Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Дети ОВЗ педагог психолог

15.08.2020 by admin

Главная / Коррекционная работа психолога в школе / Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

(Из опыта работы)

При анализе стартовой диагностики выявляется, что 25-30% первоклассников показывают низкий уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий). Эту группу учащихся 1-х классов я условно называю «пограничниками»: они находятся на границе между нормой и отклонением в психо-физическом развитии. У них еще нет статуса ОВЗ, но им нужна помощь школы (психолого-педагогическое сопровождение) и поддержка родителей. И тогда этим детям, возможно и не потребуется статус ОВЗ. Поэтому сразу после диагностики провожу родительские собрания по результатам диагностики (в общих чертах, не затрагивая личности)и по проективной диагностике КРС (кинестетический рисунок семьи), которую родители интерпретируют под моим руководством сами. Это собрание называется «Мой дом – моя крепость?». В тренинговой работе ищем разницу между родительской поддержкой и натаскиванием или унижением, запугиванием. Завоевав (надеюсь) таким образом соратников в лице родителей, приступаю к коррекционной работе с «пограничниками»: формирую коррекционные группы по 8-10 человек. Получается 2-3 группы. Каждая группа будет заниматься 2 раза в неделю.

При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Первый этап коррекционных занятий завершается к концу 1 полугодия. За этот период часть детей выравнивается. Это выявляется на промежуточной диагностике сформированности УУД.

Остальные продолжают занятия на 2 этапе коррекционных занятий, в конце которого подводится итог. Детям, которые не выровнялись, на школьной ПМПК рекомендуется пройти углубленное обследование на Республиканской ПМПК с целью изменения образовательного маршрута. Раньше почти в каждой параллели был класс с коррекционным обучением. Это дало возможность системного подхода к психо-коррекционной работе.

Содержание

  • Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:
    • Структура коррекционного занятия.
    • Обзор и направленность психокоррекционных игр.
    • Успешность психокоррекционной работы с ребенком
      • Коррекция коммуникативных навыков:
      • Виды тренингов:
      • Примерное содержание занятий:
  • Работа с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами

Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:

  • коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция коммуникативных навыков.

Методика коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, её принципы:

1) Основной принцип коррекции – опосредование. Он выражается в том, что психокоррекционные упражнения воздействуют не на предмет коррекции, а на его причины. Если у ребенка страдает чтение из-за нарушенного внимания, то на занятиях развиваем функции внимания, а не натаскиваем в чтении. При нарушении письма развиваем образное мышление, объем внимания, пространственную ориентацию и.т..д. Это принципиальное отличие психологической коррекции от репетиторства: «Нельзя заставлять бегать человека с поломанной ногой – нужно сначала вылечить ногу».

Поэтому накануне коррекционных занятий необходима диагностика и анализ причин нарушения учебной деятельности. Наиболее распространенные причины:

недоразвитие всех форм образного мышления, нарушение пространственных представлений (например, трудности право-лево автоматизации), несформированность мнестических процессов (в т.ч. фонематической памяти) и функций внимания. Обобщая эти причины, составляю программу для конкретной группы детей.

2) Второй принцип коррекции – осуществление ее в деятельности, отличной от учебной. В ней затрагиваются до – и постпроизвольные этапы. Это игра. И главное в этой игре – участие. Благодаря этому снимаются установки: «трудно», «я не могу», «я плохой», «у меня не получится».

3) Воздействие на те или иные учебные функции осуществляется через его составляющие. Например, коррекция нарушения письма состоит из развития:

  • произвольного внимания (особенно его объема и переключаемости);
  • анализаторских способностей;
  • умения удерживать в памяти эталон (зрительный, слуховой, моторно-кинестетический);
  • процессов автоматизации;
  • графических навыков и т.д.

Исходя из этого, любая коррекция учебных функций должна быть комплексной т.е. затрагивать как можно больше аспектов познавательной деятельности. Для коррекции психических функций опосредованно влияющих на основную цель (учебный навык) применяю психотехнические игры.

Структура коррекционного занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1.5 месяцев в первом и 1,5 месяцев во втором полугодии. На одном занятии проводится 8-17 психотехнических игр, охватывающих все более высокий уровень опосредованного развития школьного навыка, функций. Специально подобранные, дополняющие друг друга игры несут определенную эмоциональную, поисково-реактивную и умственную нагрузку.

Каждая игра является скрыто – проблемной и требует от ребенка самостоятельного решения (хотя он этого не осознает). Игра, как правило, с данными условиями проводится не более трех раз подряд. Затем она усложняется путем добавления новых условий. Из занятия в занятие передается не менее 60 % пособий. Этот прием используется для снятия напряжения при снижении уровня притязаний. Срабатывает эффект переноса: «В прошлый раз я легко играл – значит и теперь будет не трудно».

Такая структура занятий обеспечивает быструю, активную и объемную динамику УУД (универсальных учебных действий). Главное — показать потенциальную возможность: хотя бы один раз достичь максимально возможного на данный момент. Функциональный вакуум заполняется ребенком самостоятельно в процессе школьных занятий при поддержке взрослых за индивидуальный для каждого ребенка срок: от 3-х дней до 2-х месяцев. Коррекционный эффект может быть отсрочен, но он обязательно будет.

Обзор и направленность психокоррекционных игр.

Используются хорошо известные в психологии психокоррекционные игры: таблицы Шульте, все виды лото, графические диктанты, танаграмм Пифагора, «Муха», «домики», разрезные картинки, пробы Хеда, «Робот», многочисленные игры с книгой, пиктограммы, шифровки и т.д. Обязательным условием для любой игры является возможность ее вариативности и усложнения.

В ходе занятий неуклонно развиваются функции внимания, ориентация во времени, пространстве, зрительно-моторная координация, право-лево – автоматика, количественные представления, различные виды памяти, особенно образная, мыслительные операции: обобщение, классификация, абстрагирование.

Успешность психокоррекционной работы с ребенком

(с 7 до 11 лет) зависит от всего комплекса установок, мотивации, потребностей, самооценки, невралгического статуса, лидерства – ведомости. Т.к. занятия проходят по типу коррекционно-познавательного тренинга, то психо-коррекционная группа (чаще — это группа первоклассников — «пограничников», коррекционный класс 7 вида или группа детей с ОВЗ с разницей в возрасте 1-2 года) является одновременно психотерапевтической группой личностного роста. Результатом коррекции является улучшение техники чтения на 30-70% при почти дословном пересказе (позитивная динамика мнестических процессов), увеличение интеллектуальной работоспособности и темпа учебной деятельности по всем предметам, совершенствование графических навыков. А главное – повышение самооценки и учебной мотивации.

Психокоррекция познавательной деятельности занимает 70-80% коррекционных занятий в начальной школе и 30-50% занятий для учащихся 5-8 классов.

Коррекция коммуникативных навыков:

Эти коррекционные занятия проводятся в виде мини-тренингов (в рамках 40 минут урока). Этого времени хватает на отработку коммуникативных навыков и форм эмоционального реагирования благодаря маленькой наполненности группы: в коррекционных группах и в коррекционных классах 8-12 человек.

Виды тренингов:

1. Коммуникативные тренинги для младших школьников и подростков с применением интерактивных игр и групповых дискуссий. В ходе этих занятий развиваются такие компоненты как:

  • Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. богатство словарного запаса.
  • Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии, собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.
  • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
  • Социальная наблюдательность.
  • Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.
  • Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.

Ассертивность – умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.

Примерное содержание занятий:

1. Зачем мы сели в круг. Правила круга. Коммуникативные игры «поменяйтесь местами», «Саймон сказал», «Вагончики»

2. Знакомство. Самопрезентация по плану. Игры на контактность. «Моргалки», «Наша Таня»

3. «Мы с тобой одной крови» — развитие взаимопонимания. Игры «Черты сходства», «Пинг-понг», «Незаконченные предложения»

4. Мы – команда. Развитие сплоченности, чувства команды. Игры «Узелок», «Одна связка», «Совместный счет», «Аэропорт», «Фруктовый сад» и другие.

5. Наши сходства и различия. Формирование уважения права быть «иным». Психогеометрический тест. Любимый цвет. Игра «Построение круга».

6-7. Сплочение и доверие: Формирование доверительной обстановки, взаимного доверия, группового сплочения, умения координировать совместные действия. Упр. «Скалолаз», «Амеба», «Маятник», «Восковая свеча», «Парящая фигура» и т.п.

В ходе 7-8 занятий происходят удивительные изменения в группе: изменяются коммуникативные ритуалы, характер эмоционального реагирования, общая атмосфера в классном коллективе и отношение к учителю, уменьшается количество конфликтов.

Таким образом, благодаря системному психокоррекционному сопровождению, в СОШ №23 для детей, испытывающих трудности в обучении (первоклассники — «пограничники») и для детей с ОВЗ созданы условия для выравнивания и реабилитации.

Из 25-30% первоклассников — «пограничников» после коррекционных занятий большая часть их (75-80%) выравнивается и успешно усваивает учебную программу. Остальные (20-25%) получают статус ОВЗ и возможность изменения образовательного маршрута (обучение в коррекционном классе). С этими детьми продолжается проведение коррекционных занятий. За 15 лет из коррекционных классов в классы с традиционным обучением переведено более 50 учащихся.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 23 города Майкопа: Мартыненко Елена Сергеевна

Работа с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья……» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» организовано обучение детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

В учреждении функционируют 2 группы комбинированной направленности, в которых организовано совместное обучение детей с детьми с ОВЗ. Для каждого обучающегося с ОВЗ на учебный год разработаны адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. На обучение по адаптированной образовательной программе принимают только с согласия родителей и на основании рекомендаций городской ПМПК. В учреждении функционирует ППК.

Воспитатели групп, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре работают над реализацией индивидуальных адаптированных образовательных программ в тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Методы и формы работы определяют совместно со специалистами учреждения (учитель — логопед, педагог-психолог) и родителями (законными представителями). Чтобы эффективно обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, необходимо активно вовлекать родителей (законных представителей) в процесс инклюзивного образования. В течение года педагоги используют различные формы взаимодействия с родителями: индивидуальное консультирование, совместные занятия, практикумы, тренинги, родительские собрания и т.д. Под руководством педагога-психолога в учреждении функционирует семейный клуб «Ласточка».

С обучающимися с ОВЗ и инвалидами проводятся индивидуальные, групповые и фронтальные занятия. Практикуют различные методы терапии: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, пескотерапия, водотерапия, арт-терапия и т.д. Учитель-логопед и педагог-психолог проводят индивидуальные и групповые занятия в специально оборудованном кабинете.

Кабинет педагога-психолога

Рабочая зона кабинета педагога-психолога составляет 12 посадочных мест.

Перечень оборудования в кабинете педагога – психолога

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

Стол педагога – психолога

Стул

2 стеллажа для дидактических игр и методического материала

Стол детский

Стул детский

Сенсорная песочница

Колонна пузырьковая

Солнце-мягкий душ

Ковер

Мольберт стеклянный, вертикальный для рисования

Мягкий пуф детский

Панно сенсорное

Дорожки тактильные для ходьбы

Зеркало для развития эмоций

Доски для межполушарного взаимодействия

Релакс — аквариумы

Балансиры

Пузырьковая колонна

Технические средства

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

Ноутбук

Компьютер стационарный

Сканер

Принтер

Педагоги в своей работе с детьми с ОВЗ и инвалидами используют различные электронные образовательные ресурсы: серия специальных компьютерных игр «Диджей», «Стиралочка», «Оживающие картинка», «Конструктор», компьютерный тренажер для глаз «Зеленый круг»; развивающие компьютерные программы «Логика для малышей», «Развиваем память», «Tower Box», различные интеллект — тренажеры и др.

Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям отсутствует.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивные доски (3 шт.), интерактивное оборудование «Мимио», 7 компьютеров в сборе, 8 ноутбуков, 1 планшет, 3 мультимедийных проектора.

Условия питания и охраны здоровья

Организации питания в детском саду уделяется особое внимание. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется поставщиками на основе договоров поставки. Для проверки качества поступающего сырья создана приемочная комиссия, для оценки качества приготовленных блюд функционирует бракеражная комиссия. В детском саду организовано 5-ти разовое питание детей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, а также лечебное питание, которое помогает нормализовать работу желудочно-кишечного тракта – диета стол №5. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Прием пищи и другие режимные моменты помогают детям с ОВЗ и инвалидам закрепить бытовые навыки, преодолеть коммуникативные барьеры.

Приоритетное направление деятельности учреждения – охрана и укрепление здоровья детей. На 2019-2020 учебный год был разработан план работы, направленный на укрепление здоровья и снижения уровня заболеваемости воспитанников. Для его реализации и более эффективного выполнения были организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя систему эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка: контрастные воздушные ванны; босохождение (в том числе по контрастным грелкам, коврикам); точечный массаж; полоскание горла и рта; обширное умывание; гигиеническое мытье ног в летний период; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, а также своевременное проветривание, соблюдение режима дня, использование дыхательной гимнастики Стрельниковой, посещение спортивного кружка по гимнастике, мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа, вакцинация детей согласно национальному календарю профилактических прививок. Все дети привиты по возрасту, своевременно, осуществляется контроль за санитарным состоянием в учреждении. В учреждении созданы условия для физического развития детей: имеется отдельный физкультурный зал; физкультурная площадка, в групповых помещениях размещены спортивные уголки.

Для занятий с детьми в зале имеется необходимое современное оборудование: гимнастическая стенка, массажёры, маты, модули, фитболы. Физкультурная площадка, расположенная на улице и оснащена лестницами, дугами для подлезания, металлическими конструкциями для развития равновесия, координации, площадкой для игры в баскетбол, волейбол. Для занятий на воздухе используются бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные мячи, скакалки. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. В каждой возрастной группе имеются «листы здоровья», в которых отражаются особенности физического здоровья (группа здоровья, физкультурная группа, хронические заболевания, антропометрические данные). Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В режим двигательной активности включаем следующие виды и формы физкультурно-оздоровительной работы:

— утренняя гимнастика, гимнастика после сна, оздоровительный бег;

— прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке,

— самостоятельная двигательная деятельность на спортивных комплексах, в тренажерном зале;

— физкультурные занятия, релаксационных упражнений и упражнений на дыхание,

— обучающие занятия;

— физкультурные ежемесячные праздники, развлечения, спортивные игры,

— физкультминутки, двигательные разминки во время организации непосредственно образовательной деятельности;

— учебные занятия в режиме смены динамических поз (сидя, стоя).

Основным условием повышения эффективности работы по физическому воспитанию является организация медико-педагогического контроля.

Адаптированная образовательная программа коррекционно — развивающей работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности.

Программа психолого — педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Программа коррекционной индивидуальной работы с детьми имеющими речевые нарушения.

Программа оказания помощи обучающимся в социальной адаптации (продолжение).

Положение о психолого-педагогическом консилиуме. (продолжение).

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes