Детям в школе на завтрак дают молоко
Наталья Маркова, мама десятиклассника, с. Некрасовка, Хабаровский край:
— Мой сын никогда не брал и не берет с собой еду. В школьной столовой кормят вполне нормально, он ни разу не возмущался качеством питания. Ребенок находится в школе с 8 утра и до 13:00-14:00, затем приходит домой. Даже когда была продленка в младших классах, не припомню, чтобы давала ему что-то с собой. Практически все его одноклассники питаются в школе, ничего страшного в этом нет. Там ведь продуманное, сбалансированное меню. На весе и на умственных способностях в худшую сторону оно уж точно не отразилось. К тому же питание в столовой обходится всего в 900 рублей в месяц.
Елена Февралева, мама третьеклассницы, Пенза:
— Я сама решаю, что и когда съесть моему ребенку. Бывают дни, когда дочка идет сначала на английский, потом на уроки и затем едет на занятия в вокальную студию. Ее нет дома по восемь часов. Поэтому я кладу ей что-то с собой. Так я знаю, что ребенок не останется голодным. Пусть она лучше съест домашнюю котлету, чем станет покупать чипсы или шоколадку в ларьке на остановке.
Наталья Батчаева, мама страдающей диабетом первоклассницы, Барнаул:
— Мы не носим еду из дома. Дочь питается в школьной столовой, поскольку блюда там приближены к диетическим. Единственная проблема — в них много сахара: сладкие каши, запеканки со сгущенкой, очень сладкие напитки. Мне приходится увеличивать дозу инсулина, чтобы его нейтрализовать.
При этом есть опасность, что другие дети угостят дочь принесенной из дома едой, а она забудет об этом сказать. Однако у нас в классе многие ребятишки просто отказываются есть «столовскую» пищу — она им не нравится. Что будут делать родители этих детей — даже не знаю. Ведь не может ребенок полдня быть без нормальной пищи.
Татьяна Дейнек, мама второклассницы Арины, Калининград:
— Я полностью согласна с тем, что дети не должны брать с собой в школу готовые блюда с домашнего стола. Во-первых, в школе невозможно выдержать температурный режим. В классах нет холодильников, где еда будет храниться пару часов, пока не настанет время обеда. Следовательно, домашний суп или котлета могут пропасть, у ребенка возникнут проблемы с желудком. Во-вторых, специально отведенных мест, где дети смогут разогреть свою домашнюю еду, в школах тоже нет.
Фруктов, сухофруктов, орехов, сухого печенья и других подобных продуктов, которые не являются скоропортящимися, не требуют дополнительного приготовления, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы организовать небольшой перекус между уроками. Что касается горячих блюд — во всех школах есть столовые.
В нашем учебном заведении родителям и сейчас не рекомендуют давать детям с собой скоропортящиеся продукты. Моя дочка может взять в школу яблоко, сухое печенье, воду в бутылке. Если новые правила утвердят, для моей семьи ничего не изменится.
Оксана Светличная, мама троих детей, Пензенская область:
— Я работающая мама, поэтому мне проще, чтобы моих детей кормили в школьной столовой. У нас в школе в селе Засечное очень хорошо готовят. В столовой стоят электрические конвекторы, поэтому все не только вкусно, но и полезно. Главное, что дети довольны. Многодетные семьи пользуются льготами, один раз в день ребенка в школьной столовой кормят бесплатно по выбору завтрак или обед. Второй поход в столовую по желанию, за него придется заплатить. С января плата немного выросла, завтрак стоит 55 рублей, обед — 75 рублей. Но полноценный прием пищи все равно выходит дешевле, чем перекус.
Виктор Рвачев, отец школьников, Ставрополь:
Мои дети, дочь и сын, так как их двое, получают талоны на еду в школе. И обычно мы даем им деньги, чтобы они могли себе что-то купить в столовой. Тем не менее, глупо запрещать приносить ребенку с собой еду. Что хочу, то и несу, это же не заведение общепита. К тому же какая кому разница, что лежит в рюкзаке.
А может ребенок на диете, у него дробное питание восемь раз в день по медицинским показаниям. К примеру, не так давно была кишечная инфекция, ему можно только определенные продукты, которых нет в школьной столовой. А есть нужно обязательно через каждые три-четыре часа. Что — в таком случае ребенка голодным держать? Или для него отдельно будут готовить в столовой?
Елена Клименкова, мать троих детей, Владивосток:
— Я поддерживаю решение Роспотребнадзора, потому что принесенное с собой дети могут съесть не в столовой, на ходу, не помыв руки. Разогреть принесенное, как правило, в школе негде. А тот же бутерброд или пирожок он может купить в столовой. К тому же кормить в школах, действительно, стали лучше, говорю это как мать, наблюдающая за происходящим в учебных заведениях уже второй десяток лет.
Кстати, и сейчас совсем немногие учащиеся носят с собой ланчбоксы. Старшеклассники вообще могут сгонять на перемене в магазин за пакетиком сублимированной лапши, а учителя обеспечат их кипяточком. Всякое бывает, знаете ли…
Словом, я за то, чтобы дети питались в школьных столовых, вопрос только в стоимости этих обедов.
Александр Форин, отец одиннадцатиклассницы, Хабаровск:
— Еду в школу дают ребенку родители, которые просто хотят сэкономить. Запретом их заставят раскошеливаться на обеды в школе. Кроме того, есть люди, которые брезгуют питаться в школьном общепите. Их, например, не устраивает меню или вид, вкус блюд.
Людмила Казанцева, бабушка восьмиклассника, Омск:
— У моего внука с младенчества аллергия на рыбу и некоторые другие продукты. А в школе, где он учится, заказного меню нет, блюд на выбор тоже — ешьте, что дают. Особенно тяжело было в младших классах, когда он не мог сам себя контролировать и периодически употреблял те продукты, которые нельзя. Учителям контролировать процесс обеда и следить за тем, кто что ест просто некогда. В результате мучались от аллергии.
В том году наконец-то отказались от школьного питания и избавились от проблем со здоровьем. Внук уже большой, утром плотно завтракает и в состоянии дотерпеть до конца уроков и домашнего обеда. На перекус даем ему яблоко, булочку, молоко в магазинном пакетике с трубочкой. Этого достаточно. Если бы в школьной столовой предлагали бы на выбор несколько блюд, которые можно было бы покупать по желанию, то мы бы с удовольствием вернулись к питанию в школе.
Беслан Беков, директор школы № 1 города Сунжа, Ингушетия:
— Я считаю, нельзя запрещать детям приносить еду в школу. В республике питание в общеобразовательных заведениях платное. Да, в нашей школе работает столовая, завтрак стоит 48 рублей, обед — 70. Вроде, недорого. Но если учесть, что родители отправляют на учебу по несколько детей, семьи-то у ингушей, в основном, большие, многодетные, накормить их получается накладно. Большинство не в состоянии выделять такую сумму из семейного бюджета. Поэтому школьники, преимущественно, берут с собой домашние бутерброды, булочки, фрукты, воду. Жаль, что в республике перестала действовать региональная программа «Молоко и булочка», по которой каждому школьнику ежедневно бесплатно давали стакан молока и булочку, такой перекус пользовался у детей большой популярностью.
Юлия Яковлева, руководитель Ассоциации профессиональных медиаторов:
— Как юрист, я понимаю, что эти изменения вызваны объективными причинами, в целях контроля питания детей и недопущения инфекций. Но запрет приносить домашние завтраки в школу — это не самый лучший выход. Например, мой сын девятиклассник, уже сейчас ростом метр девяносто, и ему школьной порции, предлагаемой по нормативам, недостаточно. Он все равно покупает что-то себе дополнительно в школьном буфете или соседнем магазине. Долгое время я собирала ему с собой бутерброды, йогурты, фрукты. Сейчас просто даю деньги, на которые он в той же столовой, кстати, покупает еду, которая ему нравится. Пусть это то же самое пюре с сосиской, но оно горячее, а не остывшее на столах в ожидании перемены.
Светлана Иванова, бабушка 12-летнего школьника, Мурманск:
— Не понимаю, почему детям намереваются запретить приносить в школы домашнюю еду. Внук мне не раз говорил, что в школе на обед только пил компот, потому что пища приготовлена невкусно. А сама, посещая школу, не раз ощущала запах тухлой капусты. Мне кажется, что школьные повара готовят еду из не самых качественных продуктов.
Лейла Гимадиева, мать школьника, Казань:
— У нас в школе плохо кормят. Сын даже специально однажды рыбную котлету в салфетке домой принес: «Посмотри, мама, что приходиться есть». Там одни кости были. Кроме того у меня ребенок в продленке остается, а вечером еще ходит в секцию на борьбу. Надо же ему как-то питаться.
Юлия, мама третьеклассницы, Екатеринбург:
— У меня ребенок не всегда ест то, что дают в столовой. Каши, например, никакие уговоры не помогают. А дорога до гимназии занимает много времени на общественном транспорте — дочка просто не может столько терпеть, до завтрака нужен небольшой перекус. За здоровье ребенка в этом случае я отвечаю самостоятельно. Даю с собой только такую пищу, которая не требует специального хранения и обработки: печенье, яблоко, питьевую воду. Даже если угостит этим одноклассников, вряд ли спровоцирует аллергию у кого-то. В нашей школе ученикам 1-4 классов не дают пользоваться буфетом до окончания первой смены, то есть если тебе не нравится то, что предложили «организованно», останешься голодным. Родители готовы оплачивать любые формы питания, главное, чтобы это было доступно детям, вкусно и полезно.
Наталья, мама пятиклассницы:
— У нас школа очень большая, у начального звена — своя столовая, у среднего — своя. Повара разные. Если в младших классах дочь на питание не жаловалась, то теперь — регулярно. То гречка сухая, то суп пересолили. Если не впихну в нее чуть ли не силой в семь утра что-нибудь или не дам с собой, может остаться без еды совсем. Потом начинает жаловаться на «голодные» боли в животе. Оператор питания, МУП, не меняется уже много лет, хотя вокруг него регулярно вспыхивают скандалы: то в одной школе случилось массовое отравление, то в другой выявили недостачу продуктов. Отказаться от организованного питания можно только по справке от врача-гастроэнтеролога или аллерголога, но пока ее получишь, намучаешься.
Содержание
Разработка и согласование с региональным подразделением Роспотребнадзора меню для подростков и детей в учебных, спортивных, оздоровительных и других учреждениях
Требования к организации детского питания в учебных или других учреждениях регламентируются действующими нормативно-правовыми актами РФ, в частности – СанПиН 2.4.5.2409-08. В них также изложены нормы меню, порядок его разработки и согласования с территориальным отделом Роспотребнадзора. Нарушение данного порядка считается грубым нарушением и влечет за собой привлечение к ответственности должностных лиц компании, организовывающей питание.
Особенности меню
Набор продуктов, которые включаются в меню, зависит от возраста детей, национальных, территориальных особенностей, времени года и других факторов. Дополнительно нужно учитывать продолжительность пребывания подростков (детей) в учреждении, их возраст, физические нагрузки.
Режим питания должен предусматривать:
- завтрак;
- обед;
- полдник (если дети посещают продленку).
Если ребенок пребывает в учреждении круглосуточно, питание должно быть организовано не меньше, чем 5 раз в день. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3.5-4 часа.
Меню разрабатывается организацией, обеспечивающей питание, согласовывается с региональным отделением Роспотребнадзора, а также утверждается руководителем учреждения.
Что нужно для согласования меню?
Для согласования меню с целью организации питания подростков и детей в образовательных, спортивных, оздоровительных и других учреждениях, необходимо предоставить в местный орган Роспотребнадзора пакет документов:
- Заявление (составляется в произвольной форме).
- Пояснительную записку (пояснение к рациону питания).
- Проект меню (составляется в двух экземплярах).
- Экспертное заключение, которое выдает аккредитованный орган после проведения в установленном порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Проект рациона (меню)
Проект рациона (меню) – основной документ. Его разработке уделяется особое внимание. Он включает в себя:
- титульный лист;
- средний набор продуктов на неделю;
- цикличное меню, с учетом сезонных изменений;
- праздничное меню;
- техническую документацию по блюдам или ссылки на нее;
- данные по пищевой ценности блюд;
- ассортимент продуктов для продажи;
- ассортимент продуктов;
- другие разделы, в зависимости от особенностей организации процесса питания.
Проект меню прошивается. После его согласования надзорный орган проставляет на титульном листе соответствующую отметку.
Как проводится согласование меню?
При разработке проекта меню целесообразно использовать методические рекомендации, разработанные Роспотребнадзором и другими нормативно-правовые документы.
Компания, которая организовывает питание, может самостоятельно заниматься разработкой и согласованием меню, или доверить это специализированной организации. Второй вариант помогает экономить время.
Опыт и высокий уровень квалификации наших специалистов позволяет провести согласование меню с местным управлением Роспотребнадзора быстро, минуя «подводные камни», исключая риск отказа со стороны надзорного органа.
14 августа 2018 г., вторник
Основными санитарными правилами, которые регламентируют требования к организации питания учащихся в общеобразовательных организациях являются СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», для питания в детских дошкольных учреждениях — СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Требования к безопасности при производстве пищевой продукции для детского питания установлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».
Вышеперечисленные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста.
Дети должны быть обеспечены здоровым питанием,составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания. Для этого следует разрабатывать рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1. При разработке примерного меню необходимо учитывать:
— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,
— возрастную категорию;
— физические нагрузки обучающихся.
2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
— по массе порций блюд,
— их пищевой и энергетической ценности,
— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
3. Примерное меню должно содержать следующую информацию:
— о количественном составе блюд,
— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.
4. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Для обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.
5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
9. Ежедневно в рацион питания следует включать: мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). 1 раз в 2-3 дня рекомендуется включать — рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты.
Требования к меню для детей дошкольного возраста.
Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 — 15 % от калорийности рациона, жиров 30 — 32 % и углеводов 55 — 58 % .
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2 — 3 раза в неделю.
При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.
В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.
Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.
При 8-10-часовом пребывании детей, организуется 3-4 разовое питание, при 10,5-12-часовом — 4-5 разовое питание, при 13-24-часовом — 5-6 разовое питание. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака.
Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов.
Питание детей первого года жизни назначается индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма в соответствии со схемой введения прикорма детям первого года жизни.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать сухие или жидкие адаптированные молочные смеси и продукты прикорма в соответствии с возрастом.
Для питания детей первого года жизни используются пищевые продукты промышленного производства, предназначенные для соответствующего возраста и имеющие свидетельства о государственной регистрации. Молочные продукты и молочные смеси могут поступать из молочной кухни. Детское питание, полученное из молочной кухни, хранят в холодильнике (по группам) в пределах сроков реализации.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
ПАМЯТКА о продуктах, запрещенных для использования в питании детей.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:
-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);
-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;
— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
— грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
— квас;
— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;
— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;
— ядро абрикосовой косточки, арахис;
— газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода);
— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;
— жевательная резинка;
-чипсы, кириешки, жареные семечки;
— карамель, в том числе леденцовая;
-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);
-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;
— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
ПАМЯТКА по организации питьевого режима детей в общеобразовательных организациях.
В образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах:
— стационарные питьевые фонтанчики;
— вода, расфасованная в емкости
Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой — в обеденном зале и одноразовых стаканчиков — в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
ПАМЯТКА по организации питьевого режима детей в дошкольных образовательных организациях.
В дошкольных образовательных организациях должен быть организован правильный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду.
Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.
Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.
ПАМЯТКА по требованиям безопасности при производстве пищевой продукции для детского питания в соответствии с ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
1. При производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания не допускается использование продовольственного (пищевого) сырья, содержащего ГМО. При производстве пищевой продукции для детского питания не допускается использование продовольственного (пищевого) сырья, полученного с применением пестицидов.
2. Пищевая продукция для детей первого года жизни по своей консистенции должна соответствовать возрастным физиологическим особенностям пищеварительной системы ребенка данного возраста.
3. Пищевая продукция для детского питания должна отвечать следующим требованиям: печенье для детского питания не должно содержать добавленного сахара более 25 процентов; хлебобулочные изделия для детского питания должны содержать соли не более 0,5 процента.
4. Пищевая продукция для детского питания не должна содержать: этилового спирта более 0,2 процента; кофе натурального; ядер абрикосовой косточки; уксуса; подсластителей, за исключением специализированной пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания.
5. Пищевая продукция для детского питания для детей раннего возраста не должна содержать трансизомеров жирных кислот в заменителях женского молока более 4 процентов от общего содержания жирных кислот.
6. При производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания запрещено использование бензойной, сорбиновой кислот и их солей.
7. При производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания для детей раннего возраста не допускается использование следующих видов продовольственного (пищевого) сырья:
1) творог с кислотностью более 150 градусов Тернера;
2) соевая мука (кроме изолята и концентрата соевого белка);
3) зерно и продукты его переработки, зараженные вредителями и загрязненные посторонними примесями и вредителями;
4) продукты убоя продуктивных животных и птицы, подвергнутые повторному замораживанию;
5) сырье из рыбы и нерыбных объектов промысла, подвергнутое повторному замораживанию;
6) мясо продуктивных животных механической обвалки и мясо птицы механической обвалки;
7) коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;
8) субпродукты продуктивных животных и птицы, за исключением печени, языка, сердца и крови;
9) говядина жилованная с массовой долей соединительной и жировой ткани свыше 12 процентов;
10) свинина жилованная с массовой долей жировой ткани свыше 32 процентов;
11) баранина жилованная с массовой долей жировой ткани свыше 9 процентов;
12) тушки цыплят и цыплят-бройлеров 2 категории;
13) блоки замороженые из различных видов жилованного мяса животных, а также субпродуктов (печени, языка, сердца) со сроками годности более 6 месяцев;
14) мясо быков, хряков и тощих животных;
15) рыбное сырье, полученное от рыбы садкового содержания и придонных пород рыб;
16) яйца и мясо водоплавающих птиц;
17) спреды;
18) масло сливочное соленое;
19) растительные масла — хлопковое, кунжутное;
20) растительные масла с перекисным числом более 2 ммоль активного кислорода/кг жира (за исключением оливкового масла); оливковое масло с перекисным числом более 2 ммоль активного кислорода/кг жира;
21) соки концентрированные диффузионные;
22) пряности (за исключением укропа, петрушки, сельдерея, тмина, базилика, сладкого, белого и душистого перца, орегано, корицы, ванили, кориандра, гвоздики, лаврового листа, а также лука, чеснока, содержание которых устанавливается изготовителем);
23) яичный порошок (для скоропортящихся пищевой продукции);
24) гидрогенизированные масла и жиры, жиры с высоким содержанием насыщенных жирных кислот;
25) жгучие специи (перец, хрен, горчица);
26) майонез, майонезные соусы, соусы на основе растительных масел, кремы на основе растительных масел, жиры специального назначения, фритюрный жир.
8. При производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания для детей дошкольного и школьного возраста не допускаетсяиспользование следующих видов продовольственного (пищевого) сырья:
1) продукты убоя продуктивных животных и птицы, подвергнутое повторному замораживанию;
2) сырье из рыбы и нерыбных объектов промысла, подвергнутое повторному замораживанию;
3) мясо продуктивных животных механической обвалки и мясо птицы механической обвалки;
4) коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;
5) блоки замороженые из различных видов жилованного мяса животных, а также субпродуктов (печени, языка, сердца) со сроками годности более 6 месяцев;
6) говядина жилованная с массовой долей соединительной и жировой ткани свыше 20 процентов;
7) свинина жилованная с массовой долей жировой ткани свыше 70 процентов;
8) баранина жилованная с массовой долей жировой ткани свыше 9 процентов;
9) мясо быков, хряков и тощих животных;
10) субпродукты продуктивных животных и птицы, за исключением печени, языка, сердца и крови;
11) яйца и мясо водоплавающих птиц;
12) соки концентрированные диффузионные;
13) растительные масла с перекисным числом более 2 ммоль активного кислорода/кг жира (за исключением оливкового масла); оливковое масло с перекисным числом более 2 ммоль активного кислорода/кг жира;
14) растительные масла: хлопковое;
15) гидрогенизированные масла и жиры;
16) жгучие специи (перец, хрен, горчица);
9. При производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания для детей всех возрастных групп с целью придания специфического аромата и вкуса допускается использовать только натуральные пищевые ароматизаторы (вкусоароматические вещества) и для детей старше 4 месяцев — также ванилин.
При хранении пищевой продукции для детского питания должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требования настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции. Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
При реализации пищевой продукции для детского питания должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.