Договор международной перевозки
3.1. Заказчик обязан:
3.1.1. Предоставить Исполнителю все необходимые документы для совершения таможенных операций согласно действующему таможенному законодательству.
3.1.2. Гарантировать и нести полную ответственность в соответствии с уголовным, гражданским кодексами РФ, кодексом об административных правонарушениях и таможенным кодексом Таможенного союза, за достоверность предъявляемой для декларирования товаров информации и документации.
3.1.3. Гарантировать ,что перемещаемые товары, являются исключительно товарами для личного пользования и не будут использованы в коммерческих целях.
3.1.4. Гарантировать соблюдение условий, установленных п.11 Приложения №3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, если товары перемещаются с освобождением от уплаты таможенных платежей.
3.1.5. В случае признания товаров коммерческой партией, несоблюдения условий ,указанных в п.3.1.4 настоящего Договора, и начисления таможенным органом таможенных платежей, как в процессе таможенного декларирования, так и после его окончания, Заказчик обязан целиком уплатить причитающиеся таможенные платежи, пени и штрафы в сроки, установленные законодательством.
3.1.6. Заказчик обязуется полностью возместить Исполнителю все расходы в случае совершения нарушения таможенных правил, уголовного преступления или иного действия, совершенного по вине Заказчика и нанесшего материальный ущерб Исполнителю, в течение 30 суток после выставления требования Исполнителем в адрес Заказчика. В рамках возмещения ущерба Заказчик обязуется бесспорно по первому требованию оплатить в полном объеме штрафы в связи с привлечением Исполнителя к ответственности, пени по таможенным платежам образовавшимся в связи с таможенным оформлением товара Заказчика, расходы на юридические консультации, и иные расходы прямо вытекающие из совершенного противоправного действия, указанные в данном Договоре.
3.2. Заказчик имеет право:
3.2.1. Присутствовать при таможенном декларировании.
3.2.2. Запрашивать и своевременно получать у Исполнителя оперативную информацию о совершении таможенных операций в отношении товаров Заказчика.
3.2.3. Получить товар на территории РФ, на складе экспресс-перевозчика самовывозом.
3.2.4. Заказать услугу доставки товара у экспресс-перевозчика от двери склада до двери получателя на территориях ТС
3.2.5. Получить посылку из ПВЗ (Пункт Выдачи Заказа).
3.3. Исполнитель обязан:
3.3.1. Проверять документы Заказчика на соответствие действующему законодательству с учетом п. 2.2. настоящего Договора.
3.3.2. Не предпринимать без предварительного письменного согласия Заказчика действия, направленные на возникновение у Заказчика каких-либо обязательств перед третьими лицами, за исключением обязательств перед таможенными органами, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
3.3.3. По письменному запросу Заказчика и за его счет содействовать в организации и проведении ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля, проводимого другими органами государственной власти, разрешительные документы которых необходимо предоставлять в таможенный орган при проведении таможенных операций в отношении декларируемых товаров.
3.3.4. Предъявить товары по требованию таможенного органа.
3.3.5. Присутствовать при проведении таможенным органом таможенного оформления товаров, взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенного органа РФ.
3.3.6. Совершать прочие действия по поручению Заказчика в рамках настоящего Договора.
3.4. Исполнитель имеет право:
3.4.1. Проверять полномочия Заказчика и его представителя в отношении товара, декларируемого в таможенном органе.
3.4.2. Требовать от Заказчика своевременного предоставления документов и сведений, а так же подтверждения достоверности этих документов, необходимых для таможенного декларирования, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию.
3.4.3. По своей инициативе предварительно осматривать и измерять товары, подлежащие декларированию, при условии, что есть достаточные основания полагать, что документы и/или сведения о товарах, представленные Заказчиком, являются или могут быть недействительными и/или недостоверными.
3.4.4. Отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору в случае, если документы о товарах содержат недостоверные сведения, признаки поддельности, подложности, действия (бездействие) Заказчика являются неправомерными и незаконными, содержат признаки уголовного или административного правонарушения, а так же в случаях в соответствии с п.4 ст.60 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» №311 от 27.11.2010г.
3.4.5. В случае необходимости уплачивать таможенные платежи за Заказчика.
Договор транспортной экспедиции ЖД (форма)
ДОГОВОР транспортной экспедиции №______________
ДОГОВОР транспортной экспедиции №_______________
г. ___________ \»____\» ______________ г.
Общество с ограниченной ответственностью \»Экспедитор\», именуемое в дальнейшем \»Экспедитор\», в лице ____________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ________________________, именуемое в дальнейшем \»Клиент\», в лице _________________, действующего на основании ______________, с другой стороны, в соответствии с гл.39 и 41 ГК РФ, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1 Согласно настоящего договора Клиент поручает, а Экспедитор за вознаграждение принимает на себя обязанность по организации перевозки грузов Клиента железнодорожным транспортном.
1.2 Выступая от своего имени, в лице отправителя груза, Экспедитор заключает или обеспечивает посредством привлечения третьих лиц договор перевозки грузов с Перевозчиком за счет Клиента.
1.3 Дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов Клиента и не предусмотренные п. 1.1, 1.2. настоящего договора, Экспедитор выполняет собственными силами или привлекает к их исполнению третьих лиц.
1.4 На основании настоящего договора Экспедитор выполняет услуги для Клиента по его заявкам, переданным в письменной или устной форме, в том числе факсом или телефонограммой. Заявка должна содержать следующую информацию: грузовладелец и адрес местонахождения груза, вид подвижного состава, вид отправки, количественный показатель груза (вес, объем, количество), дату готовности груза к отправке, станцию назначения, грузополучателя и его адрес, телефон, факс, место оплаты данной грузоперевозки.
Фактические условия каждой отдельной перевозки (наименование, вес, объем, число мест груза) отражаются в транспортных накладных, подписываемых уполномоченными представителями сторон при передачи груза к перевозке. В том случае, если в товарно-транспортной накладной не указано место оплаты, то таковым считается г.Москва и счет на оплату за грузоперевозку выставляется грузоотправителю. Подписи сторон в транспортных накладных подтверждают, что фактические обстоятельства, касающиеся предмета перевозки, соответствуют указанным в накладной сведениям.
2. Обязанности сторон
2.1 В обязанности Клиента входит:
а) доставить предназначенный к перевозке груз к месту погрузки в исправной таре и упаковке, обеспечивающей его сохранность при перевозке;
б) предоставить на перевозимый груз все необходимые сопроводительные документы;
в) в необходимых случаях самостоятельно и за свой счет произвести страхование груза;
г) передать грузополучателю информацию об отправлении груза, предполагаемом времени его прибытия;
д) обеспечить прием груза грузополучателем;
е) оплатить выставленный Экспедитором счет за грузоперевозку в порядке и сроки, установленные п.3. настоящего договора.
2.2 В обязанности Экспедитора входит:
а) принять груз от Клиента, погрузить его в транспортное средство;
б) выдать представителю Клиента транспортную накладную, подписанную представителем Экспедитора;
в) предоставить Клиенту информацию о номере вагона, номере поезда, дате и предполагаемом времени прибытия груза в пункт назначения;
г) обеспечить отслеживание груза в пути;
д) обеспечить доставку груза грузополучателю в том же количестве и состоянии, в котором он был принят от Клиента;
е) получить отметку о приеме груза уполномоченным лицом в пункте назначения. Количество поступившего груза при его приемке грузополучателем должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в товарно-транспортных накладных. Если в товарно-транспортных накладных отправитель указал вес, объем груза и количество мест, то грузополучатель при приемке груза должен проверить вес, объем и количество мест. Приемка грузов по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам).
Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются грузополучателю с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих повлиять на состояние груза, производится проверка груза в поврежденных местах по транспортным накладным со вскрытием поврежденных мест. Результаты проверки отражаются в подписываемых ее участниками актах. Если проверка производится одновременно в нескольких вагонах или контейнерах, в акте должно быть указано количество поступившего груза раздельно в каждом вагоне или контейнере.
Кроме указанных в настоящем пункте положений при сдаче — приемке грузов участники приемки должны руководствоваться нормами Транспортного Устава железных дорог, действующих на транспорте Правил перевозок грузов, Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
2.3 Экспедитор обязан за счет Клиента оплатить или обеспечить оплату Перевозчику за перевозку груза провозной платы (железнодорожный тариф) по грузовым дорожным накладным (квитанциям), а также установленные пошлины и сборы.
2.4 Не позднее двух дней с момента отправки вагона Экспедитор обязан предъявить Клиенту счет на оплату услуг, связанных с перевозкой груза. Сумма счета включает в себя оплату:
— дополнительных услуг Экспедитора, связанных с перевозкой груза;
— вознаграждения за совершение посреднических сделок с Перевозчиком, которые составляет 0.1% от произведенных расходов на провозную плату (ж/д тариф);
— произведенных расходов на провозную плату (ж/д тариф),страховых сборов и пошлин. Сумма, подлежащая оплате Клиентом, включает в себя налог на добавленную стоимость по ставке 20 %.
2.5 По исполнении поручения Экспедитор обязан представить Отчет Клиенту о выполнении поручения, изложенного в п.1.1, 1.2.
2.6 Отчетом Экспедитора признается переданная Клиенту товарно-транспортная накладная, являющаяся первичным учетным документом в соответствии с приказом по учетной политике по Экспедитора содержащая, в обязательном порядке, следующие данные: номер вагона (в случае передачи груза Экспедитору непосредственно на вагон), дата погрузки, дата отправки, дата прибытия и дата выдачи груза грузополучателю (в случае, если Клиент получает груз в Москве).
2.7 В течение 5 дней со дня оказания услуг Экспедитором выписывается счет-фактура, в которой сумма комиссионного вознаграждения указывается одной стороной с оплатой дополнительных услуг, связанных с перевозкой груза, под наименованием \»Услуги по организации перевозки груза\».
3. Цена договора и порядок расчетов
3.1 Стоимость услуг, связанных с перевозкой груза, определяется по прайс — листу, действующему на дату приема заказа.
3.2 Клиент оплачивает счет в течение двух рабочих дней со дня его выставления, но не позже даты прихода груза в пункт назначения. Передача груза Клиенту производится после полной оплаты счета, предъявленного Экспедитором.
3.3 Порядок расчетов между Клиентом и Экспедитором по настоящему Договору может предусматривать перечисление денежных средств на расчетный счет Экспедитора или третьих лиц по указанию Экспедитора, внесением наличными в кассу, расчет посредством зачета взаимных требований или товарных поставок в адреса, указанные Экспедитором.
4. Ответственность сторон
4.1 В случае просрочки уплаты платежа, Клиент уплачивает Экспедитору неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
4.2 В случае заказа вагона и несвоевременного предоставления Клиентом груза, расходы по простою вагона оплачивает Клиент.
4.3 В случае заказа части вагона и несвоевременного предоставления Клиентом груза, Экспедитор не несет ответственности за соблюдение сроков перевозки.
4.4 За несвоевременную организацию перевозки все дополнительные расходы и штрафные санкции в размере 0,1 % от стоимости перевозки за каждый день просрочки несет Экспедитор.
4.5 Ответственность за сохранность груза в пути следования несет Экспедитор в размерах, предусмотренных следующими режимами перевозки:
— с ограниченной ответственностью возмещения убытков по обязательствам (ст. 15 ГК), т.е. в сумме фактурной стоимости из расчета не более 20 $ США за 1 кг груза и расходов по транспортировке груза. Фактурная стоимость должна быть подтверждена оригиналом счет-фактуры от продавца.
В случае порчи, боя груза в размере уценочной стоимости, либо стоимости ремонтно-восстановительных работ. В случае возмещения Экспедитором полной фактурной стоимости, право собственности на оплаченный груз переходит к Экспедитору.
В случае порчи, боя груза в размере уценочной стоимости, либо стоимости ремонтно-восстановительных работ. В случае возмещения Экспедитором полной фактурной стоимости, право собственности на оплаченный груз переходит к Экспедитору.
— с полной ответственностью возмещения убытков по обязательствам, при условии применения повышенных коэффициентов к ценам по услугам организации перевозок в размерах:
— объявления оценочной стоимости 1 кг. груза более 20 $ США — коэффициент равен 1,5;
— объявления оценочной стоимости 1 кг. груза более 40 $ США — коэффициент равен 2,0;
В случае перевозки грузов в режиме полной ответственности Клиент обязан предоставить Экспедитору Заказ в соответствии с п. 1.4 настоящего договора в письменной форме, указав выбранный режим, к которому применяются следующие правила упаковки и транспортировки:
ПРАВИЛА:
Особо ценный груз подлежит упаковке в специальную тару, опломбированную Экспедитором в присутствии уполномоченного представителя Клиента. По желанию Клиента проводится внутренний пересчет груза и опись вложения. Номера пломб заносятся в ТТН и заверяются подписью Грузоотправителя.
Претензии по внутритарной недостаче не принимаются в случаях:
1) если Экспедитор не принимал груз по внутреннему пересчету и упаковка не имеет внешних следов вскрытия;
2) если на упаковке не нарушены пломбы Экспедитора и номера пломб соответствуют номерам, указанным в ТТН.
При получении груза Грузополучатель обязан проверить целостность упаковки, соответствие номеров пломб, указанных в ТТН и удостоверить это своей подписью.
4.6 Экспедитор не несет ответственности при выдаче груза в месте его назначения по количеству внутритарных вложений и качеству груза в случае перевозки груза в режиме ограниченной ответственности:
— в случае целостности тары, упаковки при сдаче груза грузополучателю;
— в случае предоставления грузоотправителем груза к перевозке в поврежденной таре, упаковке.
5. Иные условия договора
5.1 Настоящий договор предоставляет право Экспедитору без отдельной договоренности с Клиентом совершать предусмотренные в договоре действия по выполнению или организации выполнения определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Экспедитор вправе предоставлять копию настоящего договора, заверенную своей печатью, всем заинтересованным третьим лицам.
5.2 Ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за задержку или невыполнение обязательств, обусловленное обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими помимо воли и желания сторон, которые нельзя было предотвратить при обычной осмотрительности сторон и которые непосредственно повлияли на выполнение настоящего договора, а именно: военные действия, террористический акт, диверсия, авария, пожар, землетрясение, наводнение, эпидемия, блокада, забастовка, принятие законодательных актов, запрещающих или ограничивающих определенные действия сторон по настоящему договору.
Экспедитор не несет ответственности за несоблюдение сроков доставки грузов на все время задержки в случаях:
— задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки;
— задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя;
— задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по независящим от Экспедитора причинам;
— указания грузоотправителем в товарно-транспортной накладной неверных данных о грузополучателе, вследствие чего Экспедитор не имеет возможности выполнить свои обязательства в обозначенные сроки доставки груза.
Сторона, для которой создалась невозможность выполнения своих обязательств, вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, обязана незамедлительно известить об этом другую сторону. Стороны договора должны решить вопрос либо о прекращении выполнения настоящего договора, либо согласовать совместные действия по преодолению неблагоприятных последствий указанных обстоятельств.
5.3 Клиент самостоятельно взаимодействует с органами таможенного и иного государственного контроля (надзора).
5.4 Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до \»_____\»____________________ г.. Истечение срока договора не освобождает его стороны от исполнения в полном объеме принятых на себя по договору обязательств.
5.5 Правоотношения сторон, прямо не определенные условиями настоящего договора, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и иного действующего законодательства.
5.6 Все изменения и дополнения к договору действительны лишь в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.
5.7 Споры между сторонами договора, не урегулированные путем переговоров, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы.
5.8 Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
6. Адреса и реквизиты сторон
Понятия и виды договора международной перевозки
Международные перевозки осуществляются на основе договоров. Существуют международные договоры перевозки груза и пассажира. В свою очередь каждый из них подразделяется на договоры перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным. В конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки различными видами транспорта, отсутствуют определения указанных договоров перевозки.
Исключение составляет Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г. в которой договор перевозки груза определяется как договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.
Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1921 г. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г. Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенция о договоре международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа 1973 г. содержат лишь общие положения о применении договора перевозки.
Так, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. дается следующее определение договора перевозки пассажира – это «заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или, в соответствующем случае, пассажира и его багажа». Здесь не раскрывается ни содержание, ни основные условия договора.
Что касается других транспортных международных источников, то в них, как правило, косвенно указывается на то обстоятельство, что перевозки осуществляются на основании договоров.
Исходя из положений международных источников, договор международной перевозки можно определить как соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить груз или пассажира по маршруту, связанному с пересечением государственной границы, в пункт назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуется уплатить провозную плату.
В конвенциях и соглашениях содержатся важные положения, характеризующие роль договора международной перевозки в перевозочном процессе. Прежде всего договор является правовым основанием возникновения обязательств между перевозчиком с одной стороны и грузоотправителем (пассажиром) с другой стороны. На это обращается внимание, в частности, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.
В соответствии с международными источниками договор призван также конкретизировать условия перевозки, которые в общем виде закреплены в конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных законодательных актах.
Кроме того договор международной перевозки служит правовой основой имущественной ответственности сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с перевозкой. Это положение закреплено практически во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспорта. Такова общая характеристика договора международной перевозки. Рассмотрим отдельные его виды.
Договор международной перевозки груза
Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают. Это относится, прежде всего, к их предмету, юридическим признакам, сторонам, содержанию.
Вместе с тем между ними имеются и определенные различия. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.
Существенная особенность данного вида международного договора касается круга его участников. Как правило, одной из сторон в договоре выступает иностранное физическое или юридическое лицо.
Следующая особенность связана с отдельными параметрами договора международной перевозки груза. Имеются в виду, прежде всего, такие условия договора, как провозные платежи, сроки доставки, ответственность сторон. Некоторые из них существенно отличаются от условий договора во внутренней перевозке, например, применяемые при неисполнении или ненадлежащим исполнении сторонами своих обязательств санкций и их размеры. Отличия имеют и вопросы о спорах в связи с перевозкой, в том числе аспекты, связанные с претензией и иском, сроками их предъявления, юрисдикцией.
Еще одна особенность касается транспортной документации, оформляемой при между-народных перевозках. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов. Эти документы выполняют различные функции. Во-первых, они закрепляют права и обязанности сторон. Во-вторых, документы определяют условия перевозки.
В-третьих, они содержат указания перевозчику. И, наконец, в-четвертых, они позволяют выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.
Сам договор международной перевозки груза подтверждается специальным документом. Транспортные конвенции и соглашения относят к ним такие, как накладная, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ, средство, сохраняющее запись о предстоящей перевозке.
На практике исторически сложилось так, что существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза :
— накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортам;
— коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.
Не затрагивая общих черт, присущих обеим системам транспортной документации, отметим лишь отличия между ними.
Накладной присущи урегулированные в международных актах определенная форма, четкий набор реквизитов и точное содержание. Что касается коносамента, то в отношении этого договора имеется лишь указание на минимальный перечень реквизитов.
Отличие коносамента от накладной — коносамент составляется перевозчиком (капитаном корабля), только им подписывается и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем, и только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком, и подписывается обеими сторонами. Данные, на первый взгляд, формальные отличия влияют, прежде всего, на правовую оценку коносамента, а также на его доказательственное значение.
Заключается это в том, что коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими из этого соответствующими правовыми последствиями. Накладной это качество не присуще. Она относится к товаросопроводительным документам.
Существенной отличительной особенностью транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, является закрепление в конвенциях положения о том, что их отсутствие, неправильность или потеря не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки (ст. 4 Конвенции о договоре международной (дорожной) перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. п. 2 ст. 5 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.).
В перевозках отдельными видами транспорта (морским, воздушным) применяются типовые формы этих документов, которые именуются проформами.
При международной перевозке грузов в отличие от внутренней перевозки к документу, подтверждающему договор перевозки, прилагается комплект дополнительных документов, необходимых для пересечения границы. Это документы, предъявляемые пограничным, таможенным, санитарным и другим официальным органом, осуществляющим административные функции. К таким документам относятся, в частности, разрешение на проезд по территории иностранного государства, документы, оформляемые в соответствии с таможенными правилами (счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя товара об оплате таможенной пошлины, сборов НДС и акцизов), документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и другие. Оформление таких документов осуществляет, как правило, грузоотправитель, а разрешает все вопросы, связанные с пересечением границы, перевозчик.
Имеются некоторые отличия и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках достаточно широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои взаимоотношения на долго-срочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств при осуществлении перевозок. Наряду с основными обязанностями по подготовке и предъявлению грузов к перевозке, их доставке в сохранности в пункт назначения в генеральных соглашениях определяются порядок подачи заявок на перевозки грузов, возложение таможенного оформления на перевозчика, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, ответственность перевозчика и грузоотправителя, претензии и арбитраж.
На основе генеральных соглашений для осуществления конкретных перевозок грузов обычно применяется подача заявок на календарную неделю. В заявке содержатся все необходимые данные: количество необходимых транспортных средств, наименование и количество груза, которое необходимо перевезти за неделю, график подачи транспортных средств и их конкретной диспозиции по пунктам погрузки и таможенного оформления грузов.
При осуществлении разовых перевозок грузов действует система подачи заявки (оферты). Она может акцептироваться двумя способами: официальным ответом перевозчика в письменной форме с использованием телеграфа, телекса, факса и т. п. или конклюдентными действиями перевозчика, заключающимися в подаче транспорта в указанное в заявке время и в обусловленное место погрузки. Последний способ не получил в России достаточно широкого распространения.
Договор международной перевозки пассажира
Второй вид договора международной перевозки – это договор перевозки пассажира. Как и в случае с договором международной перевозки груза договор международной перевозки пассажира также не имеет существенных отличий от договора внутренней перевозки пассажира. Это касается в первую очередь его принципиальных параметров. И договор международной перевозки пассажира и договор внутренней перевозки пассажира характеризуются как консенсуальные, взаимные и возмездные. Структурные элементы и того и другого договора – предмет, стороны, содержание, форма, сроки – за некоторым исключением практически совпадают.
Вместе с тем договор международной перевозки пассажира все же обладает некоторыми особенностями. Первая из них – наличие иностранного элемента. Суть этой особенности в том, что основу нормативной базы, регулирующую данный договор, составляют международные правовые источники. Практически в каждом виде транспорта имеется международная конвенция, регулирующая перевозки пассажиров. Кроме того, одна из сторон договора – пассажир – представляет иностранное государство. Это обстоятельство влечет определенные дополнительные правовые последствия. Они связаны с вопросами получения пассажиром визы и ее предъявления на границе, а также наличия заграничного паспорта. Без этих документов осуществление перевозки пассажира невозможно.
Как и при внутренней перевозке в процессе осуществления международной перевозки пассажир вправе изменить условия договора, а именно: при наличии возможности воспользоваться более ранним рейсам, повысить класс пассажирского места, прервать следование по маршруту с остановкой в промежуточном пункте. Однако при международной перевозке такие решения не должны противоречить действию визового режима. В случае необходимости следует решать вопрос о его продлении. В этом заключается еще одна особенность действия договора международной перевозки пассажира.
Следующая особенность договора морской перевозки пассажира заключается в документационном его оформлении. Как уже отмечалось для осуществления такой перевозки одного билета пассажира недостаточно. Необходимо наличие визы и заграничного паспорта. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки является билет пассажира. В конвенциях он именуется индивидуальным.
Как и во внутренних перевозках билет пассажира может быть предъявительским или именным. Последний применяется на воздушном транспорте (п. «е» ст. 29 Соглашения о между-народном воздушном транспорте 1944 г.). На автомобильном и внутреннем водном транспорте могут применяться и предъявительские, и именные билеты (ст. 7 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. п. 5 ст. 3 Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г.). Этого нет на внутренних перевозках автомобильным транспортом, где применяются только предъявительские билеты пассажира и, как правило, на внутреннем водном транспорте, практикующем продажу именных билетов лишь в редких случаях.
В международных перевозках пассажиров получила распространение такая форма договора, как коллективный пассажирский билет. Так он именуется в конвенциях, регулирующих перевозки пассажиров автомобильным и речным транспортом. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. называет его «групповым перевозочным документом» (п. 1 ст. 3). На международных железнодорожных перевозках действует система купонной книжки на группу пассажиров и контрольного купона для каждого пассажира (СМПС). Во внутренних перевозках коллективный билет предусмотрен только на внутреннем водном транспорте и только при перевозках по экскурсионно-прогулочным и туристическим маршрутам (п. 4 ст. 97 КВВТ РФ).
Важный момент, урегулированный международными конвенциями, которого нет в российском транспортном законодательстве, это положение о том, что отсутствие, неправильное оформление или потеря билета пассажира не затрагивает существования или действительности договора перевозки.
Имеются также отличия, связанные с пределами ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира. В международных правовых источниках они конкретизированы с указанием предельных сумм возмещения в случае причинения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или нанесением другого вреда физическому здоровью пассажира. Исключение составляет только Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. в котором регулируются лишь пределы возмещения при полной или частичной утрате багажа или товаробагажа (ст. 33).
Что касается транспортных кодексов и уставов России, то в них не нашли закрепления абсолютные цифры пределов ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Как правило, они содержат нормы, отсылающие к соответствующему законодательству Российской Федерации. Исключение составляет Кодекс торгового мореплавания РФ. В ст. 190 установлен предел ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира в 175 тыс. расчетных единиц. 1
Нередко международные перевозки пассажиров сопряжены с перевозкой багажа. Такая перевозка характеризуется более сложной системой правоотношений сторон. Предъявление багажа перевозчику обусловлено наличием билета пассажира. При его отсутствии багаж к перевозке не принимается.
Таким образом договор перевозки багажа является дополнительным по отношению к договору перевозки пассажира. Он оформляется багажной квитанцией. При этом на билете пассажира ставится отметка о приеме к перевозке багажа.
Перевозка багажа характеризуется некоторыми параметрами, присущими перевозке груза. Речь идет, например, об особых условиях перевозки в качестве багажа вещей, ограниченных в обращении, о порядке определения веса багажа, его габаритов и т. п.
Вместе с тем, имеются и принципиальные отличия между перевозкой багажа и перевозкой груза. В частности, существуют ограничения веса перевозимого багажа, чего нет в перевозке груза. Второе отличие связано с жесткой привязкой маршрута следования багажа к маршруту следования пассажира, более того, обычно багаж перевозится тем же транспортом, что и пассажир. Следующее отличие касается порядка и сроков выдачи багажа.
Международные конвенции и соглашения причисляют к багажу любые предметы вплоть до автомашины, а также живых животных (Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.). В морских перевозках наряду с понятием «багаж» употребляется понятие «каютный багаж», под которым понимается багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владении, под его охраной или его контролем. Это определение дается в п. 6 ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.
международные пассажирские перевозки это
карта допуска на международные перевозки
международные перевозки мчп
международные автомобильные перевозки конвенция
как получить лицензию на международные грузоперевозки в рб