Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Динамическая пауза в классе

20.05.2020 by admin

Авторы:

Акимова Надежда Михайловна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Колемаскина Лариса Викторовна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Организация динамической паузы

Движение — кладовая жизни.

(Платон)

Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;

2.Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

3.Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4.Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;

5.Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе . Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие.Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и др.– естественно и необходимо.Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.

Мы предлагаем игры, которые можно организовывать зимой. Они не требуют специального инвентаря. Если правильно организовать динамическую паузу зимой, то ребенок не замерзнет, не промокнет и будет здоров и весел!

Игры в зимний период.

1.Белки, шишки и орехи

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто — шишкой. Водящий стоит в середине площадки. Учитель кричит » белки», все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если учитель говорит » орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Учителем может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

2. След в след

Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.

3. Эстафета

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку ( снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.

4. Мишень

Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.

5. С кочки на кочку

Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

6. Без пары

Взявшись за руки дети образуют два круга, один внутри, другой снаружи, при этом во внешнем круге на одного человека должно быть меньше. Дети двигаются по кругу. По сигналу учителя дети берут друг друга за руки, образуя пары. Тот, кто остался без пары, пляшет либо рассказывает стих, отгадывает загадку и тд.

7. Веревочка

Играющие образуют круг, держась руками за веревку. Водящий, передвигаясь произвольно внутри круга, старается ударить кого-либо по руке. Кто не успел отдернуть руку, становится водящим.

8. Плетень

Играющие разбиваются на две команды и встают напротив друг друга, образуя плетень, для этого надо скрестить руки перед собой и взяться за руки с соседями. Построившись, ребята двигаются навстречу другой команде со словами:

Раз, два, три, четыре.

Выполнять должны приказ-

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы крепче, чем у нас!

По команде учителя дети разбегаются в разные стороны, а по второму сигналу должны вернуться на свои места и образовать плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

9. Кто больше

Поставьте на снегу в линию несколько пустых пластиковых бутылок. Игроки должны встать в 20 – 30 шагах от бутылок. Каждый игрок кидает по три снежка ( изготовленного из фольги) за один раз. Выигрывает тот, кто сбил большее количество бутылок.

10. Успевай, не зевай

Дети идут в колоне по одному. Учитель дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут

Игры в весеннее – осенний период

1. Мяч по кругу

Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – коснуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.

2. Поймай рыбку

Играют две команды. Одна команда, взявшись за руки, образует «бредень» и ловит свободно передвигающихся по площадке соперников «рыбу». Пойманные игроки выбывают из игры. Через некоторое время команды меняются ролями. Выигрывает команда, поймавшая «рыбы» больше. «Рыба» считается пойманной в том случае, если рыбакам удается образовать вокруг нее круг. Игра повторяется несколько раз.

3. Цепи кованы.

2 команды встают в шеренги лицом друг к другу на расстояние 10 — 30 м. Расстояние между отдельными игроками 1 м. Играющие держатся за руки. По сигналу учителя одна из команд начинает игру словами:

-Цепи кованы

-Раскуйте нас.

Вторая команда отвечает:

-Кем из нас?

и посылает игрока к команде — сопернице. Он должен попытаться разорвать цепь игроков этой команды. Если это игроку удается, то он забирает с собой двух игроков, образовавших порванное им звено цепи. Если же нет, то он сам становится «пленником». Игроки обеих команд по очереди повторяют свои попытки.

4. Змейка на асфальте

Начертить прямую и изогнутую линию и учиться ходить по ней, тренируя координацию.

5. Бег с шариком

Игроки от каждой команды получают по одному шарику и ложке. По сигналу учителя игроки должны взять ложку с шариком и начать бег, стараясь не уронить шарик. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первая.

6. Нас не слышно и не видно

Учитель завязывает водящему глаза. Остальные располагаются в 20 шагах от него по кругу. Тот из детей, на кого укажет учитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий. Заслышав движение, должен указать рукой , откуда он его слышит. Если он укажет правильно, то незадачливому невидимке придется стать ведущим. Победит тот, кто сумеет приблизится к ведущему и дотронуться его рукой.

7. Третий лишний

Все становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. По команде учителя один убегает, другой догоняет. Убегающий подбегает к какой-нибудь паре и берет одного под руку. Тот кто остался без пары начинает убегать. И так до тех пор, пока кого- то не поймают.

8. Ворота

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и к берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Наши ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. Чужая палочка

Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки. По сигналу учителя нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.

Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.

И не позднее 1 сентября 2023 года младшие школьники всей страны должны быть обеспечены бесплатным питанием. По данным министерства просвещения, сегодня горячий завтрак или обед получают 4 млн учащихся 1-4 классов.

Многие регионы субсидируют питание школьников. Но единой логики нет. К примеру, Москва, Чукотка, Республика Коми нашли средства бесплатно кормить абсолютно всю началку. В Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Тюмени, Тверской области и некоторых других родители оплачивают обеды наполовину. Однако в основном ситуация иная: бесплатно в школе едят только льготники — дети-инвалиды, из малоимущих и многодетных семей. И даже для них порой средств едва хватает.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания:

— Сколько сегодня стоит школьный обед или завтрак в разных регионах? По нашим данным, в Ивановской области завтрак на одного ребенка в среднем стоит 35 рублей, обед — 46,8 рубля. В Чувашской Республике цена завтрака — 17,0 руб., обеда — 35,4 руб. На Камчатке завтрак в начальной школе — в среднем 59 руб., обед — 108. В Карачаево-Черкесии завтрак — 12-25 руб., обед — 45-55. В Санкт-Петербурге дети завтракают в школе за 59 руб., обедают — за 102.

Обеспечить горячее питание для всей начальной школы — очень ощутимая целевая помощь российским семьям. Если мы возьмем среднюю стоимость школьного завтрака 50 руб. или обеда — 75 руб., то родители смогут сэкономить 1000-1500 руб. в месяц. Для многих это серьезная сумма. Однако без поддержки федерального бюджета регионы не справятся. По нашим расчетам, понадобится минимум 37 млрд руб., если средства будут выделяться только на закупку продуктов. И это все без учета регионов-доноров.

Юлия Соловьева, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»:

— У меня трое детей. Старший сын уже окончил школу, средняя дочка учится в пятом, а младшая — в первом классе. Все питались и питаются в школьной столовой. Что им нравится, то уплетают моментально. Но далеко не все. Главное, на мой взгляд, чтобы еда всегда была качественной и разнообразной, чтобы она не оставалась в тарелках. Это здорово, что в началке все малыши теперь будут в равных условиях. Потому что я знаю немало примеров, когда у льготников и у детей, за которых платят родители, были совершенно разные столы. У одних, к примеру, каша, у других — полноценный обед. Есть и еще один нюанс. В некоторых регионах даже дети из многодетных семей не получают бесплатное питание. Им обязательно нужно подтвердить низкие доходы. И порой такую справку может получить семья, которая в поддержке не так уж и нуждается. А те, кому это действительно необходимо, останутся ни с чем.

Пояснительная записка

Актуальность программы:

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невидимой скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п. И конечно отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотных родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом здоровье и индивидуальность.

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая пауза — естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, общении, его отношениями с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностью становится учебно – познавательная, т. е. специфичная форма индивидуальной активности младшего школьника, направленная на овладения знаниями и умениями. Процесс постижения нового должен быть для учащихся увлекательным, приносить радость приобщения к новому, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Целью программы является формирование у учащихся начальной школы основ образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

 укрепление здоровья школьников;

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям;

 формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (6,5-8 лет).

Основные идеи и подходы к организации мероприятия

Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся. Учитель заинтересован в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее адаптировались к школьной жизни, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

В рамках инновационной работы с целью создания условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь была разработана динамическая пауза, включающая эстафетные соревнования. Во время проведения динамической паузы дети соревнуются, проходят испытания, бегают, прыгают, перевоплощаются, играют, веселятся, поют, отгадывают загадки.

Место динамической паузы в системе организуемых занятий физической культурой.

Динамическая пауза или ее часть могут быть использованы как элемент урока физической культуры, в качестве содержания всего урока физической культуры, а также как самостоятельная динамическая пауза, проводимая между уроками.

Во время проведения динамической паузы используются:

 творческие и игровые задания;

 Эстафеты;

 физические упражнения;

 подвижные игры.

Программа направлена на:

 усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

 расширение межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

 освоение учащимися основ физкультурной деятельности, развитие личностных качеств учащихся: самостоятельность, наблюдательность, терпеливость, доброжелательность и другие;

 формирования чувств успешности у учащихся посредством снятия тревожности, создания комфортной среды пребывания ребенка в школе, знаний правил поведения, ориентации в школе и на ее территории.

Методы и приемы, используемые при реализации программы

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков. Обязательное условие соревнования – соответствие его физическим силам детей, воспитание морально – волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так наглядно — зрительные приемы заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов, в подражании образам окружающей жизни.

Наглядно – слуховые приемы представляют собой звуковую регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Д. В Хухлаева считает, что использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желания выполнять движения.

Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов.

Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, повышает интерес к самосовершенствованию, побуждает к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением.

2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива.

3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки.

5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Планируемые результаты реализации программы:

 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается;

 готовности принять на себя ответственность;

 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы;

 освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

 развитие умений планировать, регулировать контролировать и оценивать свои действия, взаимодействия, ориентации на партнера (формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий).

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ «ВРЕМЕНА ГОДА»

(эстафетные соревнования)

Действующие лица:

Ведущий (учитель)

Ученик (учащийся 3-4 класса)

Солнышко (учащаяся 3-4класса)

Времена года : Весна, Лето, Осень, Зима. (учащиеся 3-4 классов)

Ведущий:

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

Ученик:

На спортивную площадку

Приглашаем дети вас!

Праздник спорта и здоровья

Начинается сейчас!

Солнышко:

Я Солнышко! Пришло сегодня к вам чтобы пригласить вас в путешествие по временам года. Вы готовы. Ну тогда в путь!

Ученики:

Зима! Лето! Осень! Весна!

Здоровым быть надо всегда!

Эстафета «Веселые пони».

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. В руках направляющего » нарисованная лошадка». По свистку направляющий бежит до обозначенного места, обогнув контрольную отметку. Возвращается назад и передает эстафету следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Выигрывает команда первой закончившая эстафету.

Ведущий:

-Куда же привезли нас эти милые лошадки?

-Кто это нас встречает?

Весна:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня……Весна

Весна:

Утро доброе, ребята!

Я, волшебница Весна,

Я луга ,и лес, и поле ,

Пробудила ото сна.

Вот и солнышко проснулось

Стало лучше припекать.

Потянулось, улыбнулось,

Малышей зовет гулять.

Вместе с солнышком встаем

Песню солнышку поем!

Песня «Встало солнце рано – рано: Добрый день!»

Диалог Ведущего и Весны

— Ну, Весна, как дела.

-У меня уборка.

-Для чего тебе метла

— Снег смести с пригорка.

— Ну, а лейка для чего

— Чтоб полить цветочки.

Ведущий

-Помогите Весне полить цветы.

Эстафета «Полей цветы»

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. По сигналу направляющий берет лейку и бежит до обозначенного места. Обогнув контрольную отметку возвращается обратно и передает лейку следующему игроку. Выигрывает команда первой закончившая эстафету.

Весна:

Вот спасибо, ребята! Посмотрите какие цветы распустились на клумбах. Соберем их в букеты.

Игра «Собери букет»

Детям раздаются шапочки в виде цветов. По команде одинаковые цветы собираются в букеты. Побеждает та команда, которая быстрее соберет букет.

Ведущий

-А мы отправляемся дальше.

Эстафета » Перевозка»

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. От линии старта в 10-15 м лежат обруч. По свистку направляющий бежит, обегает обруч, возвращается назад, берет с собой следующего игрока и вместе они добегают до обруча. Первого игрока оставляют в обруче, а второй бежит за следующим игроком. Выигрывает команда первой закончившая задание.

Солнышко

В небе радуга – дуга

В лесу ягодка сладка

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться ….Лето.

Физкультминутка

А теперь представим, лето!

Речка солнышком согрета.

Мы плывем. Плывем, плывем,

Дно ногами достаем.

Мы выходим из речушки,

Направляемся к опушке.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки вверх над головой,

Руки вниз, хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И в развалочку идем.

Снова дальше мы идем

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два

Позади теперь вода!

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко

Стало нам совсем легко.

Эстафета «По грибы, по ягоды»

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. В руках у направляющего корзина с кубиками. От линии старта в 10-15 м лежат обручи. По свистку направляющий бежит, добегает до обруча, высыпает кубики в обруч и с пустой корзиной бежит обратно в свою команду отдавая корзину следующему игроку, а сам встает в конец колонны. Следующий бежит с корзиной собирает кубики и бежит в свою команду. Выигрывает команда первой закончившая задание.

Ведущий

-А мы отправляемся дальше.

Солнышко

Стал волшебным школьный сад

Листья золотом горят.

Посмотрите, как красиво!

Кто раскрасил все на диво

Кто волшебник этот спросим

Ну конечно, это ….осень.

Осень

Шлю осенний свой привет!

Принесла вам не конфет,

А богатый урожай!

Что в корзине, угадай!

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? Репка.

Игра «Вершки-корешки»

По команде «Вершки» дети поднимают руки вверх. «Корешки» дети садятся на корточки.

Ведущий

Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко.

И кто репку ту добудет

Тот здоровым сильным будет.

Эстафета «Репка»

Выбирают в две команды персонажей сказки «Репка».На расстоянии 10 – 15 м от команды «Репку» сажают на стул. «Дед» бежит к » Репке» обегает ее и бежит за «Бабкой». Вместе они бегут к » Репке» и т. д. Побеждает та команда, которая первая вытянет «Репку».

Осень

-А теперь подул ветер и пошел дождь.

Игра «Дождик»

Детей разделить на две группы. Дети из первой группы изображают дождь. Повторяют: «Кап-кап-кап», и хлопают в ладоши. А дети из второй группы изображают ветер. Хором произносят: «У-у-у-у-у» и, раскачиваясь, поднимают руки вверх. По команде дети выполняют задание одновременно.

Ведущий

-Прошел дождь и на земле появились лужи.

Солнышко

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Дождь осенний налил лужи,

Перейти скорей их нужно.

Эстафета » Перейди лужу».

Ведущий

-А мы отправляемся дальше.

Солнышко

Если снег лежит кругом

Если речка подо льдом,

Значит в гости к нам сама

Кто пришла, скажи…….Зима.

Зима

Наступили холода

Обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой серым

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

А ребята зиме рады!

Тогда поиграем.

Рано утром в парк ходили

Там снеговика лепили

А потом с горы катились

Веселились и резвились

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком-

Получился снежный ком.

Эстафета «Снежки»

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку (снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.

Времена года:

Весна

Но вот закончилась игра

Нам книгу закрывать пора

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножко здоровей

Узнал ты много игр смешных

И много всяких всячин,

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

Лето

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Осень

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнований

Обеспечивший успех

Зима

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем – до свидания,

До счастливых новых встреч!

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа «Динамическая пауза» позволила воспитать такие качества личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также развила различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Базовым результатом освоения программы «Динамическая пауза» являются:

 активное развитие физической природы учащихся;

 формирование психических и социальных качеств личности учащихся;

 приобретение учащимися социальных знаний, установок на здоровый образ жизни;

 укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;

 формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;

 воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

В ходе реализации программы у учащихся были сформированы универсальные учебные действия, определяющиеся первую очередь их широкой востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

1. Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.

 Проговаривать последовательность действий.

 Работать по предложенному учителем плану.

 Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

2. Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

3. Коммуникативные УУД:

 Слушать и понимать речь других.

 Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

 Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

 Выполнять различные роли в группе.

 Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

УЧЕБНОЙ-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

Литература для педагога:

1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии. 2010г.

2. Ковалько В.И. «Методические рекомендации и практические материалы к урокам физкультуры». «ВАКО». Москва. 2011г.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: М. ВАКО, 2007 г.

4. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007г.

5. Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками. 2009г.

6. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!»: С.-Пб., Детство-Пресс, 2004г.

7. Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»:ИЛЕКСА, 2009г.

8. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 — 2003г.

9. Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь», 2010г.

Литература для детей и родителей:

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: Центр «Вентана-граф». 2002г.

2. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии: АНО «Диалог культур», 2013 г.

3. Прохорова Г.А Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. :М., Айрис Пресс, 2004г.

Материально – техническое сопровождение.

1. Мультимедийная установка.

2. Ноутбук.

3. Экран.

4. Спортивный инвентарь: обручи, гимнастические палки, мячи.

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» Всем знакомая пятиминутная игра на уроке, во время которой учитель призывает отвлечься, отложить ручки, размять пальчики и потрясти руками, является примером простейшей динамической паузы. С помощью легкой «встряски» – переключения вида деятельности – учитель или воспитатель помогает детям вернуть концентрацию и интерес к занятию.

Быстрый переход по разделам:

  1. Динамические паузы: почему они нужны.
  2. Динамические паузы в детском саду.
  3. Динамические паузы в начальной школе.
  4. Примеры динамических пауз в начальной школе.

Содержание

  • Динамические паузы: почему они нужны
  • Динамические паузы в детском саду
  • Динамические паузы в начальной школе
  • Примеры динамических пауз в начальной школе

Динамические паузы: почему они нужны

Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. Взрослым может казаться, что в детских занятиях нет ничего сложного: в детском саду малыши рисуют, играют, выполняют простые, на наш взгляд, задания. На самом деле все перечисленные занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов – как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям.

Аналогичные динамические паузы необходимы и в начальной школе.

«Начало учебы в школе – довольно непростое событие для ребенка. Изменение распорядка дня, увеличение количества новой информации… Динамические паузы – хорошее средство, чтобы организм смог передохнуть, восстановить силы и вновь включиться в учебу. Кроме того, это еще одна возможность настроить детей на взаимодействие, повод общаться», – говорит педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Паршина.

Детские динамические паузы могут быть разными по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии. Если учитель видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении заданий, можно спонтанно провести пальчиковую разминку для переключения. А во время урока русского языка, где большую часть времени ребята тренируют навык письма, отлично подходят разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу оживляет школьников.

Есть и более продолжительные по времени физкультурные паузы: их можно провести во время занятий (размять ноги, руки, шею и спину прямо в классе), но иногда на них выделяется целый урок – при хорошей погоде динамические паузы проводят на улице.

Динамические паузы в детском саду

Ведущий вид деятельности у дошкольников – игра, с помощью игры малыши познают окружающий мир. Сочетание подвижных игр с элементами физкультуры способствует развитию координации, моторики и других важных навыков.

«Прогулка – это всегда простор для игр. Одинаково важны активные игры вроде классических догонялок: они улучшают ловкость, выносливость, скорость и другие физические показатели – и более спокойные, например игры с мячом в «съедобное-несъедобное”. После насыщенной прогулки ребенку будет легче провести несколько занятий в помещении, сосредоточившись на более размеренных упражнениях», – Наталья Паршина.

Динамическими паузами не пренебрегают и во время занятий: малышам нужен отдых даже во время рисования и развития речи. Как правило, у некоторых малышей утомление начинает появляться уже после первых 15 минут занятия: они могут начать отвлекаться, капризничать, мешать другим. Для педагога такие ребята служат ориентиром: пора делать перерыв.

«На самом деле в детском саду очень легко заметить, когда дети начинают клевать носом. Они вертятся, шумят, отвлекают друг друга. Если хотя бы у пары ребят появились признаки утомленности – стоит перевести их внимание на игровую паузу», – Наталья Паршина.

Динамическая или физкультурная пауза во время занятий не должна быть долгой (3 минуты), желательно сделать ее разной по содержанию (не должна повторяться изо дня в день), а упражнения не должны быть сложными или требовать много пространства. Легкие для выполнения танцевальные элементы, задания на удержание баланса или равновесия, массаж, прыжки на месте, ритмичные хлопки под музыку – все эти элементы в равной степени подходят для динамической паузы.

Динамические паузы в начальной школе

Динамические паузы в начальной школе отличаются меньшей подвижностью. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы наиболее сложные занятия – русский язык и математика – стояли утром, а за ними следовали ИЗО, окружающий мир и физкультура. Если нет возможности выйти с детьми на свежий воздух, учитель проводит динамические паузы в классе.

«Динамические и физкультурные паузы преследуют несколько целей. Во-первых, они снимают усталость, расслабляют школьников и дают возможность выдохнуть после напряженной умственной деятельности. Во-вторых, командные динамические паузы помогают сплотить детский коллектив, в игровой форме наладить взаимодействие между ребятами. Третье – это создание в классе доверительной, творческой и комфортной атмосферы. Наконец, заключительное – это развивающая функция: физкультурные упражнения разминают затекшие мышцы, а интеллектуальные игры дают дополнительные навыки и знания», – Наталья Паршина.

Примеры динамических пауз в начальной школе

Динамическая пауза № 1: танцевальная разминка

  • Шаг вправо – приставить левую ногу – прыжок (небольшой, на месте).
  • Шаг влево – приставить правую ногу – кивок.
  • Шаг вперед – приставить левую ногу – хлопок.
  • Шаг назад – приставить правую ногу – присесть.

Схема повторяется 4–5 раз, постепенно движения можно ускорять.

Динамическая пауза № 2: игра в слова на заданную тему

При изучении новой темы можно сделать динамический перерыв в виде игры в слова. Например, на окружающем мире, изучая животных, педагог говорит: «Я назову первое слово и имя следующего игрока, которому нужно будет назвать следующее слово. Первое слово – «тигр”. Следующее слово называет Дима».

Дима должен назвать животное на «р» (последняя буква в слове «тигр») и имя следующего игрока.

Динамическая пауза не только способствует закреплению материала, но и позволяет детям подружиться друг с другом.

Динамическая пауза № 3: «Хлопни правильный ответ»

Задача школьников – хлопать при правильном решении примера или задачи. Это пауза отлично подходит для урока русского языка или математики: преподаватель на доске решает пример или пишет слово. Если написанное верно, ребята аплодируют.

Можно использовать как уже хорошо зарекомендовавшие себя и известные «передышки» вроде «Мы писали, мы писали», так и придумывать свои динамические паузы, ориентируясь на тему занятия. При грамотном и гармоничном вплетении динамических пауз в общую структуру занятия, ребята не будут уставать и перенапрягаться, а материал будет усваиваться намного быстрее.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes