Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Что такое реадмиссия?

22.09.2020 by admin

Подписание соглашения о реадмиссии с Евросоюзом не увеличит потоки нелегальных мигрантов в Беларусь, а наоборот, откроет для республики окно возможностей по всем трансграничным программам сотрудничества с ЕС. К тому же Евросоюз выделит деньги на строительство Центров для мигрантов, заверил белорусских депутатов замминистра иностранных дел Евгений Шестаков.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Соглашение о реадмиссии налагает обязательства на государство принять обратно своих граждан, а также граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших или остающихся на территории стороны соглашения без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Иными словами, если польские правоохранительные органы выявляют на территории Польши белоруса с просроченной визой, то соглашение о реадмиссии позволит Польше высылать его в Беларусь быстрее и по более простым процедурам, чем в настоящее время.

Беларусь не наблюдает потока нелегальных мигрантов из Евросоюза, поэтому опасаться соглашения о реадмиссии не стоит. Это замминистра иностранных дел Евгений Шестаков объяснял депутатам на заседании Комиссии по международным делам.

— Из Евросоюза к нам незаконных миграционных потоков нет, только единичные случаи. Но в случае ратификации соглашения о реадмиссии мы получим деньги ЕС на строительство Центров содержания мигрантов. А это хорошие деньги, один центр — порядка 8 миллионов долларов. И второе — автоматически открывается окно возможностей по всем трансграничным программам сотрудничества, по которым элементарно в течение каждого года можно будет получать несколько миллионов долларов на улучшение инфраструктуры, содержание мигрантов. Для ЕС эти деньги абсолютно мизерные, а объем миграции — 200−300 человек в год — это вообще не проблема ни для какого государства, — считает Шестаков.

Замминистра отметил, что для Беларуси бо́льшая проблема — это незаконная миграция граждан России, которые через Беларусь пытаются попасть в Евросоюз.

— Помните, чеченская ситуация, когда целыми поселками перебирались в Брест и пытались на регулярной основе пересечь границу с Польшей? И в данном случае мы были абсолютно бессильны, поскольку они граждане России и могут находиться на территории Союзного государства, сколько им заблагорассудится, — отметил Шестаков.

В Беларуси будет построено два центра временного содержания иностранцев — на 40 человек в Полоцком пограничном отряде и на 72 человека под Минском в районе аэропорта. Строительство первого должно начаться в апреле 2020-го и завершиться до конца года. Точное место размещения второго пока не определено.

на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки. Указанные иностранные граждане могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 03.12.2008 № 237-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 10.01.2003 № 7-ФЗ)

Статья 2512. Особенности въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан, принимающих участие в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также иностранных граждан, являющихся участниками XXII Олимпийских зимних игр или XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(Статья введена — Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)

Статья 2513. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые передаются Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые принимаются Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляет выезд из Российской Федерации или въезд в Российскую Федерацию без визы на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого соответствующим пограничным органом федеральной службы безопасности. В случае, предусмотренном международным договором Российской Федерации о реадмиссии, выезд указанного иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации или их въезд в Российскую Федерацию осуществляется также на основании проездного документа для целей реадмиссии, предусмотренного указанным международным договором. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 131-ФЗ)

Форма проездного документа для целей реадмиссии (в том числе реадмиссии по ускоренной процедуре) и порядок его оформления и выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 178-ФЗ; от 01.07.2017 № 131-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 06.05.2008 № 60-ФЗ; в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 400-ФЗ)

Статья 2514. Особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом. (Статья введена — Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 100-ФЗ)

Статья 2515. Федеральным законом или международным договором Российской Федерации могут устанавливаться особенности въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, поступающих (поступивших) на обучение в образовательные организации Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими привлечение соответствующих категорий иностранных граждан или лиц без гражданства для обучения в Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

Статья 2516. Особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками и членами жюри XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского, определяются Федеральным законом «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского в 2015 году, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 132-ФЗ)

Статья 2516-1. Единая электронная виза дает право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации с гостевым или деловым визитом, в качестве туриста, а также для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях и осуществления соответствующих связей и контактов.

Единая электронная виза оформляется гражданам иностранных государств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Единая электронная виза оформляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации иностранному гражданину, подавшему заявление о ее оформлении на специализированном сайте федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с указанным органом, определяемых Правительством Российской Федерации.

Срок оформления единой электронной визы составляет не более четырех календарных дней со дня подачи иностранным гражданином заявления о ее оформлении.

Единая электронная виза является однократной. Срок действия единой электронной визы составляет шестьдесят суток со дня ее оформления с разрешенным сроком пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации не более шестнадцати суток со дня въезда на территорию Российской Федерации.

Единая электронная виза содержит идентификационный номер единой электронной визы, а также сведения, указанные в части третьей статьи 251 настоящего Федерального закона, за исключением сведений о цели поездки иностранного гражданина и о приглашающей организации (приглашающем физическом лице).

Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранного гражданина на основании единой электронной визы осуществляется через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации.

Порядок оформления единой электронной визы устанавливается Правительством Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 31.07.2020 № 305-ФЗ)

Статья 2517. Прибывающим в Российскую Федерацию через пункты пропуска свободного порта Владивосток, пункты пропуска Особой экономической зоны в Калининградской области и пункты пропуска Дальневосточного федерального округа гражданам иностранных государств, перечни которых определяются Правительством Российской Федерации, оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа (далее — электронные визы). (В редакции федеральных законов от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 01.03.2020 № 30-ФЗ)

Электронная виза содержит сведения, указанные в части третьей статьи 251 настоящего Федерального закона, за исключением сведений о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), а также идентификационный номер электронной визы.

Электронная виза выдается на основании решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче визы иностранному гражданину, принятого по заявлению иностранного гражданина, заполненному на специализированном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, не позднее чем за четыре календарных дня до предполагаемой даты въезда в Российскую Федерацию на срок до тридцати календарных дней с разрешенным сроком пребывания в Российской Федерации не более восьми суток.

Особенности оформления электронных виз и въезда в Российскую Федерацию на основании электронных виз устанавливаются Правительством Российской Федерации.

За выдачу в соответствии с настоящей статьей электронных виз консульский сбор не взимается.

Граждане иностранных государств, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляют выезд из Российской Федерации через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в который был осуществлен въезд. (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 393-ФЗ)

Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, — до устранения нарушения;

2) сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

3) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

5) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2006 № 266-ФЗ)

6) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

7) (Подпункт введен — Федеральный закон от 06.05.2008 № 60-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

8) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2012 № 321-ФЗ)

9) участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.05.2015 № 129-ФЗ)

10) участвует в деятельности организации, включенной в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества этого иностранного гражданина или лица без гражданства либо при наличии вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с денежными средствами или иным имуществом этого иностранного гражданина или лица без гражданства — до отмены соответствующего решения. (Подпункт введен — Федеральный закон от 11.10.2018 № 365-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 7-ФЗ)

Статья 27. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 438-ФЗ)

2) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

21) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

22) в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со статьей 325 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 178-ФЗ)

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, — до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию; (В редакции Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ)

8) (Подпункт введен — Федеральный закон от 06.05.2008 № 60-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

9) иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

10) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

11) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 224-ФЗ)

12) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 389-ФЗ)

13) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше ста восьмидесяти суток, но не более двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня выезда из Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 524-ФЗ)

14) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, — в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации. (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 524-ФЗ)

Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 21, 22, 3 и 7 части первой настоящей статьи, пограничные органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 121-ФЗ; от 10.01.2007 № 4-ФЗ; от 02.07.2013 № 178-ФЗ; от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 22.12.2014 № 446-ФЗ; от 01.07.2017 № 131-ФЗ)

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию по одному из оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, въезд на территорию Российской Федерации разрешается при наличии письменного подтверждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о применении в отношении указанных иностранного гражданина или лица без гражданства процедуры реадмиссии с указанием даты и предполагаемого п

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

Политика — экономика — право

УДК 341.1/8

Паукова Ю.В.

Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности реадмиссии по ускоренной процедуре

Паукова Юлия Викторовна, кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы

E-mail: ypaukova@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые вопросы осуществления пограничными органами реадмиссии по ускоренной процедуре, осуществляемой в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, задержанных на приграничной территории. На предмет возможности применения к лицам мер, влекущих их принудительное перемещение, проанализированы международные правовые акты и российское законодательство по вопросам осуществления реадмиссии по ускоренной процедуре.

Ключевые слова: реадмиссия по ускоренной процедуре, иностранный гражданин, лицо без гражданства, пограничный орган, приграничная территория.

Соглашения о реадмиссии способствуют оперативному возвращению иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане), незаконно находящихся на территории России, в государства гражданства, пребывания, проживания или государства, с территории которых такие лица незаконно прибыли.

Некоторыми международными договорами о реадмиссии, заключенными Российской Федерацией, закреплена возможность передачи иностранных граждан, задержанных в пределах приграничного района, иностранному государству по ускоренной процедуре. При этом, как правило, приграничный район означает территорию протяженностью до 30 километров в обе стороны от общей сухопутной границы между договаривающимися государствами, куда иногда также включают территории морских портов (включая таможенные зоны) и международных аэропортов ^м., напр., ).

Принимая во внимание положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пограничные органы осуществляют реадмиссию по ускоренной процедуре только в случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории (см. п. 1.1 ст. 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ).

Реадмиссия по ускоренной процедуре влечет, также как и другие аналогичные виды административного принуждения, принудительное перемещение через Государственную границу Российской Федерации (далее — Государственная граница). В этой связи рассмотрим регулирование международными правовыми актами вопроса применения к лицам мер, влекущих их принудительное перемещение.

Прежде всего, необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации исключена возможность удаления граждан Российской Федерации с территории государства (ч. 1 ст. 61 Конституции Российской Федерации). Лица, имеющие двойное гражданство в соответствии с международным договором Российской Федерации1, а также гражданство России и

1 См., например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) .

другого (или других) государства, рассматриваются Россией в качестве своих граждан и не могут быть высланы с территории РФ. В соответствии с российским законодательством возможно перемещение за пределы Российской Федерации ино-

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

странных граждан, что не противоречит международно-правовым принципам и нормам, являющимся, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международными правовыми актами закреплено право человека на выезд из любой страны и возвращение в свое собственное государство. Так, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну», а согласно п. 4 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою

собственную страну»2.

2 Также, согласно п. 2 ст. 3 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней

(Страсбург, 16 сентября 1963 г.), «никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является» .

Пункт 1 ст. 12 данного Международного пакта закрепляет право каждого на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Однако такими правами обладают только лица, законно находящиеся на территории государства.

Международные правовые акты закрепляют за государством возможность законодательно ограничить право лица на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других людей3. Исключение составляет невозможность

3 См., например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека, Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

удаления иностранного гражданина, признанного беженцем или вынужденным переселенцем либо ходатайствующего о признании таковым .

Нормы ст. 1 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какого-либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность представить аргументы против его высылки, требовать пересмотра своего дела, и для этих целей быть представленным перед компетентным органом или перед одним или несколькими лицами, назначенными таким органом4.

4 Под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» )

Кроме того, ст. В данной Конвенции закрепляется право каждого на уважение его личной и семейной жизни, согласно которой не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Пунктом 4 ст. 9 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 19В9 г. допускает возможность разлучения ребенка с родителями вследствие решения, принятого государством — участником Конвенции, например при высылке или депортации. Конвенцией предусмотрено предоставление государством родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе, необходимой информации в отношении местонахождения отсутствующего члена (членов) семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европейский суд по правам человека в п. 49 своего постановления от 6 декабря 2007 г. «Дело «Лю и Лю (Liu and Liu) против Российской Федерации»» отметил, что Конвенция «не гарантирует как такового права иностранца въезжать в страну или проживать в ней. Согласно установившемуся международно-правовому законодательству и своим договорным обязательствам государство имеет право контролировать въезд иностранных граждан на свою территорию… Если речь идет об иммиграции, нельзя считать, что ст. В Конвенции накладывает на государство общее обязательство уважать решение женатых пар на выбор места совместного проживания и санкционировать воссоединение членов семьи на своей территории» .

Из анализа приведенных положений следует, что нормы международного права и Конституции Российской Федерации признают допустимым и обоснованным право государства ограничивать некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных граждан, если это необходимо в интересах общественного порядка, здоровья населения или обусловлено соображениями национальной безопасности государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ по УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

законом или международным договором Российской Федерации. Отметим, что на Руси право иностранных граждан на передвижение было ограничено, и лишь Манифестом Петра I от 16 апреля 1702 г. «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» был разрешен свободный въезд иностранных граждан в Россию .

Верховный Суд Российской Федерации в одном из своих Обзоров отметил, что согласно международно-правовым предписаниям каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться ограничениям, установленным законом, необходимым для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимым с другими правами, признанными нормами международного права .

На основании изложенного, пограничными органами при принятии решений о передаче иностранных граждан по ускоренной процедуре в соответствии с международным договором о реадмиссии необходимо учитывать их семейное положение, при этом лицо не освобождается от обязанности по соблюдению российского законодательства.

Необходимо отметить, что за иностранным гражданином сохраняется право на обжалование вынесенного в отношении него решения о реадмиссии по ускоренной процедуре как в пограничный орган, в том числе вышестоящий, так и в суд (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ; Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ).

Проанализировав российское законодательство можно выделить следующие виды удаления иностранных граждан с территории Российской Федерации: административное выдворение за пределы Российской Федерации (далее — административное выдворение), депортацию, выдворение нарушителей Государственной границы, осуществляемое в соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей, пограничных уполномоченных или пограничных комиссаров (далее — пограничных представителей) сопредельных государств, и международных договоров Российской Федерации о приеме, передаче или возврату лиц — реадмиссии (см. подробнее ).

Пограничные органы согласно российскому законодательству осуществляют административное выдворение в случае нарушения законодательства о Государственной границе, выдворение нарушителей Государственной границы, передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии по ускоренной процедуре и передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей сопредельных государств.

Удаление иностранных граждан из Российской Федерации пограничными органами может осуществляться как при наличии межгосударственного взаимодействия, так и в отсутствие такого взаимодействия, например, в случае осуществления административного выдворения. Также удаление иностранных граждан может осуществляться в государство, являющееся страной их гражданской принадлежности, а также в государство, с территории которого они незаконно прибыли.

Реадмиссия по ускоренной процедуре характеризуется сокращенными сроками направления, рассмотрения и ответа на ходатайства о реадмиссии, передачи и приема лиц, в отношении которых получен положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, направленное в порядке ускоренной процедуры. При этом реадмиссия по ускоренной процедуре предусматривает сокращенный, по сравнению с обычной процедурой, срок направления, рассмотрения ходатайства о реадмиссии, передачи и приема лиц.

В отличие от обычной процедуры реадмиссии, осуществляемой Федеральной миграционной службой, реадмиссия по ускоренной процедуре осуществляется пограничными органами на местах. При этом с большинством государств, с которыми заключены соглашения о реадмиссии, предусматривающие ускоренную процедуру (см. ), ранее заключены соглашения, предусматривающие взаимодействие пограничных представителей (см., напр.: ).

Учитывая налаженное между соответствующими пограничными представителями взаимодействие, международные договоры о реадмиссии, содержащие положения о реадмиссии по ускоренной процедуре, осуществляются такими представителями, о чем имеется соответствующее указание в документе .

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» закреплено, что в случаях, предусмотренных соответствующим меж-

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ по УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

дународным договором о реадмиссии, иностранный гражданин въезжает в Россию на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре и проездного документа для целей реадмиссии. Учитывая положения соглашений о реадмиссии, такие проездные документы должны выдаваться (как правило, государственными органами того государства, которое принимает иностранца) гражданам третьих государств, не имеющим действительных для въезда в Россию документов, удостоверяющих личность.

Положения постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 715 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» предусматривают помещение иностранных граждан, принятых Россией от иностранного государства в специальные учреждения ФМС России, предназначенные для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии. В этой связи такие лица должны передаваться пограничными органами ФСБ России территориальным органам ФМС России для помещения в названные учреждения. При этом пограничный орган передает соответствующему территориальному органу ФМС России решение о реадмиссии по ускоренной процедуре, а также имеющиеся в его распоряжении документы, касающиеся передаваемого иностранного гражданина. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации о реадмиссии, пограничный орган передает также проездной документ для целей реадмиссии с отметкой о пересечении Государственной границы.

При этом размещение иностранцев в специальных учреждениях на срок до 48 часов осуществляется на основании решения руководителя либо заместителя ФМС России, руководителя либо заместителя территориального органа ФМС России (см. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ). На более длительный срок лица помещаются на основании решения суда . Документы, полученные от иностранного государства и оформленные пограничными органами, впоследствии лягут в основу решений о помещении лиц в специальные учреждения. В этой связи пограничным органам необходимо тщательно подходить к вопросу оформления документов, связанных с рассмотрением ходатайств о реадмиссии по ускоренной процедуре и приему иностранных граждан.

Несмотря на наличие положений о реадмиссии по ускоренной процедуре в действующих соглашениях, отсутствует информация о применении данной процедуры российскими пограничными органами.

Вместе с тем, Европейская Комиссия в своем Коммюнике Европейскому Парламенту и Совету ЕС отмечает, что применение странами — членами ЕС ускоренных процедур крайне невелико. Все страны — члены ЕС в общей сложности направили 31 ходатайство о реадмиссии по ускоренной процедуре в рамках всех соглашений о реадмиссии Евросоюза, не считая Сербии с 249 ходатайствами по ускоренной процедуре в 2008 г. (число которых в 2009 г. сократилось до 1) и Черногории с 88 ходатайствами (в 2009 г. их число сократилось до 3) .

Учитывая, что предполагается осуществление реадмиссии по ускоренной процедуре пограничными представителями, взаимодействующими друг с другом в течение длительного времени (в том числе в части приема-передачи лиц) осуществление реадмиссии по ускоренной реадмиссии не является чем-то принципиально новым. Кроме того, рядом соглашений о реадмиссии предусмотрена возможность возвращения лица на основании иных формальных или неформальных договоренностей. В этой связи возможна передача людей на основании иных действующих соглашениях, которая, однако, влечет конкуренцию норм.

Реадмиссии по ускоренной процедуре расширяет спектр сотрудничества между пограничными органами сопредельных государств. Вместе с тем, требуется наработка практики реализации, которая, в свою очередь, выявит проблемные вопросы.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // 2.

РГ. 1995. 5 апр.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 3.

ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Сборник 4.

международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 242—

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // 5.

Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6—28.

Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных 6.

свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных 7.

свобод от 22 ноября 1984 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3835.

Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka ot 10 dekabrya 194В g. RG. 1995. 5 apr.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue ‘Space, Time, and Boundaries’

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb ‘Raum und Zeit’ Spezialausgabe ‘Der Raum und die Zeit der Grenzen’

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

10. Договор между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIV. М., 1957. С. 82—111.

11. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии (Сочи, 25 мая 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. № 8. С. 42—61.

12. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Брюссель, 24 июня 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 8. С. 3—74.

13. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года (Москва, 9 июля 2009 г.) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 2. С. 46—50.

14. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Доступ из справочной правовой базы «Гарант», 2012.

15. Дело «Лю и Лю (Liu and Liu) против Российской Федерации»: постановление Европейского суда по правам человека от 6 декабря 2007 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2008. № 8. С. 104—120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 2009. 21 янв.

17. О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии : Федеральный закон от 03.03.2007 № 26-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2693.

18. О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны: Федеральный закон от

25.11.1996 № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.

19. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о реадмиссии (Москва, 8 июня 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2009. № 4. С. 60—77.

21. Исполнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о реадмиссии от 8 июня 2007 г. (Москва, 2 марта 2012 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии и Исполнительный протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии (Москва, 22 октября 2012 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

В. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. VVS SSSR. 1966. N 17. St. 291.

10. Dogovor mezhdu Pravitel’stvom SSSR i Korolevskim

soglashenii i konventsii, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XIV.-Moskva, 1957. Pp. В2—111.

13. Ispolnitel’nyi protokol mezhdu Pravitel’stvom Rossiiskoi

14. Ispolnitel’nyi protokol mezhdu Pravitel’stvom Rossiiskoi

Federatsii i Pravitel’stvom Respubliki Pol’sha o poryadke realizatsii Soglasheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i

Evropeiskim soobshchestvom o readmissii ot 25 maya 2006 g. Dostup iz spravochnoi pravovoi bazy «Garant». 2012.

16. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993. RG. 2009. 21 yanv.

25.11.1996 N 135-FZ. In: SZ RF. 199В. N 16. St. 1В02.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue ‘Space, Time, and Boundaries’

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb ‘Raum und Zeit’ Spezialausgabe ‘Der Raum und die Zeit der Grenzen’

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

25. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права

и свободы граждан: Закон Российской Федерации от

27.04.1993 № 4866-1 // РГ. 1993. 12 мая.

26. О Государственной границе Российской Федерации : Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // РГ. 1993. 4 мая.

27. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 // РГ. 1997. 3 июня.

30. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // РГ. 2002. 31 июля.

31. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 // БВС РФ. 2008. № 11.

32. Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 715 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4280.

26. O Gosudarstvennoi granitse Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot

01.04.1993 N 4730-1. RG. 1993. 4 maya.

27. O bezhentsakh: Federal’nyi zakon ot 19.02.1993 N 452В-1. RG. 1997. 3 iyunya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yulia V. Paukova, PhD (Law), Deputy Head of Citizenship Department of the Federal Migration Service (Russian Federation)

E-mail: ypaukova@mail.ru

Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мировых сообществах неминуемо во всех отношениях. Причиной тому могут быть социальные проблемы, вызванные боевыми действиями, стихийными катаклизмами или экономическими составляющими, когда жители страны находятся в поисках средств существования в другом государстве, др. Поездка в страну может быть легальной (так и нелегальной).

Нелегальное перемещение становится все более частым явлением в нашей жизни. Этот факт имеет негативные моменты. Уничтожение войн, средства спасения, средства для существования.

Негативные стороны — это все те нежелательные факторы, которые испытывают государство:
• использование работодателей нелегального, более дешевого и необлагаемого налога трудового ресурса;
• снижение уровня оплаты труда;
• увеличение безработицы среди местного, коренного населения, др.

В стране существуют целые программы и программы по выявлению и депортации нелегально пребывающего в стране населения. Не редкие случаи, когда люди получают статус беженца. Эта процедура строго обязательна. В связи с предоставлением ему статуса беженца, могут быть депортированы из страны в порядке реадмиссии.

Что такое реадмиссия

Международная юридическая практика, официальная реадмиссия, подразумевает согласие государства на прием граждан.

Реадмиссия от депортации:

Процесс реадмиссии и отличия от выдворения

1. Гражданские и гражданские права. То есть, гражданин Украины, может быть перед началом программы реадмиссии не в Украине, а в Беларуси. Выдворение происходит только по признаку гражданства. Диалог ведется с участием гражданина, который является резидентом.

2. Выступление иностранцев по реадмиссии может происходить только в тех государствах, в которых заключены предварительные договоренности об осуществлении данной программы. Выдворение же может быть осуществлено в любом государстве, затребовавшее выполнение данной процедуры.

Как работает реадмиссия

Механизм реадмиссии — довольно сложный юридический процесс, в котором участвуют все юристы, представляющие интересы государств-агентов, а также всех мигрантов. Схематически операция высших граждан в порядке реадмиссии можно представить в виде блок-схемы.

Все схемы, подлежащие высшей оценке, могут быть разделены на две категории: иностранцы и граждане страны. И так же для второй категории населения. Удовлетворение от выполнения требований требует передачи резидента, в том же случае — отказ.

Отмена или отсрочка реадмиссии

Процедура может показаться довольно несложной, но это не совсем так. И не случайно для разрешения споров привлекаются юристы и адвокаты. Решение вопроса применения реадмиссии к гражданину зависит не только от предпочтений миграционных служб государства. Существует множество причин, которые могут быть отсрочены или отменены. Среди таких:

  • высылка нетранспортабельных, тяжелобольных людей;
  • высылка иностранных граждан, которые находятся здесь по причине ухода за больными людьми;
  • реадмиссия останавливается в местах, пострадавших в результате наводнения или других стихийных бедствий;
  • высылка подследственных или уже осужденных граждан;
  • при получении статуса беженца или при предоставлении временного убежища, другие случаи.
    Практически все случаи, когда государство не дает своим гражданам свидетельства о возвращении или гражданских паспортах, тем самым увеличивают присутствие населения за границей. Такая политика, например, популярна при высылке граждан Китая.

Особенности реадмиссии в отношении несовершеннолетних

Процесс реадмиссии имеет некоторые свои ограничения. Особенно это касается депортации несовершеннолетних граждан. Не допускается помещение и содержание несовершеннолетних лиц в учреждениях без сопровождения. Это то же самое условие, что и для несовершеннолетних детей.
Лица, содержание которых в централизованном порядке запрещено. В процессе оформления реадмиссии четко оговаривается место передачи иностранца. Стоит отметить, что дети без сопровождения могут быть высланы только при условии гарантии надлежащего отношения с ним. Несовершеннолетние лица передаются лично в руки опекуна или родителя на месте прежнего пребывания или проживания.
Таким образом, можно отметить, что в конечном итоге защищаются как интересы государств-партнеров, так и самих граждан. Реадмиссия, как процедура возвращения граждан-иностранцев, — довольно эффективный метод борьбы с нелегалами, который продолжает развиваться. Благодаря договоренностям между государствами, процесс выдачи переселенцев проходит в более сжатые сроки с наименьшими финансовыми и моральными потерями.

