит запрет на размещение рекламы на платежных документах.
ЗА ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Из основного – управляющая организация по-прежнему в ответе за содержание всех внутридомовых сетей. Также УК всегда отвечает за прием жалоб от жителей и качество коммунальных услуг.
Но теперь, поскольку при прямых договорах с РСО услуги жильцам поставляются напрямую ресурсоснабжающими организациями, у этих организаций должны быть все данные о собственниках и принадлежащих им помещениях. Что возлагает на ЖЭКи ответственность за передачу РСО внушительного объема такой информации, а также за ее своевременную актуализацию.
Помимо этого, управляющая организация при прямом Договоре собственников с поставщиками коммунальных ресурсов должна:
— заключать договоры на приобретение ресурсов на содержание общедомового имущества (то есть на все общедомовые и нежилые помещения: чердаки, подвалы, подъезды и др.);
— проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;
— принимать жалобы потребителей на качество коммунальных услуг, а также организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причиненный имуществу и/или здоровью жителей дома ненадлежащим качеством услуг;
— контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
— установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОДПУ) в течение трех месяцев с момента, когда собственники на общем собрании приняли решение включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ РСО ВПРАВЕ ПЕРЕДАТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирника без сотрудника УК попасть довольно сложно.
Однако теперь по соглашению ресурсник может уполномочить управляющую организацию ограничить или приостановить подачу ресурса должникам. Для этого между УК и РСО заключается соглашение.
Какие еще права может передать ресурсник управляющей компании:
— снимать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже одного раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ №354);
— проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ №354).
При этом все это РСО и Регоператор не могут сделать в одностороннем порядке. Для этого также требуются соответствующие соглашения.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Если часть обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой Договор, была передана УК, то ресурсник/Регоператор обязан сообщить об этом потребителям. Для этого на информационных стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в офисах РСО должна быть размещена соответствующая информация.
КУДА ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ: В УК ИЛИ РСО?
В обязанностях управляющих организаций при переходе собственников на прямые договоры появилось требование по передаче в РСО показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. После заключения прямого Договора жильцы должны предоставлять показания счетчиков исполнителю коммунальных услуг, то есть РСО.
Однако многие граждане по старинке пересылают информацию в свою УК. Если так произошло, то есть собственники/наниматели жилых помещений в доме передали показания счетчиков воды или электроэнергии в УК, она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца.
В такие же сроки УК обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учета ресурсов, если таковой установлен в доме. Снимать такие показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.
Весь порядок предоставления данных должен быть закреплен в Договоре между УК и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома. Ресурсник также обязан извещать УК об актуальных показаниях счетчиков. Обязанность такого взаимообмена, прописанная в данном Постановлении, поможет избежать ошибок в начислениях. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УК в свою очередь сможет контролировать расчет платы за эту услугу.
КАК И КАКИЕ ДАННЫЕ О СОБСТВЕННИКАХ УК БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ РСО
При заключении прямого Договора на поставку коммунальных ресурсов между собственниками помещений и РСО управляющая домом организация перестает быть исполнителем коммунальных услуг. Такой статус по прямому Договору получает РСО.
При этом ей необходимо получить от управляющей организации персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений для начислений и выставления платежных документов. Эти данные ЖЭК должен передать, причем не спрашивая согласия жителя.
Состав сведений, которые УК должна передать новому исполнителю коммунальных услуг, до ПП РФ №897 определялся в соответствии с п. 69 ПП №354. В данном пункте перечислен состав информации, которую исполнитель услуг обязан указывать в платежных документах.
Информация о собственниках содержит: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, реквизиты удостоверяющего личность документа, телефон и адрес электронной почты, если собственник или наниматель является физическим лицом; наименование, место госрегистрации и контактный телефон собственника, если он является юридическим лицом.
Информация о жилых помещениях в МКД содержит: адрес, площадь и количество проживающих по каждому из таких помещений, площадь общего имущества, а также реквизиты документов, удостоверяющих право собственности на помещения с предоставлением их копий при наличии.
Информация о приборах учета содержит: дату и место установки, сроки поверки, дату опломбирования, показания таких приборов учета за последние 12 месяцев.
Также в распоряжении ресурсника и Регоператора должна быть следующая информация:
— о наличии/отсутствии технической возможности установить ИПУ с приложением актов обследования;
— о субсидиях на оплату коммунальных услуг в отношении собственника или пользователя жилым помещением;
— о помещениях, где введено ограничение или приостановлена поставка коммунальных ресурсов, и об устранении причин для применения таких мер на дату передачи информации;
— о перерасчетах за последние 12 месяцев с предоставлением копий документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Аналогичный перечень информации при прямом Договоре управляющая организация должна передать Регоператору по обращению с ТКО.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ И ОШИБКИ
В Постановлении №897 и новых добавленных пунктах Постановления №354 теперь прописана ответственность ЖЭКа за непередачу сведений в РСО или ошибки в них.
Все данные, необходимые для расчетов и взимания платежей, УК должна передать не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Эта дата, как правило, указывается в Протоколе общего собрания собственников, на котором участники приняли решение о переходе на прямой Договор.
Передать информацию УК обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя правления ТСЖ/ЖК.
В ПП РФ №354 появилось примечание о том, что УК будет отвечать за ошибки, которые содержатся в переданной РСО информации или за непредоставление всех или части сведений в соответствии с п. 6 ПП РФ №354 (пп. «б» п. 1 ПП РФ №897).
ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно п. 155(1) ПП РФ №354, исполнитель коммунальных услуг уплачивает штраф потребителю, если последний докажет, что ему необоснованно увеличили плату за коммунальные услуги.
Если к такой ситуации приведут ошибки в переданных в РСО управляющей организацией данных, то именно ЖЭК будет возмещать поставщику ресурсов убытки, связанные с уплатой штрафа. Такие же санкции в отношении УК будут применены, в случае если она не передаст необходимые для расчетов сведения или передаст их не в полном объеме.
ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
Зачем заключать прямой Договор, если у собственников нет претензий к УК?
Заключение прямого Договора с поставщиком коммунальной услуги – это право, а не обязанность.
Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой Договор необязательно.
Как быть, когда УК препятствует заключению прямого Договора?
У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.
Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса, имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.
Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником?
Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом.
Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации. В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)?
Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.
Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду?
Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома, – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.
Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.
Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги?
Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.
При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.
Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа – это 50% от выставленной суммы за ресурс.
Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?
Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.
Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.
Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил №354. Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
по обсуждению вопросов, возникающих при реализации Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (далее – 59-ФЗ) в части заключения прямых договоров граждан с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов
28 августа 2018 года
Председательствовал:
Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Е.Г. Рысева
присутствовали:
Заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» |
Э. Б. Никитина |
Директор Челябинского филиала АО «УТСК» |
И.Н. Рындин |
Директор по правовым вопросам МУП «ПОВВ» |
Е.В. Амерханова |
Директор по сбыту МУП «ПОВВ» |
О.В. Суховерхова |
Заместитель директора по сбытовой деятельности АО «УТСК» |
А.Г. Тимофеева |
Директор по региональной политике ПАО «Фортум» |
С.В. Комарь |
Главный экономист ООО «Энгеко» |
П.А. Аберне |
Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России |
Т.А. Ветрова |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России |
Е.В. Ясиненко |
Слушали: Рысеву Е.Г., Э.Б. Никитину, И.Н. Рындина, Е.В. Амерханову.
- Повод к проведению Круглого стола
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменениями, в соответствии с которыми заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями возможно при условии принятия общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения о заключении таких договоров (пункт 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса).
Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня опубликования — 03.04.2018.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирных домах вправе заключать прямые договоры ресурсоснабжения при условии принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в данных домах.
Вместе с тем, в адрес Челябинского УФАС России поступают обращения граждан по вопросу отказа ресурсоснабжающих организаций в заключении прямых договоров с гражданами.
II. Мнение присутствующих
Рысева Е.Г.: Открыла заседание Круглого стола, отметив, что рассматриваемый вопрос является актуальным на сегодняшний день. Сообщила, что в адрес Челябинского УФАС России с марта 2018 года поступило более 400 обращений граждан по вопросу незаключения ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов. По итогам рассмотрения указанных заявлений Челябинским УФАС России установлено, что отказ ресурсоснабжающих организаций от заключения договора вызван несколькими причинами: некорректной формулировкой решения общего собрания собственников многоквартирного, а именно, в протоколе указано решение собственников «о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями», указанием в протоколе общего собрания собственников даты заключения прямого договора до 03.04.2018, когда действующим законодательством не было предусмотрено право собственников о заключении прямых договоров.
Челябинское УФАС России разъяснило гражданам, что исходя из требований действующего законодательства заключение договора в письменной форме не требуется и фактически большинство многоквартирных домов уже находятся на прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Кроме письменных обращений в адрес Челябинского УФАС России также поступают устные обращения граждан о наличии угроз со стороны управляющих компаний о коллективной ответственности собственников и перевыставление долгов должника на всех остальных собственников в равной степени в случае незаключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Никитина Э.Б..: Главным Управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ГЖИ) в 2017-2018 годах проводилась разъяснительная работа с гражданами по данному вопросу. Состоялось несколько пресс конференций, совещаний во многих муниципальных образованиях Челябинской области. По поручению Министерства строительства РФ, ежемесячно, в дальнейшем – каждое полугодие, ГЖИ обобщает информацию о принятых гражданами решениях о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и передает указанную информацию в Министерство строительства РФ. На сегодняшний день принято 1053 протоколов общего собрания собственников жилья о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, уведомлений от ресурсоснабжающих организаций о заключении с гражданами прямых договоров поступило – 309 (количество многоквартирных домов). При анализе протоколов общего собрания собственников жилья ГЖИ выявило ряд формулировок, противоречащих 59-ФЗ, в частности в протоколах указано «сохранить прямые расчеты», «перейти на прямые расчеты» с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, собственники жилья не понимают разницы между понятиями «прямыми расчетами» и «прямыми договорами с ресурсоснабжающими организациями». Вследствие чего, существуют риски непринятия указанных протоколов ресурсоснабжающими организациями.
Рысева Е.Г.: Зачитала объявление управляющей компании ООО «Альфа» по вопросу возникновения коллективной ответственности граждан в случае наличие злостных неплательщиков коммунальных услуг в доме при условие незаключения прямого договора с ресурсоснабжающими организациями. Также в указанном объявлении указано, что в случае незаключения данного договора, подача коммунального ресурса может быть вообще прекращена.
Никитина Э.Б.: Сообщила, что такие объявления управляющих компаний г. Челябинска являются типичными. Существует неправильная позиция управляющих компаний, которые намеренно вводят в заблуждение граждан о наличии возникновения неблагоприятных последствий для них в случае незаключения прямого договора с ресурсоснабжающими организациями.
В данном случае необходимо разъяснить собственникам, что фактически собственники находятся на прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями и эти прямые расчеты действующим законодательством предлагается закрепить в договоре путем его заключения с ресурсоснабжающими организациями.
Рысева Е.Г.: Сообщила, что антимонопольная служба ведет разъяснительную работу с гражданами по вопросу заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Антимонопольный орган неоднократно обращал внимание граждан, что никакой угрозы для граждан при незаключении прямого договора нет, ресурсоснабжающая организация физически просто не может заключить договор с каждым жителем г. Челябинска. При этом, большинство многоквартирных домов г. Челябинска уже находятся на прямых расчетах.
Кроме того, антимонопольный орган обращал внимание гражданам, что в действующем законодательстве существуют различные понятия «прямые расчеты» и «прямой договор». В большинстве случаев управляющая организация (ТСЖ, ЖСК), с которой собственники (потребители коммунальных услуг) заключили договор управления многоквартирным домом, является исполнителем коммунальных услуг и управляющая организация заключает договор с поставщиком коммунальных услуг – ресурсоснабжающей организацией. При этом оплата за такие услуги производится собственниками путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющей организации.
Однако жилищное законодательство предусматривает возможность перехода на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией на основании решения, принятого собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании. При этом исполнителем коммунальных услуг по-прежнему остается управляющая организация, которая во исполнение решения собственников и во избежание «двойных платежей» обязана заменить расчетный счет, указанный в квитанции на оплату коммунальных услуг, на счет поставщика коммунального ресурса.
Следует понимать, что переход на прямые платежи является лишь изменением способа оплаты коммунальных услуг и не подразумевает заключение каких-либо договоров между собственниками и ресурсоснабжающей организацией. И только с 03.04.2018 у собственников появилось право заключить прямой договор с ресурсоснабжающими организациями путем принятия такого решения на общем собрании собственников жилья.
Вместе с тем, у Челябинского УФАС России возникает вопрос о законности действий ресурсоснабжающих организаций по оценке легитимности протоколов собственников жилья. Задала вопрос ресурсоснаюжающим организациям (далее – РСО) на каком основании РСО дает оценку указанным протоколам.
Амерханова Е.В.: МУП «ПОВВ» не дает оценку протоколам после апреля 2018 года. МУП «ПОВВ» принимает все протоколы общего собрания собственников жилья.
Никитина Э.Б.: Отметила, что протоколы должны содержать правильную формулировку решения общего собрания собственников о заключении прямых договоров, а не о переходе на прямые расчеты. Анализ протоколов показал, что все протоколы после апреля 2018 года содержат корректные формулировки.
Рындин И.Н.: Позиция компании АО «УТСК» до вступления в силу 59-ФЗ выражалась в том, что при таких формах управления как УК, ТСЖ заключение прямых договоров c ресурсоснабжающими организациями невозможно. Т.е. есть договор должен быть заключен между АО «УТСК» и УК (или ТСЖ), но собственники могли принять решение о непосредственном расчете с РСО и платить напрямую АО «УТСК». В связи с чем, с ноября 2017 года после утверждения тарифа АО «УТСК» на поставку тепловой энергии конечным потребителям, АО «УТСК» обратилось в суд о понуждении управляющих компаний заключить с АО «УТСК» договор теплоснабжения.
С принятием нового 59-ФЗ легализирована норма о заключении прямых договоров с собственниками жилья, АО «УТСК» стало напрямую начислять плату собственникам жилья по имеющейся базе данных, переданной МУП «ЧКТС». Т.е. сейчас АО «УТСК» открыто порядка 4 тыс. лицевых счетов, большая часть домов получает квитанции от АО «УТСК» и платит напрямую РСО. В настоящее время позиция компании заключается в том, что иски к управляющим компаниям не отозваны, судебные разбирательства продолжаются, одну управляющую компанию суд понудил заключить договор с АО «УТСК», при этом в случае если данная компания принесет протоколы общего собрания собственником о принятом решении о заключении прямых договоров, суд откажет АО «УТСК» в удовлетворении заявленных требований. В противном случае, если УК не принесет данные протоколы по всем домам, АО «УТСК» будем настаивать о понуждении заключения договора теплоснабжения именно с УК.
В ноябре, декабре, феврале в адрес АО «УТСК» поступило более 1 тыс. обращений о заключении договора напрямую с собственниками, в связи, с чем возник коллапс и практически приостановило работу АО «УТСК». Граждане требовали заключить договор и ответ предоставить в течение 30 дней.
Из –за этого вала обращений произошел сбой в работе организации и контролирующие органы (прокуратура, Жилищная инспекция) стали применять к АО «УТСК» соответствующие меры реагирования за нарушением срока ответа на данные обращения граждан. При этом, по мнению АО «УТСК», существует положительная судебная практика конституционного суда, согласно которой РСО не подпадают под действия 59-ФЗ по срокам ответа на обращения граждан. Суд указал, что если РСО обязать в течение 30 дневного срока отвечать на обращения граждан, с которыми уже есть договорные отношения, то это будет вмешательство в хозяйственную деятельность организации, что является недопустимым. Т.е. нарушение 30 дневного срока на обращение граждан не является составом административного правонарушения.
И.Н. Рындин также сообщил, что в адрес АО «УТСК» поступило 824 протокола по жилым многоквартирным домам о заключении прямых договоров. 95% из данного количества протоколов, это те дома, по которым АО «УТСК» уже фактически начисляет плату за поставку коммунальных ресурсов. АО «УТСК» принимает указанные протоколы без каких либо замечаний.
По 50-60 домам АО «УТСК» отказало в заключение договора по причине неуказания даты, с которой действует решение общего собрания собственников и по причине не содержания корректных формулировок, в протоколах указано «сохранить прямые расчеты».
Кроме того, возникают ситуации, когда протоколы общего собрания собственников жилья с корректной формулировкой и содержанием даты, но у АО «УТСК» нет данных по данному дому в базе данной, переданной МУП «ЧКТС» и АО «УТСК» не может фактически начислять плату данным собственника. УК не передают информацию, необходимую для начисления. При этом возникает неурегулированность данного вопроса действующим законодательством, поскольку в 59-ФЗ содержится обязанность передать информацию необходимую для начисления, а какая это информация в законе прямо не раскрыта.
Кроме того, из действующего законодательства не вытекает, что заключение прямых договоров это обязанность собственников, это является только их правом. Поэтому, по мнению АО «УТСК», позиция УК о том, что собственник обязан перейти на прямые договоры иначе его отключат от подачи ресурса в корне неправильно. Собственники уже определили порядок расчета, когда выбрали способ управления. При этом с принятием 59-ФЗ у собственника появилось право заключить прямые договоры с РСО. Но необходимо учитывать плюсы и минусы данных вариантов, то есть когда собственник заключил прямой договор с РСО, когда все осталось на своих местах и договор заключен между РСО и УК.
По мнению АО «УТСК», закрепление в протоколе общего собрания собственников жилья решения о переходе на прямые договоры, не только является основанием для возникновения договорных отношений между РСО и собственником, но и РСО становится исполнителем коммунальных услуг. Указанное обстоятельство влечет для РСО возникновение дополнительных обязательств, выставление квитанции жильцам, решение вопросов об установки, опломбировки, ввода в эксплуатацию приборов учета, появляется ответственность за качество поставки ресурса.
Никитина Э.Б.: Добавила, что в законодательстве есть прямая норма, ответственность за содержание общедомовым имуществом, в том числе инженерными сетями несет управляющая компания даже в случае заключения собственниками прямых договоров с РСО. УК несет ответственность за качество ресурса внутри дома.
Амерханова Е.В.: Отметила, что постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Постановление № 491) говорит о том, что РСО несет ответственность до стены жилого дома. Изменения в Постановление 491 не вносились.
Рындин И.Н.: Еще один аспект, в Постановлении 491 четко написано, что включается в плату за содержание и ремонт общим имуществом, но не указано при каком способе управлении. Затраты на содержание биллинговых систем, затраты на выставление квитанций включается в плату за содержание и ремонт общего имущества, при этом данную плату собственники вносят на счет УК. АО «УТСК» обращалось в Администрацию г. Челябинска с целью получения разъяснений о включении в плату за содержание и ремонт, взимаемой УК с собственников данные затраты (выставление и печать квитанций, содержание базы данных). Ответ от Администрации г. Челябинска не получен. В случае, если данные затраты включаются в эту плату, то при заключении прямых договоров собственников с РСО логично указанные затраты исключить из этой платы. Но на практике получается, что ответственность и обязанности у УК уменьшились в результате заключения собственниками прямых договоров с РСО, а плата за содержание, которая взимается с жильцов не изменилась. Т.е. затраты УК снизились, а доходы не изменились, прибыль увеличилась.
Амерханова Е.В.: Указанная плата за содержание и ремонт МКД установлена давно и она каждый год только индексировалась.
Рысева Е.Г.: Исходя из требований действующего законодательства собственники жилья вправе сами принять решение об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества, но поскольку большинство собственников многоквартирных домов не принимали таких решений, то УК просто перевыставляет ту сумму, которая установлена Администрацией г. Челябинска.
Никитина Э.Б.: В исключительных случаях собственники сами утверждают плату за содержание и ремонт общего имущества. Например, в одном муниципальном образовании собранием собственников была принята плата за содержание и ремонт общего имущества ниже установленной Администрацией г. Челябинска, но УК не приняла данную плату и начисляла по утвержденной плате. ГЖИ было выдано предписание в адрес данной УК, данное предписание было обжаловано и оставлено в силе судами 3 инстанций.
Рындин И.Н.: Добавил, что постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» не изменилось, в котором говорится о том что при способе управления УК и ТСЖ запрещается включать в тариф на тепло затраты на содержание биллинговых систем, затраты на выставление квитанций. Таким образом, АО «УТСК» не может включить указанные затраты в тариф на тепловую энергию. Данные изменения в законодательство, сделали АО «УТСК» исполнителем коммунальных услуг, что повлекло за собой возникновение новых дополнительных обязательств без изменения расходов, которые возможно возместить. Обратился с просьбой к Челябинскому УФАС России направить соответствующие предложения о выработке механизма регулирования данного вопроса.
III. Итоги Круглого стола.
- Продолжить разъяснительную работу с гражданами по вопросу порядка заключения прямого договора с ресурсоснабжающими организациями, в том числе порядка оформления решения собственников жилья протоколом общего собрания собственников;
- Направить в Администрацию г. Челябинска предложения провести круглый стол по вопросу выработки механизмом регулирования платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплачиваемой гражданами в адрес управляющих компаний, в случае если собственники данного многоквартирного дома заключили прямой договор с ресурсоснабжающей организацией;
- Направить в ФАС России, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области запрос о предоставлении позиции по вопросу возможности включения в тариф на поставку коммунальных ресурсов, утверждаемый для ресурсоснабжающей организации, расходов, связанных с предоставлением гражданам платежных документов, содержанием базы данных и других затрат, возникших у ресурсоснабжающих организаций в связи с заключением гражданами прямого договора с ними.