Чей центробанк РФ?
Что способствует укреплению рубля
На 2020 год экономисты, опрошенные РБК, прогнозируют курс рубля в диапазоне, аналогичном прошлогоднему, от 62 до 70 руб., в зависимости от рисков. В среднем на год закладывается курс на уровне 65 руб. за доллар, то есть чуть слабее, чем в уходящем году.
В начале года доллар будет торговаться по 62–64 руб. благодаря улучшению геополитического фона по России, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Приток средств иностранных инвесторов в условиях благоприятной внешней конъюнктуры и ограниченного оттока капитала из России могут снизить курс доллара в первом квартале 2020 года до 61 руб., ждет глава «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов.
Что может привести к ослаблению
Перспективы первого полугодия 2020-го для рубля выглядят лучше, чем перспективы второго, замечает Орлова. Во второй половине 2020 года рынок будет очень чувствителен к предвыборной повестке в США, говорит она: от того, будет ли переизбран президент США Дональд Трамп на второй срок, зависят перспективы отношений страны с Россией, а значит, и риски новых санкций, и перспективы российских рынков. Поэтому во втором полугодии 2020 года доллар будет торговаться по 65–70 руб., а в случае неблагоприятного сценария подорожает до 70 руб., прогнозирует она. Если президентские выборы в США в конце 2020 года усилят волатильность на валютных рынках и спровоцируют глобальный risk-off, курс доллара вырастет до 65–66 руб., прогнозирует главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин.
«Ренессанс Капитал» в базовом сценарии не ждет чувствительных санкций, например, в отношении первичного и вторичного рынка ОФЗ, отмечает Донец: «А к небольшим движениям по санкциям российские рынки привыкли настолько, что фактически не реагируют на них сколько-либо значимыми и устойчивыми изменениями, как показал эпизод введения новых санкций в августе этого года». В случае возобновления торгового противостояния США и Китая или введения новых санкций в отношении России доллар подорожает до 68–73 руб., считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович, в ином случае останется стабильным и будет торговаться в диапазоне 64–66 руб. за доллар.
Помимо санкций и геополитики риски для рубля несет снижение интереса иностранных инвесторов к развивающимся рынкам. Замедление мировой экономики в 2020 году, скорее всего, остановится, и мировые центробанки могут перестать смягчать денежно-кредитную политику, полагает Заигрин. Во втором полугодии иностранные инвесторы будут фиксировать прибыль: доходности ОФЗ снизятся, дальнейшего значимого смягчения политики от ЦБ рынок ждать уже не будет, говорит Коныгин: в среднем доллар в 2020 году подорожает до 65 руб. Интенсивность притока на рынок ОФЗ в связи с завершением цикла снижения процентных ставок может несколько снизиться, согласна Донец. Кроме того, ЦБ в 2020 году продолжит проводить в дополнение к регулярным покупкам иностранной валюты в рамках бюджетного правила еще и отложенные покупки за предыдущие годы на $10 млн, это также будет ослаблять рубль, отмечает она.
«Мы видим курс рубля к доллару США в 2020 году на уровне 66,5 руб. в среднем по году, 67 руб. на конец года», — прогнозирует Донец. Потапов предлагает ориентироваться на уровни около 65 руб. к концу 2020 года. При цене на нефть около $60 за баррель курс продолжит колебаться районе 64–66 руб. за доллар, считает Заигрин. Аналитики АТОНа ждут курса доллара в диапазоне 63–68 руб. при цене нефти $55–65 за баррель.
В каком случае рубль может быть крепче
Однако не все экономисты согласны с тем, что эти риски существенны. В 2019 году на развивающихся рынках сильно снизились ставки, это должно ускорить их экономический рост и привлечь потоки капитала — такой внешний фон позитивен для рубля, говорит главный экономист Нордеа Банка Татьяна Евдокимова. Эксперт не ждет и сильной эскалации торговой войны между США и Китаем: «В США предвыборный год, и важно поддержать хорошую динамику фондового рынка». К середине 2020 года доллар ослабнет до 65 руб., к концу — укрепится до 64 руб., прогнозирует она.
В случае отсутствия внешних шоков перспективы у рубля благоприятные, рассуждает главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой: ставки в мире низкие или вовсе отрицательные, риски во многих странах заметно выше, поэтому соотношение риск/доходность в рубле будет оставаться привлекательным для инвесторов. Равновесный курс рубля в 2020 году он оценивает в 62,5–65 за доллар при цене нефти около $55–60 за баррель, но допускает, что рубль может быть и сильнее, особенно в начале года из-за благоприятной сезонности платежного баланса.
История концепта
Термин «вертолетные деньги» восходит к лауреату Нобелевской премии по экономике, основоположнику теории монетаризма Милтону Фридману. В 1969 году в работе «Оптимальное количество денег» он привел гипотетический пример стимулирования спроса путем разбрасывания денежных купюр с вертолета. Идея заключается в том, что прямые трансферы домохозяйствам являются самым простым способом увеличить инфляцию до целевых показателей и стимулировать экономическую активность: заметив увеличение количества денег в обращении, люди начнут тратить свободнее.
В 2000-х годах интерес к концепции «вертолетных денег» возродил бывший глава ФРС США Бен Бернанке: рассуждая о гипотетических способах борьбы с дефляцией, он предположил экстремальную тактику — широкое сокращение налогов, финансируемое созданием новых денег со стороны центробанка.
Субсидия для всех
Под отрицательным налогообложением подразумевается политика регулятора, при которой каждый взрослый гражданин получит одноразовую налоговую субсидию фиксированного размера, профинансированную центральным банком, пояснил РБК Бонзон. Все граждане независимо от уровня доходов или состояния получат равные суммы.
Речь не идет о безусловном базовом доходе — другой теоретической концепции, когда всем гражданам регулярно выплачиваются фиксированные суммы вне зависимости от уровня дохода, подчеркивает Бонзон. Отрицательное налогообложение будет разовым инструментом. Эта мера может быть адаптирована к потребностям делового цикла и использована для стимулирования роста экономики. Центральный банк будет определять размер выплат в зависимости от инфляции, размера ВВП, доли накопленных частным сектором сбережений и других факторов.
«Отрицательный налог использует как бюджетно-налоговый, так и денежно-кредитный механизмы регулирования. А безусловный базовый доход является бюджетно-налоговой, не привязанной к деловому циклу мерой и не может быть с легкостью адаптирован под потребности экономики», — пояснил Бонзон.
По его словам, для более состоятельных домохозяйств такая единоразовая выплата будет означать снижение налогов и будет менее стимулирующим фактором, чем для семей со средними доходами. Менее состоятельные домохозяйства используют большую часть располагаемого дохода и таким образом получат дополнительную наличность, которую смогут потратить, не прибегая к кредитам.
Бонзон предполагает, что с учетом развития блокчейн-технологий и возможности введения электронных валют центробанки смогут напрямую перечислять средства гражданам на их счета. В таком случае регулятор технологически сможет устанавливать временные ограничения на действие таких одноразовых выплат: деньги должны быть потрачены в течение определенного времени, в противном случае эта сумма сгорает.
В 2016 году о приближении эры «вертолетных денег» говорил американский миллиардер, основатель и управляющий хедж-фонда Bridgewater Рэй Далио. По его мнению, такие меры монетарной политики, как снижение ключевой ставки, количественные смягчения и негативные процентные ставки исчерпали себя и для стимулирования экономики центробанкам придется напрямую финансировать госрасходы с помощью электронных денег и направлять деньги непосредственно домохозяйствам.
Меры исчерпаны
Для стимулирования экономики центробанки развитых стран снижают ключевые ставки практически до нуля или даже уходят в отрицательные значения. Например, с 2016 года отрицательная ставка действует у Банка Японии — минус 0,1%, у Европейского ЦБ с этого же года тоже нулевая ставка, а с конца 2008 года по конец 2015 года нулевые ставки держала и ФРС США (0–0,25%).
Следующим шагом становятся программы количественного смягчения, которые сравнивают с печатанием денег. Их принцип заключается в том, что новые деньги, создаваемые центробанками, направляются в финансовую систему — либо через покупку у банков активов, либо через операции кредитования. Предполагается, что банки должны конвертировать эти деньги в кредиты реальному сектору и населению.
Однако, поскольку деньги направляются в банковский сектор, а не напрямую нуждающимся, стимулирования экономики часто не происходит. Банки далеко не всегда делают кредиты доступнее людям и бизнесу, так как им выгоднее держать средства на депозитах, например, в том же центробанке.
Меры стимулирования монетарной политики в большинстве развитых стран фактически исчерпаны, подтверждает главный аналитик «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Однако это не новая реальность, а ситуация, которая преобладает с начала мирового финансового кризиса 2008 года. Как показывает многолетний опыт Японии, эта реальность может быть устойчивой.
Теоретически все возможно
Такие меры, которые условно можно обозначить как «списание долгов», не решают проблему разворота кредитного цикла, утверждает Донец. «Если экономика накопила значительную сумму долга, но не разгрузилась, то запустить кредиты не представляется возможным даже с помощью экстравагантных мер. Если списать долги хорошим заемщикам, это никак не изменит ситуацию. Хорошие заемщики и так могли бы выплатить свои долги, и они не будут после этого набирать последующие кредиты», — сказала она РБК.
Прецедентов прямой раздачи денег домохозяйствам не было, разве что во времена Парижской коммуны, утверждает директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. В целом «раздача денег с вертолета» — нездоровый процесс. По его мнению, пределов для количественных смягчений нет: «Если государство скупает какие-то ценные бумаги, то оно увеличивает массу денег в обращении, что и требуется». Однако важно учитывать, куда идут потом эти деньги. «Итогом количественных смягчений, которые велись с 2008 года, стало то, что деньги пошли на фондовый рынок. Фондовый рынок за эти годы вырос, но это не отражает реально происходящее в экономике», — отметил Солодков.
Для роста экономики нужно, чтобы деньги направлялись в реальный сектор, с этой точки зрения прямая раздача теоретически может иметь под собой основу, полагает эксперт. Однако в этом случае важно обозначить, на что могут быть потрачены средства. «Если нашим домохозяйствам раздавать, они потратят на доллары», — предупреждает Солодков.
Разговоры о новых нестандартных мерах монетарной политики связаны с тем, что методы, использовавшиеся в последнее десятилетие, себя исчерпали, а их эффективность остается под вопросом: QE привело скорее к инфляции в финансовых активах, поскольку ликвидность шла на фондовый рынок, а опыт с отрицательными ставками не может быть признан удачным. Поэтому, например, ЦБ Швеции только что прекратил эту политику, подняв ставку до нуля, поделилась с РБК главный экономист банка Nordea в России Татьяна Евдокимова. Возможно, сейчас прямые денежные трансферты домохозяйствам со стороны центробанков и кажутся фантастикой, но на самом деле такая форма стимулирования вполне может стать реальностью: схожим образом, как нечто сугубо теоретическое, воспринимались накануне финансового кризиса 2008 года идеи количественного смягчения и отрицательных ставок, напоминает она.
Биполярный мир и место России в нем
Julius Baer также прогнозирует, что в 2020–2029 годах основными игроками на мировой экономической сцене станут Китай и США, которые, в частности, активно инвестируют в технологии и биотехнологии. Стратегическая конфронтация между Пекином и Вашингтоном приведет к формированию нового биполярного мироустройства, говорится в обзоре.
Биполярная система (Советский союз — США) существовала после Второй мировой войны до начала 1990-х и закончилась с распадом СССР. Во время президентства Барака Обамы в США американская администрация продвигала идею G2 («большой двойки») — неформального дуумвирата США и Китая в целях совместного глобального управления. Но власти Китая заявили, что пока не готовы к таким неформальным объединениям.
«Россия с учетом демографической ситуации, зависимости от нефти и газа, а также отсутствия структурных реформ вряд ли станет лидером экономического цикла», — предупредил Бонзон РБК. Тем не менее в новом биполярном мире с центрами в Китае и США Россия выиграет от роста экономики Китая и ее отвязки от американоцентричной системы, полагает он.
Сейчас Россия фундаментально принадлежит к американской технологической платформе, отмечалось в докладе РСПП и Российско-американского совета делового сотрудничества в марте 2019 года. «Россия в силу естественных цивилизационных факторов принадлежит к американской технологической платформе, и некоторые эксперты считают, что ее полный переход на альтернативную платформу, китайскую, является дорогостоящим и, вероятно, нежелательным», — сделали вывод авторы.
Зачем нужна сделка
Продажа Сбербанка, который в отличие от большинства госбанков исторически принадлежит ЦБ, а не правительству, обсуждается много лет. У ЦБ существует конфликт интересов: он совмещает роли акционера, регулятора и надзорного органа, отмечается в сообщении Минфина, а продажа акций Сбербанка «позволит снять вопросы». На то, что контроль ЦБ над крупнейшим банком страны выглядит странно, указывали России страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития до 2014 года, рассказывал в октябре замминистра финансов Алексей Моисеев.
Активизации дискуссии о смене главного акционера Сбербанка в последние месяцы предшествовал спор о дивидендах крупнейшего банка. С 2017 года они не зачисляются в доходы ЦБ, а передаются регулятором напрямую в бюджет. По законодательству ЦБ передает в бюджет 75% своей прибыли, но с 2017 года этого не делает, поскольку показывает убытки из-за санации банков. Убыток ЦБ в 2017 году составил рекордные 435,3 млрд руб., в 2018-м — 434,7 млрд руб. Если бы в этот период дивиденды Сбербанка шли в доходы ЦБ, бюджет недополучил бы суммы, на которые рассчитывал. В мае 2019 года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила вернуться к прежней системе зачисления дивидендов в доходы регулятора (это помогло бы покрыть часть убытков из-за санирования банков).
Конфликт интересов существовал всегда, вопрос о выходе регулятора из структуры акционеров Сбербанка давно назрел и не раз обсуждался, но ЦБ было не до того — сначала из-за финансового кризиса, потом из-за фокуса на санации частных банков, говорит старший кредитный специалист Moody’s Ольга Ульянова. В самой продаже нет ничего необычного, наоборот, нетипичным является то, что банковский регулятор владел контрольным пакетом в крупнейшем банке, считает она: обычно владельцем госбанков выступает государство.
В декабре об обсуждении смены контролирующего акционера банка сообщил Reuters со ссылкой на источники, затем это подтвердил министр финансов Антон Силуанов. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью «Интерфаксу» заявляла, что речь может идти только о продаже пакета правительству, а не о его передаче (балансовая стоимость банка составляет лишь 72,9 млрд руб.).
Согласно достигнутым договоренностям 700 млрд руб. (то есть порядка 25%) от продажи акций Сбербанка ЦБ включит в свои доходы за 2020 год, сообщил представитель регулятора. Оставшиеся средства, по его словам, ЦБ передаст в казну — частично в форме денежных средств, частично в форме требований к Сбербанку по субординированному займу и к ВЭБу — по депозиту.
Правительство может рассмотреть законопроект о выходе ЦБ из капитала Сбербанка уже в четверг, 13 февраля, сообщили агентства со ссылкой на Минфин. По данным Reuters, первый этап сделки по покупке Сбербанка начнется в апреле.
Что получат миноритарии
При продаже первой части пакета Центробанк (а не покупатель) сделает миноритарным акционерам Сбербанка оферту на выкуп акций: предложит им продать имеющиеся у них на руках акции по цене сделки между ЦБ и правительством. Согласно действующему закону об акционерных обществах, предложить миноритариям продать свои акции должен покупатель пакета, а не продавец, замечает директор по телекоммуникациям и финансовому сектору представительства Prosperity Capital Management Александр Васюк. Представитель ЦБ назвал условия сделки «уникальными» и подчеркнул, что в законопроекте будут отдельно прописаны особенности взаимодействия с миноритариями Сбербанка. Но акции миноритариев не должны остаться у государства — согласно документу до конца 2022 года регулятор должен будет выкупленные акции продать.
Сейчас в свободном обращении находятся 48% акций Сбербанка (в том числе 45% — у нерезидентов). Вероятно, первым лотом ЦБ передаст правительству пакет ровно на 30% акций (по закону покупатель более 30% должен сделать публичную оферту прочим акционерам), полагает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Затем, по его мнению, ЦБ с Минфином в рамках разработанного законопроекта пропишут в законодательство об акционерных обществах исключение, освобождающее правительство от обязанности делать оферту миноритариям, после чего проведут сделки по продаже остальной части пакета. Минфин и ЦБ скорее будут склонны выбирать «цену пониже, чем повыше», считает экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец.
«Вряд ли хотя бы один акционер Сбербанка из-за смены собственника решит продать свои акции», — сомневается бывший зампред ЦБ, завкафедрой финансовых рынков РАНХиГС Константин Корищенко. Он уверен, что Минфин и ЦБ учли нюансы законодательства и озвучили планы об оферте миноритариям, «чтобы не попадать в неудобные ситуации».
С момента объявления о продаже Сбербанка (15:40 мск) акции росли в цене с 255,17 руб. за штуку до 259,77 руб. (плюс 3% к открытию), но спустя два часа опустились ниже 255 руб. Сейчас средневзвешенная цена акции банка за шесть месяцев (по этому принципу будет определяться цена сделки между ЦБ и правительством) составляет 238,4 за штуку, то есть на 8% ниже текущей биржевой цены, оценивает старший аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Если цена оферты будет ниже рынка, то объем выкупленных Центробанком бумаг будет незначительным — соответственно, и будущая реализация этого пакета не окажет существенного влияния на котировки, полагает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин.
Сколько денег в ФНБ на выкуп Сбербанка
В долларовом выражении ликвидная часть ФНБ в 2020 году составляет около $143 млрд (не ясно, когда точно эти деньги будут перечислены в ФНБ, но правительство исходит из того, что они фактически уже являются частью ФНБ).
По текущему курсу доллара к рублю ликвидная часть ФНБ равна примерно 9,16 трлн руб., или 8,1% прогнозируемого ВВП за 2020 год. Соответственно, превышение над 7% ВВП, которое может быть направлено на инвестиции в 2020 году, оценивается в 1,2–1,3 трлн руб. (точное значение меняется из-за изменений курсов валют). Силуанов говорил, что на внутренние инфраструктурные проекты из ФНБ в первый год может быть направлено 0,4 трлн руб. Получается, что для расчетов с ЦБ по выкупу контрольного пакета в Сбербанке в 2020 году у Минфина останется максимум 800–900 млрд руб. В 2020 году Минфину удастся оплатить до 30% всей суммы сделки, следует из расчетов РБК.
Согласно федеральному бюджету на 2020–2022 годы, сумма доступных для инвестирования средств ФНБ (превышение ликвидной части над 7% ВВП) будет ежегодно возрастать — до 3,7 трлн руб. в 2021 году и до 5,8 трлн руб. в 2022 году, потому что правительство продолжает получать сверхдоходы от нефти. Этот прогноз был сделан исходя из консервативного прогноза по ценам на нефть ($55–57 за баррель), и, хотя прямо сейчас нефтяные котировки из-за коронавируса опустились ниже заложенной в бюджет прогнозной цены, ожидается, что в среднем за год цены на нефть будут не ниже прогнозируемых правительством. Власти планировали использовать часть свободных средств ФНБ для предоставления экспортных кредитов, но даже с учетом этого у Минфина будет скорее больше, чем меньше, средств для оплаты доли в Сбербанке в последующие годы по сравнению с 2020-м. Исходя из этого, расчеты могут быть завершены в течение двух-трех лет (к 2022 году).
Ожидаемая дивидендная доходность акций Сбербанка по итогам 2019 года значительно превысит доходность облигаций федерального займа (ОФЗ), поэтому инвестиции в них соответствует целям управления ФНБ — обеспечит сохранность вложений и стабильность дохода от их размещения, настаивает министерство. При этом планов правительства по инвестированию ФНБ в инфраструктурные проекты покупка не отменяет, заявил Силуанов.
Превратится ли покупка Сбербанка в финансирование социнициатив
Сделка по выкупу Сбербанка в конечном счете может оказаться скрытым источником финансирования социальных инициатив президента Владимира Путина, сообщили «Ведомости». Дело в том, что доход ЦБ от продажи акций Сбербанка может частично вернуться в бюджет, поскольку ЦБ по закону перечисляет правительству 75% своей чистой прибыли, говорит Донец. Поступления от ЦБ засчитываются в ненефтегазовые доходы бюджета, а значит, на эту сумму потенциально можно увеличить общие бюджетные расходы. Таким образом, купив долю в Сбербанке на сбережения ФНБ, правительство фактически сможет трансформировать их в дополнительные расходы для финансирования мер соцподдержки. Объявленные Путиным меры финансовой поддержки российским семьям потребуют дополнительно 3,8 трлн руб. из федерального бюджета до 2024 года.
Но главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова скептически настроена по отношению к этой версии. «Продажа Сбербанка как основание для того, чтобы потратить деньги ФНБ, — это слишком странно и сложно. И с точки зрения предсказуемости бюджетных трат это выглядит неубедительно», — считает она.
Что будет со Сбербанком и Грефом
Действующая стратегия Сбербанка заканчивается в 2020 году, и банку предстоит согласовать новый трехлетний документ с новым акционером. Основные задачи нынешней стратегии направлены на создание и развитие экосистемы Сбербанка, а также на превращение банка в ИТ-компанию, которая способна конкурировать с такими технологическими гигантами, как Google, Amazon и Facebook. Но такой подход вызывал критику ЦБ: по мнению регулятора, банки не должны создавать экосистемы, так как это может негативно влиять на конкуренцию из-за создания барьеров для других поставщиков финансовых услуг. Несмотря на это, при контроле ЦБ Сбербанк реализовывал достаточно независимую стратегию развития, что положительно оценивалось инвесторами, считает руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова.
В 2019 году представители ЦБ занимали 29% мест в наблюдательном совете Сбербанка (четыре места), 14% — чиновники правительства (два места) и 43% — независимые директора (шесть мест). Кандидаты в наблюдательный совет Сбербанка должны быть выдвинуты до 18 марта, уточнили в пресс-службе ЦБ «Интерфаксу». Сбербанк обсуждает это с правительством и администрацией президента.
Герман Греф предупреждал, что может покинуть пост главы банка, если стратегию из-за смены основного акционера придется менять. Дальнейшая стратегия будет зависеть от видения новых кураторов Сбербанка в правительстве, говорит Трофимова, подчеркивая, что независимость Сбербанка в этом вопросе очень важна для инвесторов и участников рынка.
Если передача пакета связана с тем, что у правительства есть собственное видение стратегии развития Сбербанка, в том числе в рамках реализации национальных проектов, то вполне возможна смена руководства банка, рассуждает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Сейчас неясно, найдет ли понимание со стороны правительства идеология создания экосистемы, действующей и в нефинансовой сфере, поскольку это требует существенных инвестиций, добавляет эксперт.
По мнению Ольги Ульяновой, замена контролирующего акционера в предлагаемой конструкции вряд ли приведет к смене стратегии: «Сбербанк — крупнейший банк, и ему в любом случае приходится договариваться с государственными структурами на самых разных уровнях». Риски смены руководства Сбербанка минимальны, полагает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Банк на протяжении многих лет демонстрирует высокие показатели, обеспечивает растущий положительный финансовый результат, и в таких условиях кардинальные изменения в модели управления маловероятны, считает он.
Перед объявлением ЦБ и Минфина о продаже Сбербанка Греф проводил пресс-конференцию по итогам наблюдательного совета. Он ушел с нее за несколько минут до того, как Минфин и ЦБ выпустили свои сообщения. Общение с журналистами продлилось всего около семи минут, хотя обычно после набсовета оно длится более получаса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно—кредитную политику;
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
- утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
- принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
- организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
- для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
- осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
- организует оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.