Переговоры между Беларусью и Евросоюзом по упрощению визовых процедур находятся на заключительной стадии. Предполагается, что соглашение снизит для белорусов стоимость шенгенских виз с €60 до €35, а также расширит их возможности по получению многократных краткосрочных виз со сроком действия более года. Однако будет ли это соглашение в итоге подписано – большой вопрос, поскольку отдельные страны ЕС намеренно политизируют повестку облегчения визовых процедур. В частности, новое условие для Беларуси накануне выдвинула Польша. Причины и возможные последствия осложнения переговорного процесса специально для «Евразия.Эксперт» проанализировал научный сотрудник Билефельдского университета (Германия) Анатолий Бояшов.

Содержание

  • Традиция политизации
  • «Помощь» Польши
  • Вопросы реадмиссии
  • Не сошлись во мнениях
  • Почему ЕС тянет время

Традиция политизации

Переговоры по визам Европа использует в своих целях: ЕС увязывает подписание соглашения об упрощении визовых процедур с подписанием соглашения о реадмиссии. Так, в 2007 г. вступили в силу соглашения об упрощении визовых процедур и о реадмиссии между ЕС и Украиной, ЕС и Молдовой, в 2011 г. – между ЕС и Грузией, в 2014 г. – между ЕС и Арменией, между ЕС и Азербайджаном.

Как заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, «отдельные страны-члены Европейского союза постоянно предлагают какие-то вещи, направленные на определенное изменение и даже ужесточение первоначальных вариантов этих соглашений, что для нас не совсем приемлемо». Беларусь со своей стороны на протяжении последних лет последовательно упрощала порядок въезда на территорию Беларуси для граждан стран Евросоюза. Политизация со стороны ЕС идет по всему спектру повестки: до сих пор не подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и Евросоюзом.

Политизация переговоров со стороны ЕС по данному соглашению началась еще в начале 2000-х гг., когда Брюссель подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Минском, а затем в одностороннем порядке приостановил его ратификацию. Помимо этого, в 2004 г. Евросоюз ввел против Беларуси санкции, которые в 2011 г. расширил.

В настоящее время Минск и Брюссель ведут переговоры о приоритетах партнерства на 2017-2020 гг. Также обсуждается подписание соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Политизация идет со стороны Польши, Литвы, Латвии, Нидерландов, Эстонии и Европейской комиссии под надуманными предлогами прав человека и угроз в связи со строительством Белорусской АЭС. Так, Литва требует проведения стресс-тестов Белорусской АЭС по методикам ЕС. Германия и переговорщики Европейской комиссии настаивают на отмене смертной казни, вступлении РБ в Совет Европы и предоставлении возможности фондам Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра работать на территории Беларуси.

«Помощь» Польши

Белорусская сторона обратилась к Польше за содействием в вопросе подписания соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Польша декларировала мнимое содействие Беларуси в упрощении виз с ЕС. На заседании белорусско-польской межправительственной координационной комиссии по делам трансграничного сотрудничества 7 декабря 2018 г. в Минске Рената Щенх, министр внутренних дел и администрации Польши, заявила: «Мы декларируем поддержку просьбы белорусской стороны об упрощении въезда ее граждан на территорию Евросоюза».

Упрощение въезда граждан и подписание соглашения об упрощении визовых процедур – не одно и то же.

12 декабря 2018 г. Посол Польши в Беларуси Артур Михальский вообще увязал соглашение между ЕС и РБ с необходимостью увеличить количество консулов стран-членов ЕС в Беларуси. По его словам, «диалог об упрощении визового режима упирается в количество консулов при посольствах… Соглашение об упрощении визового режима приведет к росту желающих получить визы… нам потребуется больше консулов». Это заявление выглядит странным на фоне того, что визы в страны ЕС на территории Беларуси обрабатываются не консульствами, а частной компанией VFS Global. Этой компании рядовые граждане платят дополнительный сервисный сбор. Помимо этого, количество дипсотрудников устанавливается на паритетной основе. В целом, позиция Польши предсказуема – Варшава постоянно политизирует переговоры с Минском.

Вопросы реадмиссии

Помимо упрощения визовых процедур, в центре переговоров РБ и ЕС находится реадмиссия: передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными. Для полноценного бесперебойного обеспечения процесса реадмиссии с ЕС Беларуси нужно подготовиться, так как в силу географического положения через Беларусь идет плотный поток миграции из России, Украины и стран Центральной Азии в страны Евросоюза.

Реадмиссия нужна ЕС для противодействия незаконной миграции и регулирования незаконного пребывания граждан третьих государств и лиц без гражданства на территории стран-членов ЕС. С реадмиссией «головная боль» по сопровождению мигранта делится между запрашивающим и запрашиваемым государством.

Практически это выглядит так: МВД государства-члена ЕС признает въезд, пребывание или проживание лица незаконным, а после этого письменно подает запрос в МВД Беларуси на реадмиссию лица. Причем запрос должен быть обоснованным: например, то, что человек прибыл на территорию ЕС с территории РБ. Расходы по транзиту до белорусской границы несут органы государства – члена ЕС или само лицо, или его родственники, дальше – покрываются госбюджетом Беларуси.

Основные группы, подлежащие регулированию – граждане третьих стран, въезжающие в Евросоюз через Беларусь. Это в основном граждане Российской Федерации, Украины, стран Центральной Азии. Соответственно, Республике Беларусь будет необходимо обеспечить содержание указанных лиц до их депортации. Осуществлено это будет в центрах по временному сожержанию лиц.

Не сошлись во мнениях

По мнению переговорщиков ЕС, два соглашения – о визовых процедурах и о реадмиссии – должны вступать в силу одновременно. Так было и в случае с подписанием соглашений между Россией и ЕС в 2006 г. Помимо этого, подписание Москвой соглашения о реадмиссии стало условием заключения договора об упрощенном транзите через Литву в Калининградскую область. Однако по основным положениям соглашение о реадмиссии между Москвой и Брюсселем вступало в силу лишь спустя три года после его подписания.

По мнению белорусских дипломатов, в случае увязывания двух соглашений, Беларуси необходим разумный срок для обустройства центров по приему лиц, подлежащих реадмиссии и депортации, подготовке законодательной базы, автоматизированных информационных систем и специалистов по работе с указанной группой лиц.

Такой срок был предоставлен России (3 года) и Украине (2 года) – странам, через которые поток мигрантов высокий. Через Беларусь в ЕС также идет высокий поток мигрантов. Несмотря на это, в диалоге с Минском переговорщики Брюсселя настаивают на том, что соглашение должно вступать в силу «сразу», спустя месяц после его подписания. Свои предложения Евросоюз поддерживает озабоченностью ситуацией в области прав человека в Беларуси.

Почему ЕС тянет время

После вступления в силу белорусско-российского соглашения о взаимном признании виз третьих стран будет решена проблема транзита через территорию Беларуси в Россию граждан третьих стран. С учетом того, что для заседания Совета министров Союзного государства в декабре 2018 г. уже подготовлено соглашение о взаимном признании виз, главной задачей для белорусских ведомств остается временное содержание лиц в процессе их реадмиссии и депортации. Для выполнения соглашения о реадмиссии с ЕС Беларуси нужны дополнительные центры и службы. Создание центров по временному содержанию иностранных граждан курируется в Беларуси МВД, партнерами выступают Госпогранкомитет, Министерство иностранных дел и представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси. Финансирование идет по программе международной технической помощи ЕС через Международную организацию по миграции в Беларуси.

В настоящее время построены два центра на польском направлении, один на литовском, идут работы по созданию еще нескольких центров на базе имеющейся инфраструктуры органов внутренних дел.

Шестое заседание Координационной группы Беларусь – ЕС проходит 13-14 декабря в Брюсселе. Некоторое время назад глава представительства ЕС в Беларуси прогнозировала окончание переговоров на этом заседании с подписанием соглашений. Вероятнее всего, переговоры будут продолжены. Переговорщики Евросоюза намеренно политизируют тему упрощения визовых процедур и регулирования миграции с целью затянуть дело. Ведь угрозы и вызовы, связанные с незаконной миграцией, уже сведены на нет Госпогранкомитетом и МВД Беларуси, а упрощение виз стало бы победой МИДа и администрации президента.

Анатолий Бояшов, научный сотрудник Билефельдского университета (Германия)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes