Диссертация это научный труд
Транскрипт
1 Словарь терминов ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Автопрезентация представление экзаменационной комиссии результатов собственной деятельности курсовой или дипломной работы и их публичная защита. Автореферат предельно сжатое изложение текста своей работы, представленной к защите. Для студента это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате проводится самоанализ проделанной работы: кратко излагается научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Актуальность темы степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Акцентирование текста процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных. Анализ метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части. Аналогия рассуждение, в котором из сходства двух или нескольких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве. Анкетирование сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации. Аспект угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Введение вступительная часть текста, книги, ориентирующая читателя в дальнейшем содержании. Валидность метода исследования соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Виды анализа это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др. Виды (жанры) научной литературы условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания.
2 Теоретические тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методические учебники и учебные пособия, методические разработки, рекомендации. Внедрение это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей, свои идеи, подходы, методы работы. Выборка определение единиц исследования. Это может быть выборка медицинского персонажа, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал». Генеральная совокупность тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изучения совокупность явлений, фактов или людей идентична общей генеральной совокупности. Гипотеза составная часть научного аппарата исследования, выполняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели, и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей. График наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин. Дедуктивный метод метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод движения от общего к частному. Доступность исследования принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность научной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы. Естественный эксперимент эксперимент, проводящийся в
3 естественных условиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой. Заголовок название подраздела печатного издания. Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели. Замысел задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной работы в виде разработанного научного аппарата. Знание языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, событий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактическим эквивалентом знаний в курсовой и дипломной работах выступает их содержание. По нему судят, каким знанием по данному вопросу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание это результат учебной деятельности студента. Индуктивный метод такой метод изучения явлений, когда сначала собираются и описываются их частные признаки и проявления, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему. Интеграция это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же. Информация: — обзорная вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; — реферативная вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; — справочная вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Концепция система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
4 Краткое сообщение научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научноисследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе. Компиляция несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста. Корреляционный анализ метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других. Метод исследования способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методология научного познания учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания. Научная новизна исследования определение вклада исследовательской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкспертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Научный аппарат исследования перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. Научный факт событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Обзор научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами развития. Объект исследования процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др. Оппонент лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности студента исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ.
5 Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты. Отзыв форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем. Понятийно-терминологический аппарат исследования совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой и дипломной работе. Предмет исследования все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в границах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д. Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц). Принцип основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблема крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: — исследовательская комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения; — комплексная научная взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач; — научная совокупность тем, охватывающих всю научноисследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли. Рандомизация выравнивание исходных условий проведения эксперимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристикам. Репрезентативность возможность применения результатов
6 эксперимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование. Самоэкспертиза критический анализ собственной работы и определение ее научной новизны и практической значимости. Теория учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Цель исследования словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге сложной исследовательской работы. Цитата дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства.
7 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ НАУЧНОГО АППАРАТА Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы: при выявлении проблемы исследования: что надо изучить (сделать) из того, что ранее не было изучено (сделано)? при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии? при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать (решать) именно сегодня? при определении объекта исследования: что будет исследоваться? при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию, углубленному изучению или преобразованию? при формулировке цели исследования: какой результат вы намерены получить в ходе исследования (решения проблемы)? при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (В каждом параграфе, как правило, решается не более одной задачи). Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели? при выдвижении гипотезы исследования (в случае написания работы научно-исследовательского характера): каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?
Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру
Диссертация (от лат. Dissertation — исследование, рассуждение) — это специальная, строго определенная форма научного произведения, которое имеет научно-квалификационный характер, подготовлено для публичной защиты и получения ученой степени.
В Большом Энциклопедическом Словаре дается такое определение: «Диссертация — научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени».
Официально к диссертации предъявляются такие требования:
1) научное исследование проводится лично автором;
2) диссертационная работа содержит совокупность новых научных результатов и положений;
3) диссертация имеет внутреннее единство;
4) диссертация свидетельствует о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы;
5) новые решения, предложенные автором, четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками;
6) на новые авторские решения указываются свидетельствующие об этом информационные источники, показывающие почерпнутые из них сведения.
7) результаты диссертационного исследования выносятся соискателем на публичную защиту.
Диссертация — это особое научное произведение, не имеющее ничего общего ни с лекцией, ни с пропагандистским докладом, ни с докладом чиновника или общественника, ни с информационным сообщением, ни с научно-популярной книгой. Диссертация должна быть подлинно научным трудом, развивающем и обогащающем науку в конкретной отрасли знаний, личным вкладом ученого в науку. Поэтому диссертант должен контролировать себя, чтобы не сбиться на «недиссертабельный» жанр. Каждый вид работы жизненно необходим, но в определенной сфере.
Диссертация – это один из распространенных видов научной работы. Вместе с тем это научная работа строго определенного жанра, который, как любой научный или литературный жанр, имеет свои особенности, правила, требования. Как научный труд диссертация должна быть логичной, цельной. Диссертант должен контролировать себя, чтобы не сбиться на иной жанр.
Диссертация — это труд одного человека, его личный вклад в науку.
Согласно документам, диссертация должна быть научно-квалификационной работой, дающей научной отрасли и в целом науке определенное приращение знаний.
Это приращение знаний может иметь различную форму — открытие нового, создание теоретической модели, значительное совершенствование имеющихся знаний, опровержение существующих выводов и т.д. В любом случае диссертация содержит совокупность новых научных результатов, которые выносятся на защиту перед специалистами высокой научной квалификации. Эти новые научные решения должны быть глубоко аргументированы и критически оценены на основе сравнения с известными научными решениями. Вместе с тем диссертант должен учитывать то, что новые научные результаты и ранее накопленные научные знания находятся в диалектическом взаимодействии, и то, что научное исследование должно давать научное предвидение.
В разделе «Уровень новизны результатов диссертации» действовавшего до 2002 г. Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий были обозначены в числе классификационных признаков следующие: «результаты являются новыми, отдельные результаты не новы; значительная часть результатов не нова». При обсуждении этих признаков возникали опасения: если «отдельные результаты не являются новыми», то не может ли это препятствовать присуждению ученой степени. И, как правило, принимали вариант: «результаты являются новыми». Если посмотреть аттестационные дела получивших ученые степени, то, наверное, в 99,9% из них говорится, что «результаты являются новыми». Здесь больше сказывается не объективность оценки, а своего рода перестраховка — как бы чего не подумали в ВАК.
Но в науке не могут быть только новые результаты, наука не может отбрасывать и не учитывать созданное ранее. Только совокупность сделанного ранее и вносимого нового отрывает возможность продвижения вперед. Самые выдающиеся открытия рождаются на существующем научном фундаменте.
Скажем, в исследованиях сложнейшего периода отечественной истории — 1920-1930-х гг. все результаты не могут быть новыми. Конечно, при написании очередной диссертации по этому периоду нельзя не учитывать результаты исследований предшественников. Поэтому и следует откровенно говорить, что в новой диссертации «отдельные результаты не новы». Если диссертационный совет оценивает диссертацию как заслуживающую присуждения ее автору ученой степени, то он убежден в том, что соискатель, отталкиваясь от ранее сделанных выводов, предложил свои, новые выводы, которые по значимости заслуживают высокой оценки и присуждения ученой степени.
Сложнее с характеристикой — «значительная часть результатов не нова». Казалось бы, такой вывод обусловливал отрицательную оценку диссертации. Но опять же, если члены совета считают, что в том случае, когда значительная часть результатов исследования не нова, данное исследование по его коренным авторским выводам является существенным достижением в науке, совет вправе присудить ученую степень, а если в последующем потребуется, то и отстаивать это решение при рассмотрении диссертации в ВАК.
Высшая аттестационная комиссия Минобразования РФ регламентирует это приращение знаний применительно к ученой степени.
В утвержденном Правительством РФ новом Положении о порядке присуждения ученых степеней несколько скорректированы пункты 13 и 14 прежнего Положения, определявшие сущность научного исследования, его достоинства. В новом Положении требования к докторским и кандидатским диссертациям изложены в одном пункте – 8-м. Приведем его полностью.
«Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны».
Каждая диссертация должна соответствовать одному из названных критериев-требований. Более того, соответствие им диссертации должны последовательно подтвердить следующие научные «инстанции»: научный руководитель/консультант, выпускающая кафедра/отдел, официальные оппоненты, ведущая организация, диссертационный совет (закрытым при присуждении ученой степени и открытым при принятии заключения совета по диссертации голосованием) и ВАК России (заключением экспертного совета и решением президиума). В данном случае все эти «инстанции» принимают решение с определенной долей ответственности. Свою оценку высказывают также неофициальные оппоненты, ученые, научные коллективы, приславшие отзывы на автореферат и диссертацию, доброжелатели и недоброжелатели, но их мнение, так сказать, совещательное, рекомендательное, но не решающее, как в первом случае.
Таким образом, диссертация — это научно-исследовательское произведение, которое имеет строго научные критерии, которые должны быть обязательно соблюдены. Научные работы (статьи в журналах и сборниках трудов, монографии), методические пособия, учебники являются необходимым дополнением диссертации, но они не могут ее заменить. Даже в случае, когда автор защищает диссертацию по совокупности научных трудов, помимо них представляется «диссертация в форме научного доклада», которая должна отвечать всем требованиям, предъявляемым в данном случае к докторским работам, так как кандидатские диссертации по совокупности публикаций не могут быть.
Следует обратить внимание на еще один момент: диссертационные работы выполняются на правах рукописи, но в то же время должны отвечать требованиям, которые предъявляются к печатным работам.
Большой Энциклопедический Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 395.