Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Банкротство рустур

24.05.2020 by admin

17.07.2018От cherehapaВ рубрике #страховка

Не секрет, что за последнее время в стране закрылось большое количество туристических компаний. Для туристов закрытие компаний, в которых у них был заказан тур, стало очень неприятным сюрпризом. Более того, некоторые туристы не могли вернуться домой с отдыха или продолжить отпуск по причине того, что туроператор не расплатился с отелями в полной мере. Куда обращаться, если туроператор обанкротился?

В законе чётко прописано, что возмещением ущерба, который был причинен клиентам, должна заниматься страховая компания. Каждый туроператор обязан страховать свою деятельность, и именно страховщик должен решить все финансовые проблемы, которые связаны с его банкротством. Вот почему клиентам нужно обратиться именно в эту страховую компанию, если они не успели отдохнуть по имеющимся путевкам. Документы, которые необходимо предъявить страховщикам, должны быть указаны на их сайте. Если сайта нет, то о документах можно узнать в офисе турфирмы.

К сожалению, денег на всех может и не хватить. Дело в том, что турфирма может застраховать свою деятельность и ответственность перед клиентами на меньшую сумму, чем она задолжает своим клиентам. Если, скажем, туроператор застраховался на 100 миллионов рублей, то именно эту сумму выплатят в качестве компенсации пострадавшим клиентам.

Но и страховые компании так же могут не выдержать нагрузки, если их клиентами являлись только что обанкротившиеся крупные турфирмы. Проблемы со страховыми выплатами чаще всего возникают у мелких компаний, что касается крупных игроков на рынке страхования, то они без проблем выплатят всю сумму, на которую был застрахован туроператор. Что же касается порядка выплат компенсаций страховой компанией, то здесь необходимо соблюсти определенные процедуры, указанные в договоре страхования. Страховщик должен собрать информацию о пострадавших клиентах, чтобы начать выплачивать компенсацию, поэтому, если вы пострадали от банкротства туристического агентства, то в страховую нужно обратиться как можно скорее, чтобы иметь возможность получить положенные выплаты.

Если будут какие-либо проблемы с возвращением денег за купленный ранее тур, то следует обратиться в судебную инстанцию.

По данным на вечер 14 апреля, уведомления о намерении воспользоваться деньгами фондов персональной ответственности в «Турпомощь» подали 25 туроператоров. Крупных компаний среди них нет, в основном московские нишевые и региональные. В Едином федеральном реестре туроператоров вчера вечером значилась 531 компания, работающая в сфере выездного туризма, то есть вскрыть ФПО решили менее 5%.

Сегодня последний день подачи уведомлений. Впрочем, срок может быть продлен: письмо с такой просьбой направил в Минэкономразвития глава «Турпомощи» Александр Осауленко. Но это вряд ли кардинально изменит ситуацию.

Напомним, что в соответствии с отраслевым законом воспользоваться средствами, накопленными в ФПО, туроператор может только в том случае, если останавливает свою деятельность, поскольку не может выполнить обязательства, то есть фактически уходит с рынка.

Обращаясь в правительство с предложением предоставить туроператорам возможность экстренно распечатать ФПО, отраслевые объединения исходили из того, что, во-первых, сейчас ситуация на рынке несравнимо более сложная, чем банкротство даже десятка туроператоров одновременно. А во-вторых, в персональных фондах лежат «личные» деньги туристических компаний, и в нынешних беспрецедентных условиях было бы совершенно логично, если они смогут ими воспользоваться для выплат туристам, хотя бы частично.

И правительство услышало турбизнес. В закон были внесены соответствующие поправки, причем законопроект Госдума приняла сразу в трех чтения.

Почему же рынок не обрадовался столь щедрому жесту? Потому что, когда был обнародован механизм использования средств ФПО, стало очевидно: те, кто его разрабатывал, сделали всё, чтобы туроператоры к этим деньгам не притронулись.

Во-первых, членам «Турпомощи» было дано лишь несколько «карантинно-нерабочих» дней на принятие решения – распечатывают они свой фонд или нет. Правила были опубликованы 8 апреля, а подать соответствующее уведомление необходимо до 15 апреля.

Но даже не это главное. Прежде, чем распечатать фонд, туроператор обязан сделать очередной квартальный взнос – 0,25% от общей цены турпродукта за предыдущий год.

То есть компании, испытывающей беспрецедентные финансовые трудности, возникшие совсем не по ее вине, разрешают воспользоваться ее же деньгами, но за это надо сначала заплатить и немалые деньги.

Еще одно условие распечатки ФПО: финансовые гарантии должны быть даже у того туроператора, который ранее уже был от них освобожден, поскольку свой фонд полностью сформировал.

С формальной точки зрения это логично: количество денег в фонде уменьшится, значит он уже не наполнен и, в соответствии с отраслевым законом, необходимы фингарантии. Но найти сейчас страховщика, который подпишет договор с туроператором, практически не реально, тем более в столь ограниченные сроки: подавляющее большинство страховых компаний под любыми предлогами уклоняются от заключения договора о страховании ответственности турфирмы. А если кто-то страховщика все-таки найдет, то должен будет и ему заплатить, и сделать взнос в ФПО, поскольку он намерен взять оттуда деньги.

Далее. С даты подачи уведомления дается шесть месяцев на составление реестра требований, то есть списка туристов, которым планируется вернуть деньги за отмененные туры. Подать документы до истечения этого срока, чтобы побыстрее вернуть туристам деньги, невозможно.

Когда пройдут эти шесть месяцев, турист может ожидать поступления денег на свой счет в банке еще 60 рабочих дней.

Давайте посчитаем. Шесть месяцев ждем реестр требований. Потом еще 60 рабочих дней турист ждет денег. В каждом месяце по 20 (плюс-минус) рабочих дней, то есть 60 рабочих дней – это фактически три месяца. Итого девять месяцев. То есть получить свои деньги турист сможет, в лучшем случае, в декабре, а то и уже в январе следующего года. При этом ему поступит не вся сумма, которую он заплатил, а за минусом фактически понесенных затрат, это обозначено в правилах. А свою поездку клиент перенес, например, на осень этого года, причем без потери денег. Получается, что тур может состояться раньше, чем частичный возврат средств. Ну и кому это надо?

И еще по поводу отсрочки уплаты взноса в ФПО, которую получают туроператоры, решившие не распечатывать свой фонд. В распоряжении правительства об этом говорится так: «Туроператор, не представивший указанное уведомление, перечисляет ежегодный взнос за 2020 год в фонд персональной ответственности туроператора не позднее 15 апреля 2021 г.».

И если кто-то решил, что его на целый год «отпустили», и очередной квартальный взнос в ФПО он может сделать только 15 апреля 2021 года, то это совсем не так. Обратите внимание: в постановлении упоминается не квартальный, а ежегодный взнос. То есть «отсрочка» означает лишь, что в течение 2020 года вы можете пополнять фонд в произвольном порядке, но к 15 апреля 2021-го ежегодный взнос в размере 1% от общей цены турпродукта за 2020 год должен уже лежать в ФПО.

Ирина Тюрина, RATA-news

Зима подходит к концу, всё просыпается после долгой спячки, а в организме традиционно наступает нехватка витамина П – путешествий. Значит, нужно скорее планировать новые поездки! Опытные туристы знают, что организовывать отпуск надо заранее: по раннему бронированию можно поймать отличные цены. Однако здесь есть и риски, самый страшный из которых – банкротство авиакомпании или туроператора, что в последнее время происходит с неприятной регулярностью. Как заранее обезопасить себя от такой ситуации, и что делать, если она всё же произошла? Сегодня разбираемся в этом сложном вопросе!

Банкротство туроператора или авиакомпании: где и как постелить соломку

Узнать о предстоящем крахе организатора вашего отпуска ещё до покупки почти невозможно: не помогут даже гадалки и кофейная гуща. Однако сделать всё возможное, чтобы обезопасить себя от банкротства авиакомпании или туроператора, в ваших силах! Вот несколько простых правил, которым стоит следовать всегда, даже если на туристическом горизонте всё тихо и спокойно.

Для полётов выбирайте серьёзных перевозчиков, в чьих активах есть доля государства. Такие авиакомпании обычно крепче стоят на ногах, а в случае финансовых проблем им скорее окажут поддержку, чем маленьким частным перевозчикам.

При выборе туроператора проверьте, что он включён в Единый федеральный реестр на сайте Ростуризма. Кроме того, у компании должно быть финансовое обеспечение, чаще всего это договор страхования гражданской ответственности туроператора, но может быть и банковская гарантия. При заключении договора на покупку путёвки посмотрите, что в нём прописаны: размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование и адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение. Обратите внимание на страховую компанию и размер финансового обеспечения: первая должна быть известной и надёжной, а второе должно иметь на конце достаточное количество нулей, так как именно из этой суммы пойдут выплаты всем пострадавшим сторонам (не только клиентам, но и отелям, авиакомпаниям и т.п.)

Не попадайтесь на удочку слишком вкусных цен: хороших распродаж не должно быть много, иначе это становится опасным! Многие перевозчики и туроператоры на гране банкротства пытаются «надышаться перед смертью», то есть побыстрее заработать хоть копейку, чтобы остаться на плаву. Для этого «тонущая» компания устраивает невероятные распродажи чуть ли не по всем направлениям и не единожды, а несколько раз в течение короткого периода. Так что если вы уже давно наблюдаете за очень сладкими предложениями какого-то туроператора или перевозчика, не стоит доверять ему свой отдых. Однако не нужно путать распродажи с горящими турами: последние всегда появляются незадолго до вылета (за 2-10 дней) и не несут в себе никакой опасности.

Следите за новостями туристической отрасли в целом и за ситуацией с выбранным вами туроператором или перевозчиком в частности. У какой компании появились финансовые трудности, кто часто задерживает и отменяет рейсы, а кто постоянно заменяет туристам уже подтверждённые отели. Чтобы быть в курсе событий, подпишитесь на рассылку порталов о туризме и вступите в профильные группы в социальных сетях. В таких сообществах самостоятельные путешественники обсуждают проблемы авиакомпаний, а организованные туристы публикуют жалобы на туроператоров. Обычно именно в подобных беседах появляются первые слухи о возможном банкротстве компаний.

Опытные туристические агентства тоже держат руку на пульсе и постоянно отслеживают ситуацию на рынке. В случае появления тревожных «звоночков» от какого-либо оператора или авиакомпании, агенты раньше остальных перестают бронировать их туры, а при необходимости могут посоветовать отменить уже оплаченную путёвку (часто даже без штрафов или с минимальными потерями в пару десятков евро). Поэтому имеет смысл покупать тур не самостоятельно в интернете, а через агента, но только в том случае, если вы полностью ему доверяете.

Оплачивать билеты и туры лучше всего не наличными, а с помощью банковской карты систем Visa или MasterCard. Тогда в случае банкротства туроператора или авиакомпании у вас будет на одну возможность больше вернуть свои деньги с помощью операции возвратного платежа (он же чарджбэк). Это процедура опротестования транзакции по карте в случае, если продавец отказывается предоставить оплаченную ранее услугу или вернуть за неё деньги.

Помимо оформления обязательного медицинского полиса для путешественников можно отдельно застраховаться от банкротства туроператора. Однако не путайте это с обычной страховкой от невыезда, которая не покрывает подобные риски! Такая опция может быть включена только в расширенную страховку от отмены поездки и обойдётся примерно в 8-12% от стоимости тура.

Если вы купили билет по тарифу с возможностью аннуляции, а через некоторое время стали появляться тревожные новости об авиакомпании, лучше отменить такой перелёт и отдать предпочтение более надёжному перевозчику. Пускай придётся заплатить штраф, но лучше аннулировать билет пока авиакомпания ещё способна вернуть вам за него деньги. Путёвки тоже обычно отменяются со штрафными санкциями, размер которых зависит от срока аннуляции: чем ближе к дате вылета, тем серьёзнее потери туриста.

При покупке готового тура подтверждение выдаёт туроператор, а не конечные поставщики услуг (перевозчик, объект размещения и т.п.). Убедиться в том, что все бронирования действительно существуют и оплачены, можно по звонку в авиакомпанию и письму в отель. Правда, если от перевозчика ещё можно добиться ответа по телефону (большинство чартеров выполняют российские авиакомпании), то отели часто игнорируют подобные запросы по емейлу, а звонить за границу дорого. Кроме того, многие туроператоры подают именные списки туристов только за несколько дней до отправления. Учитывайте эти моменты при попытке подтвердить оплаченные услуги напрямую у поставщиков.

Не забывайте два золотых правила любого путешествия:

  • Всегда иметь при себе неприкосновенную сумму денег, которой бы хватило на обратный билет, купленный накануне вылета. Это спасёт вас не только в случае банкротства авиакомпании или туроператора, но и при опоздании на рейс.
  • Перед поездкой найти адрес и телефон консульства России в том месте, куда вы направляетесь – это пригодится и в случае потери документов, ограбления и других серьёзных проблем. Захватите с собой также контакты Ростуризма и ассоциации «Турпомощь»: последняя занимается как раз возвратом на родину туристов, застрявших на чужбине по вине туроператора.

Что делать, если туроператор или авиакомпания обанкротились

Прежде всего свяжитесь с представительством перевозчика или туроператора и узнайте, каким образом будет решаться вопрос исполнения обязательств перед клиентами. Авиакомпании часто обозначают дату, до которой их рейсы выполнят другие перевозчики, а за перелёты после этой даты пассажирам делают полный возврат средств. Если аннулированным оказывается только обратный рейс, можно вернуть деньги полностью за весь билет туда-обратно. Тем, кого неприятные известия застали уже в поездке, обычно волноваться не о чем: из короткого отпуска можно успеть вернуться до полной отмены полётов или же запросить альтернативные варианты возврата у авиакомпании. Часто некоторые маршруты обанкротившегося перевозчика перекупают конкуренты: тогда для пассажиров практически ничего не меняется кроме раскраски самолёта.

Ситуация с пакетными турами обстоит хуже. В случае банкротства туроператор обычно сворачивает свою деятельность за пару дней, а возврат средств за неиспользованные путёвки или возмещение ущерба туристам, находившимся в тот момент на отдыхе, длится месяцами, при этом возвращается далеко не вся сумма. Так что стоит сразу трезво оценить ситуацию, запастись терпением и постараться максимально соблюсти все формальности для скорейшего разрешения проблемы.

Если вы ещё не улетели на отдых, за возвратом средств по отменённому туру обращайтесь к гаранту обанкротившегося оператора, обычно это страховая компания. К заявлению необходимо приложить:

  • копию договора на приобретение тура с копией паспорта заказчика (плюс взять оригиналы обоих документов),
  • доказательства того, что тур не состоится (можно даже сделать скриншот новости о банкротстве туроператора с его официального сайта)

Подробнее о списке необходимых документов стоит уточнять в страховой компании.

Для тех, кто оплатил несостоявшийся тур или перелёт банковской картой, есть ещё один способ вернуть свои деньги. Для этого отправляйтесь в банк, выпустивший карту, с заявлением на чарджбэк (о чём мы рассказывали в начале статьи). Вам понадобятся договор о покупке тура или авиабилет с подтверждением его оплаты и доказательство того, что тур/перелёт не состоится. Это может быть как скриншот с заявлением о банкротстве туроператора/перевозчика с его сайта, так и распечатка переписки с оператором/авиакомпанией, или даже аудиозапись телефонного разговора, где речь идёт о том, что поездка не состоится и денег за неё вам не вернут. Будьте готовы к тому, что не все сотрудники банков сразу примут подобное заявление: нужно быть настойчивым и при необходимости вызвать руководителя отделения. Если отказ поступит и от начальства, тогда попросите предоставить его в письменном виде и обращайтесь в главный офис банка. В случае очередной неудачи можно также подать жалобу в Центробанк (через сайт или по телефону горячей линии) или написать подробный негативный отзыв на портале Banki.ru, где со многими претензиями разбираются непосредственно представители банков.

Важно! Перед началом процедуры чарджбэка вспомните, где именно вы покупали тур: если в деле задействовано турагентство, то в случае успеха вы взыщете деньги с него, тогда как сам турагент заработал на вашем туре лишь небольшую комиссию, а оставшуюся крупную сумму перевёл оператору и теперь вынужден будет вернуть её из собственного кармана.

Если банкротство туроператора застало вас уже в отпуске, первым делом свяжитесь с авиакомпанией, которой вам предстоит возвращаться домой: возможно, ваши билеты давно оплачены, и вылет состоится по плану. В противном случае обратитесь в ассоциацию «Турпомощь», чтобы выяснить, каким образом будет осуществляться ваше возвращение после отдыха (обычно организуют специальные эвакуационные рейсы). Будьте готовы к тому, что придётся самостоятельно купить новый билет в Россию, однако не спешите сообщать об этом в «Турпомощь», так как подобные форс-мажоры должны оплачиваться из средств резервного фонда ассоциации, который составляется как раз из отчислений от продажи туров.

Проблемы возможны также и с отелем: если туроператор не оплатил ваше проживание, может последовать выселение или требование повторной оплаты номера. В большинстве случаев туристам приходится решать этот вопрос собственными средствами, иногда удаётся сэкономить, переехав в менее дорогой отель. В любом случае советуем также связаться с ассоциацией «Турпомощь» и узнать, могут ли они помочь с оплатой проживания.

Важно! Для возможности последующего возмещения непредвиденных расходов сохраняйте все выставленные вам счета и чеки об оплате отеля, билетов, трансфера или такси. В аэропорту проставьте на билеты штамп об отмене рейса, а в отеле и у авиакомпании запросите документ об отсутствии оплаты туроператором проживания и/или перелёта, соответственно (или хотя бы емейл-подтверждение этого факта). Копии этих документов затем необходимо приложить к заявлению на возмещение, которое подаётся в страховую компанию, выступающую гарантом обанкротившегося туроператора. Более наглядно эта схема присутствует на сайте ассоциации «Турпомощь».

Если обращения в страховую компанию не увенчались успехом или размер выплаты не покрыл всю стоимость тура / понесённых расходов, остаётся лишь идти в суд. Перечень необходимых документов будет примерно такой же, как и для страхового возмещения, но более подробно об этом необходимо проконсультироваться у юриста. Исковое обращение может быть подано как к туроператору, который не выполнил свои обязанности или сделал это не в полном объёме, так и к страховой компании, которая не возместила туристу все его убытки. Однако даже если иск будет удовлетворён, то взыскать что-либо с обанкротившегося оператора будет сложно, поэтому основным ответчиком стоит указать именно страховую компанию.

А ещё мы можем рассказать, как избежать неприятностей в поездках и какие страховки стоит оформлять путешественникам!

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes