Что ждет третейские суды в 2018?
Проектом Закона предлагается установить следующее:
«Не допускается заключение третейского соглашения, содержащего положение о передаче всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, если одна из сторон такого соглашения является учредителем (участником) постоянно действующего третейского суда или его аффилированным лицом».
За комментариями редакция обратилась к Минскому столичному союзу предпринимателей, представитель которых пояснил следующее.
Вадим Бородуля, председатель Третейского суда ОО «МССПиР»:
«В действующей редакции Закона (ст. 19) уже есть похожая норма: третейский суд разрешает любые споры, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда <…>.
Это разумно. Вряд ли кто-то будет доверять суду, учредителем которого является его оппонент в споре.
Несмотря на то, что «третейский суд разрешает любые споры», необходимо четкое указание, может ли он рассматривать трудовые споры, поскольку имел место случай, когда решение третейского суда по трудовому спору было отменено, несмотря на наличие третейского соглашения, с формулировкой «в соответствии с законодательством о труде, гражданским процессуальным законом третейским судом рассмотрен спор, который подведомственен общему суду и не может быть предметом третейского разбирательства». Полагаем, необходимо указание на возможность рассмотрения таких споров третейским судом.
Следует согласовать ст. 47 Закона и ст. 255 ХПК. Согласно ч. 3 ст. 255 ХПК решение международного арбитражного (третейского) суда может быть отменено в случае, если оно противоречит публичному порядку Республики Беларусь. Однако законодательство не содержит критериев или четких разъяснений термина «нарушения публичного порядка».
Материал подготовлен по результатам совместного сотрудничества редакции журнала «Юрист», Министерства экономики и бизнес-сообщества по рассмотрению проектов НПА.
Слушайте подкаст!
Что такое арбитраж и почему он такой, какой он есть (А. Храпуцкий).
Содержание
- В чем сущность международного коммерческого арбитража
- Какие принципы у международного арбитража
- Какие виды международного арбитража различают
- Какими законами регулируется международный арбитраж
- Какая стоимость и длительность международного арбитража
- Каков регламент международного арбитража ICC
- Элементы практики международного арбитража
В чем сущность международного коммерческого арбитража
Международный коммерческий арбитраж – третейский суд. Постоянно действующий, либо специально созданный для конкретного случая, его главная цель заключается в рассмотрении и разрешении по существу международного коммерческого спора, вынося решение, обязательное для сторон.
В науке международного частного права давно продолжаются дискуссии в отношении юридической природы и места арбитража в системе юридических органов. С учетом данных дискуссий, могут быть выделены минимум 3 разные позиции:
1) Согласно договорной концепции юридической природы арбитража, главный аргумент заключается в утверждении, по которому арбитражное соглашение, являющееся основой передачи спора на арбитражное разрешение, является обычным гражданско-правовым договором. Предмет данного договора – выбор сторонами вида арбитража, места и времени разбирательства в арбитраже, определение процедуры арбитражного разбирательства, материального права, которое будет применяться арбитрами.
2) Процессуальная концепция – арбитраж признается как особая форма правосудия, которая осуществляется от имени государства. В данном контексте арбитражное соглашение рассматривается как процессуальное соглашение, его главная цель заключается в исключении юрисдикции государственного суда.
3) Смешанная концепция, в которой сочетаются основные положения 2 указанных концепций. Арбитраж по данной концепции рассматривается в качестве самостоятельного института, который включает процессуально-правовые и материально-правовые элементы. При таком подходе возможно применять не только собственное право государства, в котором происходит арбитражное разбирательство, но также соответствующее иностранное право, к которому применяемая коллизионно-правовая норма отсылает. В таком случае отмечается расщепление коллизионных привязок, когда применяется в рамках единого арбитражного соглашения комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения либо прочих условий его действительности, правосубъектности сторон и пр. При этом вопросы взаимоотношений государственного суда и арбитража разрешаться будут по процессуальному праву государства, в котором ведется арбитражное разбирательство, либо государства, в котором испрашивается исполнение решения арбитража.
- Арбитражный регламент ICC
Какие принципы у международного арбитража
1) Принцип чрезвычайной демократичности. Международный арбитраж представляет собой общественное формирование, которое не относится к системе административных, судебных и прочих государственных органов.
2) У сторон есть возможность влияния на любые стадии разбирательства арбитража.
3) Простая процедура разбирательства – не распространяется множество процессуальных норм, что позволяет рассматривать дело достаточно быстро.
4) Обычно для арбитражного разбирательства проводятся закрытые заседания – для уверенности в сохранении коммерческих и производственных тайн каждой стороны.
5) Арбитражное решение является окончательным:
— Является обязательным для выполнения сторонами арбитража;
— Не может быть пересмотрено по существу.
— Не подлежит изменению.
— Подлежит принудительному исполнению.
6) При обращении сторонами в арбитраж либо при наличии соглашения сторон об этом решении, судебная юрисдикция исключается.
7) У государственных судебных органов нет права вмешательства в деятельность арбитража. Однако у судов есть право 2 процессуальных действий:
— Принудительные меры для предварительного обеспечения иска.
— Исполнение решения суда. Если стороны не исполняют вынесенное решение добровольно, только у национального суда существуют полномочия принудительного исполнения. В определенных случаях у национального суда есть полномочия отмены решения арбитража, если поступит соответствующее ходатайство со стороны заинтересованной стороны. В остальных случаях арбитраж полностью самостоятельно рассматривает дела.
Какие виды международного арбитража различают
Институционный, или постоянно действующий, арбитраж – формируется при торговых либо торгово-промышленных палатах, ассоциациях, союзах, биржах. Действуют коммерческие арбитражи на постоянной основе, со своими правилами процедуры и уставом. Институционный арбитраж основывается на национальном законе либо регламенте соответствующего международного коммерческого арбитража.
При сложных делах, которые связаны с трудно разрешимыми либо запутанными делами, проблемами применимого права, такой вид арбитража наиболее предпочтителен.
Изолированный (разовый) арбитраж или арбитраж ad hoc (третейский суд ad hoc)- его создают стороны, чтобы рассмотреть конкретное дело. После разбирательства и вынесения решения, существование арбитража прекращается. Сторонами определяются правила избрания арбитров, место проведения арбитража, арбитражная процедура. В основе изолированного арбитража – практически неограниченная автономия воли сторон. Считается самым эффективным вариантом при спорах, которые связаны с фактическими обстоятельствами (в частности, определением цены товаров, проверкой их качества и пр.).
Самой распространенной сегодня считается концепция международного коммерческого арбитража как института, который не связан национальным правом какого-либо государства, либо международными договорами. Он свободен принимать решения о спорах на основе принципов справедливости и морали, международного коммерческого права, общих принципов права либо правовых обычаев.
Какими законами регулируется международный арбитраж
Международное арбитражное производство формально регулируется 3 источниками права:
1) Международное право
Основной источник международного права в области коммерческого арбитража – Нью-Йоркская Конвенция 1958 года, которая составлена ЮНСИТРАЛ и принята под эгидой ООН. Участниками Конвенции сегодня выступают практически все экономические государства (свыше 140). Именно поэтому она рассматривается как один из самых успешных проектов в области международного права.
По своему объему конвенция достаточно небольшая – немногим больше тысячи слов в английской версии. Конвенция устанавливает 2 главных положения:
— Признание арбитражных соглашений, приведение их в исполнение. В частности, устанавливается – суд, если поступает к нему иск по вопросу, по которому заключено арбитражное соглашение сторон, должен по просьбе одной из сторон направить стороны на арбитражное разбирательство, если соглашение не найдет недействительными. Следовательно, суду придется отказать ответчику в судебной защите, даже при проведении арбитражного производства за рубежом, и больше никогда не попадая под юрисдикцию суда.
— Признание арбитражных решений, приведение их в исполнение. Устанавливаются обязательства государств-участников о признании зарубежных арбитражных решений на своей территории, определяя список документов, которые можно будет испрашивать в соответствующей процедуре местными судами, также ограниченный перечень оснований с целью отказа в признании и исполнении принятых решений.
Также в рамках международного права существуют другие источники, пусть и менее значимые. В их числе следует отметить:
— Европейская Конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 г.
— Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г.
— Амманская конвенция арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 г.
2) Национальное право
Преобладала в практике и науке международного арбитража позиция, согласно которой дается сила для решений арбитража правом государства, в котором он проводился, взамен чего регулирует право арбитражный процесс, включая полномочия арбитра. Следовательно, регулируется арбитражное право lex loci arbitri — правом места арбитража.
Основное практическое последствие такого подхода долгое время заключалось в том, что арбитрами либо советниками в арбитражах юристам-арбитражникам сложно быть в странах, в которых местное право им неизвестно. Один из вариантов решения проблемы – разработка ЮНСИТРАЛ Типового закона о международном торговом арбитраже в 1985-м году. ООН рекомендовала данный закон для всех государств для единообразия закона о процедурах арбитража и практик международного торгового арбитража.
Законодательство на основе Типового закона (с внесенными изменениями от 2006-го года) сегодня действует в более 60 странах, в том числе в России. Однако на нем не основываются государства, в которых проводится основная часть арбитражей, включая Францию, Великобританию, США, Швецию, Швейцарию и пр.
3) Соглашение сторон и арбитражный регламент
На основе национального законодательства об арбитраже стороны обычно получают возможность самостоятельного определения правил разбирательства в суде. Данное соглашение между сторонами может выступать как еще один источник правил, которым подчиняется ведение международного арбитража.
Обычно стороны разбирательства на практике «пакетно» определяют правила ведения арбитража, соглашаясь на применение какого-либо действующего арбитражного регламента.
- Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы
Какая стоимость и длительность международного арбитража
Коммерческий арбитраж в начале своей истории считался наименее затратной по времени и ресурсам формой судопроизводства. Но со временем данное преимущество начало подвергаться сомнениям:
— Продолжительность производства. Ведь задумывалось арбитражное производство в качестве более быстрой альтернативы суду. Поскольку арбитраж обычно выносит решение, не подлежащее обжалованию, сторонам достаточно пройти не более одной «инстанции». Но логичное стремление трибунала арбитража принять по возможности «правильно» решение в сложных спорах приводит к рассмотрению дела в течение не одного года.
— Составные части арбитражных затрат. Главные составляющие, с одной стороны, оплата арбитражного спора, гонораров арбитрам, с другой стороны — на услуги юридических советников. Зависят обе составляющие от длительности процесса.
Основная часть – оплата услуг юридических советников, которая гораздо выше по сравнению с другими совокупностями. При большей продолжительности разбирательства, они будут сопоставимы со стандартными судебными делами.
Обычно информация о суммах на коммерческий арбитраж конфиденциальна. Можно судить о стоимости лишь по некоторым публичным решениям инвестиционного арбитража.
Каков регламент международного арбитража ICC
Суд занимается администрированием арбитражного разрешения споров исключительно в том случае, если стороны договорились о применении Арбитражного регламента ICC.
Регламент содержит нормы, регулирующие основные процессуальные вопросы арбитражного производства: начало производства на основании арбитражной оговорки или соглашения об арбитражном урегулировании уже существующего спора, формирование Состава арбитража, арбитражное разбирательство, одобрение арбитражного решения Судом, расходы.
Предварительный этап. До передачи дела Составу арбитража.
До того, как Состав арбитража будет сформирован и дело передано арбитрам, Секретариат выступает главным адресатом сторон по всем вопросам, связанным с процессуальными аспектами урегулирования спора, исполняя роль связующего звена между сторонами и Судом. Все вопросы, которые могут возникнуть на предварительном этапе производства по делу (возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, назначение арбитров, определение места или языка арбитража и т.д.), направляются в Секретариат. В каждом случае, когда Суд должен принять решение по тому или иному вопросу, сотрудники Секретариата готовят краткое изложение фактов и процессуальной истории дела, вопросов, по которым требуется решение Суда, свои рекомендации по сути будущего решения. Суд принимает решения на основании всех заявлений, поданных сторонами».
Исключительно важное значение имеет решение Суда относительно продолжения производства по делу в случаях, когда ответчик не направил отзыва на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объёма арбитражного соглашения. Тогда Суд в соответствии со ст. 6 (2) может принять решение о продолжении производства, если он убедится в том, что арбитражное соглашение, предусматривающее применение Арбитражного регламента, может существовать между сторонами».
Важно отметить, что Регламент не предписывает Суду убедиться в наличии арбитражного соглашения, а только в возможности его существования. Так, например, если сторона спора является преемником прав и обязанностей одной из сторон договора (например, в случае заключения договора цессии либо если компанию представляет ликвидатор в случае ее банкротства), а другая сторона спора подает возражения, то Суд проверяет только возможность существования арбитражного соглашения. Окончательное же решение по этому поводу принимается уже самим Составом арбитража. В случае положительного решения о продолжении производства любое решение о компетенции Состава арбитража принимается самими арбитрами — Суд не обладает полномочиями предрешать вопрос о допустимости или обоснованности возражений сторон».
При утверждении или назначении арбитров Суд и Генеральный Секретарь принимают во внимание гражданство арбитра, его местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны и другие арбитры, а также занятость арбитра и его/ее возможности вести арбитражное разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом. О важности для Суда меры занятости кандидата на должность арбитра и его возможности предоставить необходимое время свидетельствует то обстоятельство, что в 2009 году Суд утвердил новую форму о согласии кандидата, помимо формы о его независимости от сторон, заполнить форму о наличии у него времени на рассмотрение дела (англ. — availability), заполнить которую должен каждый кандидат. Заполненные формы предоставляются для ознакомления сторонам до утверждения арбитров. Таким образом, у каждой стороны есть возможность высказать возражения против утверждения кандидатуры арбитра на основе оправданных сомнений в его/ее независимости или чрезмерной занятости».
Основной этап. После передачи дела Составу арбитража.
Еще одной важной функцией Суда является принятие решений об отводе арбитров и их замене. В соответствии со ст. 11 Арбитражного регламента, каждая сторона имеет право заявить требование об отводе арбитра, если у нее есть мотивы утверждать, что арбитр не является независимым, либо другие. Отвод должен быть направлен стороной в течение 30 дней с момента получения уведомления о назначении или утверждении арбитра либо в течение такого же срока с момента, когда она узнала о фактах или обстоятельствах, на которых базируется требование. Свое требование сторона подает в Секретариат в виде письменного заявления, в котором указываются основания для отвода.
Прежде чем принять решение относительно требуемого отвода, Секретариат предоставляет возможность арбитру, против которого он заявлен, другой стороне спора и другим членам Состава арбитража прокомментировать ситуацию. Поскольку вопрос об отводе арбитра является нестандартной ситуацией, которая в любом случае серьезно влияет на дальнейший ход производства по делу, каждое требование об отводе рассматривается на Пленарной сессии Суда. Решение принимается членами Суда после ознакомления с докладом по делу, подготовленным одним из них, и согласно ст. 7 (4) Регламента мотивы такого решения не сообщаются. Следует отметить, что Суд в своей работе не связан Руководящими принципами Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже.
Когда Суд удовлетворяет требование об отводе арбитра, а также в случае самоотвода арбитра встает вопрос о его замене. Кроме того, замена требуется в случае смерти арбитра, на основании просьбы сторон спора либо если Суд пришел к выводу, что арбитр не способен выполнять свои обязанности, не выполняет их в соответствии с Арбитражным регламентом или в установленные сроки».
После принятия решения о необходимости замены арбитра Суд также решает, нужно ли повторять процедуру выдвижения кандидата стороной (если она имела место ранее) или арбитр будет назначен непосредственно Судом. Вновь сформированный Состав арбитража может принять решение о полном или частичном повторении производства по делу, чтобы дать новому арбитру возможность в достаточной мере ознакомиться с делом».
Заключительный этап. Проверка и одобрение Арбитражного решения.
Проверка решений, вынесенных арбитрами в соответствии с Арбитражным регламентом, является наиболее отличительной составляющей «пакета услуг», предоставляемых Судом ICC участникам международной торговли. Проверка решений является обязательным требованием Регламента, и стороны не вправе отказаться от нее. В своем недавнем интервью изданию «Global Arbitration Review» нынешний Генеральный Секретарь Суда Джейсон Фрай (Jason Fry) отметил, что процедура проверки арбитражных решений, предусмотренная ст. 27 Арбитражного регламента, находится «в сердце арбитража при ICC»».
Процедура проверки проходит следующим образом. После составления проекта арбитражного решения (будь то предварительное, частичное, окончательное решение либо решение на согласованных условиях). Состав арбитража направляет его в отдел Секретариата, ведущий дело. Как правило, первичная проверка решения проводится руководителем этого отдела. После этого проект направляется Генеральному Секретарю либо лицу, его замещающему. Далее проект решения и его подробное описание представляются Суду для рассмотрения на еженедельной сессии Комитета Суда либо на ежемесячной Пленарной сессии. Как уже отмечалось ранее, на Пленарное заседание выносятся все дела с участием государств, дела, в которых один из арбитров подал особое мнение, а также особо сложные дела. В процессе подготовки к Пленарной сессии один из членов Суда внимательно изучает решение и составляет письменный доклад по его содержанию, в который включаются выводы и рекомендации докладчика».
При рассмотрении проекта решения у Суда есть три варианта: «одобрить проект», «не одобрить проект» и «одобрить проект с рекомендацией внести определенные коррективы». Подавляющее большинство решений принимается с условием, что они будут соответствующим образом исправлены.
Суд может рекомендовать внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы Состава арбитража в принятии решения, обратить его внимание на вопросы относительно сути дела. Регламент не оговаривает, что подразумевается под «формой» и «сутью» дела. Однако, например, правильное указание сторон дела, необходимость принятия решения о компетенции Состава арбитража в случае, если по этому вопросу одной из сторон было высказано возражение, ответ арбитров на все поставленные перед ними вопросы, а также правильность указания процентных ставок и математических вычислений, безусловно, понимаются как «комментарии по форме». К тому же Суд проверяет, чтобы каждое решение Состава арбитража было мотивированным, если только стороны не договорились о наделении арбитров полномочиями «мирового посредника».
После одобрения проекта Судом решение подписывается Составом арбитража и направляется Секретариату, который рассылает его сторонам».
Какие преимущества дает процедура обязательной проверки проекта каждого арбитражного решения Секретариатом и Судом? Они многочисленны. В процессе проверки с проектом работают опытные юристы, никоим образом не заинтересованные в исходе дела. При внимательном изучении документа они могут выявить такие ошибки, как, например, несоответствие определенных положений решения Арбитражному регламенту. Замечания и комментарии Секретариата и Суда способствуют улучшению качества решений, а также повышают их устойчивость к попыткам их отмены и отказу в признании и приведении в исполнение».
- Международное судебное разбирательство. Шпаргалка для коммерсантов
Элементы практики международного арбитража
1. Арбитражное соглашение – соглашение между сторонами текущего либо будущего спора о его передаче на рассмотрение арбитражного трибунала. Арбитражное соглашение является основанием и центральным элементом общего производства в арбитраже.
1.1 Исполнение (enforcement) арбитражных соглашений – включает в теории «позитивный» и «негативный» аспекты. Позитивный аспект предполагает наделение сторон арбитражного соглашения юрисдикцией в отношении своего спора арбитражный суд, которым будет рассматриваться, он же будет уполномочен вынести обязательное постановление. Негативный аспект – национальные суды согласно арбитражному соглашению лишены юрисдикции в споре, охватываемом соглашением
1.2 Право, применимое к арбитражному соглашению. Согласно доктрине автономности арбитражной оговорки, арбитражная оговорка представляет собой отдельное соглашение в рамках основного договора, по общему правилу зависит её действительность от действительности договора, в котором содержится.
2. Арбитражный трибунал. Право выбора судьи в собственном суде является одной из характерных черт, и важным преимуществом в арбитражном разбирательства. В значительной мере от подбора конкретного арбитражного трибунала зависит качество процесса разбирательства в арбитраже.
2.1. Состав трибунала. При назначении арбитражного трибунала нужно первым делом определить его состав. Возможен выбор между одним арбитром либо тремя. При выборе одного обычно удается сократить издержки, но может привести к сомнениям в объективности трибунала.
2.2 Формирование трибунала. Базовый принцип в международном арбитраже – равенство процессуальных возможностей сторон. Следовательно, обычно трибунал формируется в порядке, который согласован сторонами.
— Стороны могут согласиться на назначение конкретных лиц членами трибунала. Оптимальный вариант для соблюдения интересов сторон, но часто он на практике нереализуем потому, что один из арбитров по определенным обстоятельствам участвовать в разбирательстве не смог.
— Если согласия между сторонами нет, возможен выбор независимого органа, на которого будут возложены полномочия назначать нейтральных арбитров. Обычно применим способ для единоличного арбитра либо в отношении президента трибунала.
— Наконец, для трибунала из 3 арбитров возможно назначение каждой стороной по 1 арбитру. Определяться президент трибунала будет или независимым органом, или назначенными арбитрами. Наиболее распространенный вариант для формирования арбитража из 3 арбитров.
2.3 Требования к арбитрам. Стороны могут прийти к соглашению, по которому арбитрам необходимо соответствие определенным критериям. Например, могут предполагать данные критерии национальность, практический опыт в конкретной области, наличие сертификата квалификации, знание языков и пр. После достижения данного согласия, даже при назначении нейтральным органом, ему нужно будет следовать положениям соглашения, заключенного сторонами. На практике очень редко согласовываются подобные требования.
Право, которое регулирует арбитражное производство, может устанавливать ряд объективных дополнительных требований в отношении арбитров. Чтобы решение арбитража имело силу, признавалось государством, требуется соблюдение минимум надлежащего процесса (due process) при его вынесении. Устанавливается в том числе необходимость арбитру быть беспристрастным и независимым.
Независимость – объективный параметр, предполагающий отсутствие заинтересованности лица в результатах рассматриваемого дела.
Беспристрастность – субъективное понятие, обычно определяется в ходе производства. Предполагает отсутствие предубежденности арбитров в отношении предмета либо стороны спора.
Суммированы обстоятельства, которые могут быть признаком предубежденности арбитра, известными IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration, публикациями от International Bar Association. У данного документа обязательной силы нет, однако часто применим на практике.
Если сторона подозревает нарушение принципа беспристрастности либо независимости со стороны арбитра, может заявить ему отвод рассмотрения дела, или в ситуации, когда становится известно о данном нарушении после рассмотрения, возможно обжалование арбитражного постановления на основании данного факта.
В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение сторон. Арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Сущность арбитражного соглашения выражается в том, что оно закрепляет согласованное волеизъявление сторон международного коммерческого контракта передать возникший или могущий возникнуть между ними спор на разрешение в международный коммерческий арбитраж. По своей юридической природе арбитражное соглашение является гражданско-правовым договором, носящим самостоятельный характер по отношению к основному контракту независимо от его вида.
В ст. 16 Закона о международном коммерческом арбитраже среди основных принципов арбитражного соглашения закреплен принцип «компетенция компетенции». Данный принцип означает право арбитража после возбуждения и в ходе разбирательства решать вопрос о наличии у него компетенции без обращения к государственному суду, который осуществляет лишь последующий контроль в отношении такого решения в установленных законом пределах и порядке на стадиях производства по делам об отмене или исполнении решения третейского суда.
Эта же статья закрепила принцип автономности арбитражного соглашения. В соответствии с ним третейский суд наделяется компетенцией рассматривать и разрешать вопрос о действительности арбитражного соглашения отдельно от вопроса о действительности договора, в который это соглашение включено или к которому оно относится. Законодательное закрепление этого принципа является основанием для разрешения третейским судом спора, возникшего из признанного им недействительным договора, при условии, что основание недействительности договора не является одновременно основанием недействительности оговорки.
Существуют два вида арбитражных соглашений: арбитражная оговорка и арбитражный компромисс.
Арбитражная оговорка является составной частью международного коммерческого контракта и включается в его текст на стадии его разработки и подписания. Арбитражная оговорка направлена в будущее и предусматривает передачу в арбитраж тех споров, которые только лишь могут возникнуть в будущем. Но, являясь составной частью контракта, арбитражная оговорка имеет по отношению к нему самостоятельный характер. Пункт 1 ст. 16 Закона о международном коммерческом арбитраже указывает, что арбитражная оговорка должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора.
Арбитражный компромисс, или третейская запись, выступает как отдельное арбитражное соглашение, отличное от основного контракта и заключенное сторонами уже после возникновения конкретного спора. В этом смысле арбитражный компромисс направлен в прошлое и носит ретроспективный характер. Арбитражный компромисс по отношению к коммерческому контракту также носит самостоятельный характер.
Для действительности арбитражного соглашения необходимы: наличие надлежащей правосубъектности у сторон такого соглашения; добровольность их волеизъявления; допустимость спора в качестве предмета арбитражного разбирательства; надлежащая форма арбитражного соглашения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о международном коммерческом арбитраже единственное формальное требование к арбитражному соглашению состоит в обязательном соблюдении письменной формы. Закон указывает, что соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
Письменная форма арбитражного соглашения считается соблюденной и в случае, когда имеет место обмен исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает наличие соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, включающий в себя арбитражную оговорку, признается арбитражным соглашением, если договор заключен в письменной форме и данная ссылка по своему содержанию делает арбитражную оговорку частью договора.
В коммерческой практике имеются примеры арбитражных соглашений весьма разнообразного содержания. Однако необходимо, чтобы в арбитражном соглашении, как минимум, были четко указаны данные, позволяющие его реализовать в случае возникновения конкретного спора (например, указан действительно существующий арбитражный орган, который должен рассматривать споры, либо место рассмотрения спора). Арбитражное соглашение должно быть изложено ясно и четко, касаться конкретного правоотношения, из которого может возникнуть спор, и не содержать двусмысленных выражений. Арбитражное соглашение, выраженное в неясной форме, с большой долей вероятности может быть признано недействительным. Во избежание подобного рода неприятностей арбитражные институты рекомендуют типовые формы арбитражных соглашений.
МКАС рекомендует следующую формулировку арбитражной оговорки: «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».
Кроме того, при решении вопроса об арбитражной оговорке в соглашениях с контрагентами из Армении, Бельгии, Болгарии, Индии, Китая, Республики Корея, Латвии, Македонии, Молдавии, Польши, Словении, Украины, Финляндии, Чехии, Эстонии, Японии следует учитывать рекомендации соглашений о сотрудничестве в области арбитража, заключенных ТПП РФ с зарубежными торговыми (хозяйственными) палатами и арбитражными центрами.
Основное значение арбитражного соглашения заключается в том, что именно оно наделяет международный коммерческий арбитраж компетенцией, т.е. правомочием рассматривать спор, возникающий из правоотношений определенного вида. Арбитражное соглашение не только непосредственно наделяет компетенцией арбитраж ad hoc, но и может ограничить общую компетенцию институционного арбитража, закрепленную в его статуте и регламенте.
Процессуально-правовым последствием действительного арбитражного соглашения выступает исключение юрисдикции государственного суда. Международные договоры и национальное законодательство большинства стран предусматривают обязанность государственного суда оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется третейское (арбитражное) соглашение. В случае обращения одной из спорящих сторон в суд в нарушение арбитражного соглашения, суд обязан отказаться от рассмотрения спора, признав себя некомпетентным.
В Российской Федерации суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен, если любая из сторон попросит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, прекратить производство и направить стороны в коммерческий арбитраж, если не найдет, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (ст. 8 Закона о международном коммерческом арбитраже, ст. 148 АПК РФ, п. 3 ст. II Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений).
Практика показывает, что негосударственные третейские суды давно завоевали популярность за рубежом. В США около 90% исков разрешается с помощью примирительных процедур еще до начала разбирательства в обычном государственном суде. А арабские страны, создавая свою судебную систему, изначально ориентировались на негосударственный третейский суд. В России третейские суды пока не приобрели подобную популярность, главным образом из-за того, что недостаточно хорошо известны. Этот материал позволит вам узнать о преимуществах и недостатках третейских судов.
Особенности работы третейского суда
Практически ежедневно руководителю предприятия приходится принимать решения, затрагивающие интересы как его компании, так и партнеров по договорам. Но нередко случается, что контрагенты не исполняют обязательства по договору. В этом случае спор может перерасти в конфликт, требующий вмешательства третьих лиц.
Как известно, за истиной обращаются в суд. В Федеральном конституционном законе от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейский суд не упомянут в качестве элемента российской судебной системы. Следовательно, это — альтернативный способ защиты прав. Действительно, третейский суд является негосударственным органом** (в мировой практике его еще называют коммерческий арбитраж, а у нас — институционный арбитраж).
Согласно Закону в третейский суд по соглашению сторон (оно называется третейским) может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Как правило, в третейских судах решаются экономические споры. Вместе с тем не все споры, рассматриваемые в арбитражном суде, можно передать в третейский суд. Так, дела о банкротстве, создании, реорганизации и ликвидации организации, по спорам между акционером и акционерным обществом, о защите деловой репутации и ряд других (п. 1 ст. 33 АПК РФ) может рассматривать только арбитражный суд. Сторонами третейского разбирательства могут быть любые организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане, которые предъявили в третейский суд иск для защиты своих прав (ст. 2 Закона).
Третейские суды могут быть как постоянными, так и «разовыми».
«Разовый» третейский суд (арбитраж ad hoc2) стороны могут организовать специально для разрешения конкретного спора.
Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности такого третейского суда. Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении. Казалось бы, в этом случае сторонам предоставлена полная свобода. Однако следует помнить, что и в случае создания «разового» суда необходимо руководствоваться Законом и выполнять его требования к составу третейского суда3. После того как «разовый» суд рассмотрел спор, он прекращает свою деятельность.
Если стороны не хотят сами решать все организационные вопросы и искать третейского посредника для разрешения спора, то им следует обратиться в постоянно действующий третейский суд (институционный арбитраж). Такие суды работают при ряде негосударственных организаций, чтобы разрешать экономические споры.
Стороны поручают институционному арбитражу сформировать состав для разрешения конкретного спора, организовать третейское разбирательство и т. д.
Рассмотрим теперь особенности разрешения споров как в «разовом», так и в постоянно действующем третейском суде.
Как разрешаются споры в третейском суде.
Даже между деловыми партнерами, которые уже много лет успешно сотрудничают друг с другом, может возникнуть конфликт (допустим, из-за грубого нарушения одной из сторон условий договора). Существует несколько вариантов разрешения этого конфликта.
Нередко в договоре сторон указывается, что в случае конфликта спор должен рассматриваться в определенном сторонами арбитражном суде. Для этого фирма-истец обращается с иском в арбитражный суд, предварительно уплатив государственную пошлину. Однако из-за загруженности отечественной судебной системы разбирательство может длиться месяцами, а иногда и годами.
Очень распространена ситуация (особенно для давних партнеров, не конфликтовавших ранее), когда стороны вообще не оговорили процедуру разрешения конфликта: о том, как и где будут рассматриваться споры, не было заключено никакого дополнительного соглашения или это не оговаривалось в действующих договорах. В этом случае большинство предприятий также обращается в арбитражный суд.
Но есть и другой способ разрешения спора. Стороны могут заключить третейское соглашение. Оформить третейское соглашение можно как до возникновения конкретного спора, так и после этого. В нем оговаривается, что стороны передают на рассмотрение третейского суда конкретный спор, определенные категории споров или все споры, которые возникли или могут возникнуть между ними.
Третейское соглашение обязательно должно быть заключено в письменной форме: оно оформляется либо отдельным документом, подписанным сторонами, либо специальным положением в договоре. Также считается, что стороны заключили третейское соглашение, если они обменялись письмами и сообщениями по телетайпу, телеграфу, факсу или электронной почте о том, что они передают дело в третейский суд.
Обратите внимание: если в договоре есть ссылка на другой документ, где говорится о передаче спора на рассмотрение третейского суда, то эта ссылка также считается третейским соглашением. Например, в договоре указано, что «все споры подлежат рассмотрению в третейском суде при Торгово-промышленной палате г. Москвы согласно соглашению № 1 от 30 сентября 2002 года, которое является неотъемлемой частью настоящего договора».
Итак, если стороны договорились решать спор в третейском суде, то как им действовать дальше?
Формирование состава третейского суда
Если решено, что спор будет рассматриваться в арбитраже ad hoc, то стороны начинают формировать состав третейского суда самостоятельно. Спор рассматривается всегда нечетным числом судей. Обычно каждая из сторон назначает по одному судье, а двое из назначенных судей выбирают третьего. Однако истец и ответчик могут договориться и назначить третейским судьей одно и то же лицо, тогда этот судья может рассматривать дело единолично.
Третейский судья, который рассматривает дело единолично, а также председатель третейского суда должны иметь высшее юридическое образование (п. 2 ст. 8 Закона). Для других судей достаточно, чтобы по мнению сторон они были квалифицированными специалистами-практиками.
Но все третейские судьи не должны быть ни прямо, ни косвенно заинтересованы в исходе дела, должны быть независимы от сторон, а также дать согласие на исполнение обязанности третейского судьи (ст. 8 Закона). Важно отметить, что если какое-либо из указанных в Законе требований не будет соблюдено, то это может стать основанием для признания третейского суда недействительным и его решение будет аннулировано.
Как происходит выбор судей (если суд будет проводиться не одним судьей)? Компания-истец, выбрав судью и получив его согласие, сообщает об этом ответчику. Лучше сделать это заказным письмом, чтобы компания-ответчик могла зафиксировать дату получения письма. С этой даты начнется отсчет 15 дней — срока, в течение которого вторая сторона должна выбрать своего судью и сообщить об этом оппоненту (ст. 10 Закона). Двое назначенных таким образом судей выбирают третьего (с соблюдением того же срока). Если указанный срок будет нарушен, то спор в третейском суде не будет рассмотрен и дело можно передавать в арбитражный суд.
Если спорящие компании договорились о передаче дела в постоянно действующий третейский суд, то они должны выбрать судей из списка третейских судей, которых этот суд рекомендует спорящим сторонам. Обычно это ведущие юристы-практики, прекрасно знакомые с разрешением экономических споров. Стороны вправе выбрать любого судью из этого списка либо, если это предусмотрено правилами третейского суда, назначить судьей человека, не указанного в списке, но обладающего необходимой квалификацией для разрешения спора.
Исковое заявление в третейский суд
После того как «спорщики» определились с составом третейского суда, компания-истец подает исковое заявление, в котором указывает (п. 2 ст. 23 Закона):
• дату подачи заявления;
• наименование и местонахождение истца и ответчика (если в деле участвуют граждане, в том числе и предприниматели, то нужно указать их ФИО, дату и место рождения, место жительства и место работы);
• обоснование компетенции третейского суда: стороны разъясняют, почему именно такой состав временного третейского суда имеет место либо почему дело передано в тот или иной суд (по подведомственности);
• требования истца;
• обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
• доказательства, подтверждающие обоснованность исковых требований;
• цену иска; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов, необходимых для разрешения конфликта.
Исковое заявление должен подписать истец или его представитель. Во втором случае к иску нужно приложить доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Решение третейского суда
Решение по спору принимается большинством голосов судей. Судья, не согласный с принятым решением, письменно излагает свое мнение. Решение третейского суда считается принятым в день, когда его подписали все судьи, в том числе и судья, имеющий особое мнение. А вот о том, чтобы решение третейского суда стало окончательным (то есть его нельзя было бы обжаловать в арбитражном суде), следует позаботиться заранее: соответствующее условие необходимо включить в третейское соглашение (ст. 40 Закона).
После принятия судебного решения в 15-дневный срок каждой из сторон передается экземпляр решения, подписанный третейскими судьями. Решение вступает в силу в указанный в нем срок. Если срок не установлен, то оно вступает в силу немедленно. Если стороны не исполнили решение третейского суда добровольно в установленный срок, то оно исполняется принудительно по правилам исполнительного производства.
Для этого выигравшая дело сторона должна обратиться с заявлением, составленным по правилам статьи 237 АПК РФ, в арбитражный суд по месту нахождения третейского суда и уплатить госпошлину****.
Сделать это можно в течение трех лет (отсчет начинается со дня окончания срока для добровольного исполнения решения, который установлен в решении третейского суда).
Обратите внимание на то, что арбитражный суд не вправе заново изучать обстоятельства, установленные в решении третейского суда, или пересматривать его решение. Однако арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа в случаях, указанных в ст. 46 Закона, в частности, если:
• сторона, против которой было принято третейское решение, докажет арбитражному суду, что третейское соглашение недействительно;
• решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, которые не указаны в соглашении. В таком случае арбитражный суд обязан выдать исполнительный лист по той части решения суда, которая вынесена по спору, указанному в третейском соглашении;
• состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали требованиям статей 8, 10, 11 и 19 Закона. Напомним, что в них говорится о том, кто может быть третейским судьей, как формируется третейский суд и по каким правилам проводится третейское разбирательство;
• сторона, против которой было принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании третейских судей или о времени и месте заседания суда (то есть не получила заказное письмо с уведомлением о вручении, направленное судом по указанному стороной адресу).
Решения третейского суда обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон и иных сведений, позволяющих идентифицировать стороны
Если после третейского разбирательства сторонам придется обращаться в арбитражный суд (для обжалования решения и т. д.), то им потребуются материалы рассмотренного дела. Как их получить, особенно если дело рассматривалось в «разовом» арбитражном суде? Если решение принято арбитражем ad hoc, то оно передается на хранение в арбитражный суд по месту проведения третейского суда. Дело, рассмотренное постоянным третейским судом, сдается в архив этого суда. Как правило, дела хранятся в архиве в течение пяти лет.
Оспаривание решений третейского суда
Если в третейском соглашении не указано, что решение третейского суда окончательное, то сторона, не согласная с принятым решением, может подать заявление о его отмене в арбитражный суд, заплатив госпошлину (статьи 40 и 41 Закона). Сделать это можно в течение трех месяцев со дня получения указанного решения. И если арбитражный суд сделает вывод, что спор согласно статье 33 АПК РФ не должен был рассматриваться в третейском суде или вынесенное решение по спору нарушает принципы российского права, то он должен отменить решение.
Суд также может отменить решение по ряду оснований, указанных в статье 233 АПК РФ. Кстати, они аналогичны причинам отказа в выдаче исполнительного листа: ненадлежащее извещение сторон о третейском разбирательстве, нарушение процедуры третейского разбирательства и т. д.
Подводя итог описанию процедуры третейского разбирательства, отметим, что при таком способе разрешения споров стороны должны уделять большое внимание составлению третейского соглашения: ведь от того, как оно составлено, зависят и законность решения третейского суда, и возможность его обжалования.
Подчеркнем теперь преимущества и недостатки третейского разбирательства по сравнению с арбитражным.
Преимущества третейского разбирательства
1. До того как третейский суд вынес решение по делу, у истца есть возможность изменить или уточнить исковые требования — как требования, которые он предъявил в суд (например, взыскание санкций за нарушение условий договора поставки), так и основание иска (обстоятельства, на основании которых он подал свое обращение в суд). Чтобы увеличить сумму иска в третейском суде, не нужно дополнительно уплачивать госпошлину, как в арбитражном суде (п. 2 ст. 102 АПК РФ).
2. До вынесения решения третейским судом ответчик вправе изменить или дополнить свои возражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).
3. В качестве судей стороны могут выбрать квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют.
4. Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство носит закрытый характер.
В арбитражном суде разбирательство открытое. Решения арбитражных судов с указанием конкретных участников споров можно без проблем найти в любой информационно-правовой базе.
5. Дела рассматриваются оперативно: в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского суда.
6. Сама процедура процессуального разбирательства проста: по договоренности сторон можно избежать многих процедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызова свидетелей и т. п. (хотя в этом есть и определенные недостатки, о чем будет сказано ниже).
7. Решение третейского суда является окончательным (если это условие указано в третейском соглашении).
8. Размер уплачиваемого за проведение разбирательства сбора, как правило, существенно ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражным судом.
Стороны, передавшие дело на рассмотрение третейскому суду, несут следующие расходы:
• гонорар третейским судьям. В третейском суде для разрешения конкретного спора он определяется по соглашению сторон, а в постоянно действующем третейском суде — по правилам третейского суда, где указана шкала гонораров судей.
Если в правилах и в соглашении размер гонорара не установлен, то он определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на третейское разбирательство, и т. д.;
• расходы третейских судей в связи с участием в разбирательстве, в том числе расходы на проезд к месту рассмотрения спора;
• выплаты экспертам и переводчикам;
• расходы третейских судей в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
• расходы свидетелей;
• расходы на оплату услуг представителя стороны, выигравшей третейское разбирательство;
• расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
• иные расходы, определяемые третейским судом (ст. 15 Закона).
В статье 16 Закона установлено, как распределяются расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде. Суд возложит расходы на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, если иное не указано в соглашении между ними.
Принцип состязательности в третейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей (что немаловажно). В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение.