Автобусные перевозки пассажиров
В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.
Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:
— Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
— Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
— Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.
Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:
— наличие лицензии для этого вида деятельности;
— соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;
— требования к автобусам для перевозки пассажиров;
— соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;
— установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;
— основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;
— предоставление услуг гражданам льготных категорий.
Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.
Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.
Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:
— количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
— места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (эксплуатация междугородних автобусов без ремней безопасности категорически запрещена);
— наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
— багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
— на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
— запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
— запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
— посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
— начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.
В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:
— номера мест;
— указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
— свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.
Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас.
Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.
Помните, что пассажиру автобуса запрещено:
— провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;
— провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;
— провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);
— провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
— провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;
— провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);
-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;
— препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;
-курить;
— открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,
— распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
— ставить детей и помещать на сиденья вещи;
— приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);
— отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.
Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.
Отсутствие информации о водителе автобуса, правилах перевозки, стоимости проезда и телефона контактного органа, обеспечивающего контроль над перевозками, является основанием для обращения с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. Такая информация должна в обязательном порядке размещаться в транспортном средстве, занимающегося пассажирскими перевозками. В течение года в региональный Роспотребнадзор от жителей областного центра поступает порядка 10-ти жалоб. Об этом РИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе Управления Роспотребнадзора Иркутской области.
— Информация о перевозчике должна быть указана в автобусе – это положение утверждено постановлением правительства РФ №112 от 14.02.09. Внутри салона автобуса должно быть указано: фамилия, имя и отчество водителя, контактный телефон органа, который обеспечивает контроль над перевозкой, стоимость проезда и правила перевозки багажа. В транспортном средстве должно быть место расположения огнетушителя, кнопка остановки по требованию, аварийные выходы и правила пользования транспортным средством, — сказали в пресс-службе Управления Роспотребнадзора региона.
В Роспотребнадзоре региона отмечают, что в течение года в ведомство поступает около 10-ти жалоб на работу общественного транспорта. Жители областного центра жалуются на отсутствие информации в транспорте о перевозчике, месте его расположении, контактном телефоне, адресе. Жалобы поступают о санитарном состоянии транспортного средства, температуре в салоне.
— В каждом общественном транспортном средстве: автобусе или маршрутном такси, должны быть билеты. Пассажир может и не брать билет, но если попросит, то водитель в обязательном порядке должен ему его выдать. Если в автобусе или маршрутке нет билетов, можно обратиться в налоговую службу. В Роспотребнадзор пассажирам можно жаловаться на курение водителей в салонах автобусов или маршрутных такси, так как на территории области и всей России действует закон о запрете курения в общественных местах. Обращение можно направить к нам или обратиться в полицию, — рассказали в пресс-службе Управления Роспотребнадзора Приангарья.
Обращение в Роспотребнадзор можно написать на сайт надзорного ведомства. Необходимо указать свои ФИО и контактные данные. Если контроль по жалобе осуществляет не Роспотребнадзор, то она будет переправлена в уполномоченную структуру.
Напомним, работа общественного транспорта не устраивает жителей микрорайона Ерши в Иркутске. Численность населения района превышает 1 тысячу человек, однако обслуживает его всего два муниципальных автобуса, среди которых один – полуэкспресс, стоимость проезда в нем составляет 25 рублей. Автобусы ходят каждый час, с перерывом на три часа.
Тем временем на курение водителей и низкие температуры в общественном транспорте жалуются жители Иркутска. Помимо этого недовольство горожан вызывают мусор в салонах автобусов и маршруток, а также культура вождения. Отметим, что с еще одной проблемой можно столкнуться на конечных остановочных пунктах. Туалеты для водителей общественного транспорта там не оборудованы, поэтому им приходится справлять нужду за торговыми павильонами.
Как сообщало ранее РИА IrkutskMedia, горячая линия по проблемам общественного транспорта в Иркутске стартовала в РИА IrkutskMedia. Все вопросы по работе частных и муниципальных автобусов принимаются по телефону в Иркутске 28-40-10 с 9.00 до 18.00 в рабочие дни и по электронной почте info@irkutskmedia.ru во внерабочее время и выходные дни. Также в проблемах общественного транспорта в Иркутске РИА IrkutskMedia разбирается в рамках сюжета «Трансхаос».
На сайте Ространснадзора опубликовано разъяснение к Положению о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённому постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195.
Напомним, закон о лицензировании заказных автобусных перевозок вступил в силу 01 мартя 2019 года. Однако, с Положением о лицензировании были проблемы.
Теперь Постановлением от 27 февраля 2019 года №195 порядок прохождения лицензирования утвержден. Однако, новое Положение будет действовать только до 01 января 2021 года!
Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более восьми обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки и оформлять лицензии на перевозки. Без лицензии перевозчикам грозит штраф в размере 50 тысяч рублей – для физлиц, 100 тысяч рублей – для индивидуальных предпринимателей и 400 тысяч рублей – для юрлиц.
Ространснадзор в своем разъяснении сообщает следующее:
«В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:
— перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
— перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:
— пожарной охраны;
— скорой медицинской помощи;
— полиции;
— аварийно-спасательных служб;
— военной автомобильной инспекции;
— федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
— федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
— Вооруженных сил Российской Федерации;
— войск национальной гвардии Российской Федерации;
— следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
— в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
К соискателю лицензии с 1 марта 2019 г. предъявляются следующие требования:
— наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
— наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
⁃ наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.
Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.
Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В то же время следует обратить внимание, что лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;
2) изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность».
Напомним, вопросы безопасности перевозок туристов, в том числе организованных групп детей, дополнительных требований к безопасности и «возрастному цензу» транспортных средств, контроля за водительским составом, тахографический контроль, порядок выпуска транспортных средств на линию, сопровождение и уведомление органов ГИБДД — станут предметом обсуждения в рамках Форума «Безопасность туризма — 2019», который состоится 16 мая 2019 года в Москве.
На территории РФ действует ряд нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности автомобильных перевозок. Для транспортного обслуживания туристов наиболее важным является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем определены основные задачи юридических и физических лиц, ответственных за реализацию автобусных перевозок, касающиеся надежности водителей транспортных средств, а также технического состояния подвижного состава.
Основными требованиями, предъявляемыми к водителям, являются:
– наличие соответствующей квалификации и стажа
– организация стажировки и занятий по повышению их профессионального мастерства
– проведение в установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
– соблюдение ими режима труда и отдыха
– обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте
– организация контроля за соблюдением ими требований безопасности автобусных перевозок
При специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения – автобусы оборудуются боковыми и лобовыми трафаретами с надписью «Школьный» и опознавательными знаками «Дети», движение осуществляется со скоростью не более 60км/ч с включением ближнего света фар и проблескиваемыми маяками оранжевого цвета. Сами транспортные средства должны содержаться в технически исправном состоянии.
Независимо от категории все автобусы должны соответствовать условиям безопасности, определяемым, прежде всего требованиями к техническому состоянию транспортного средства.
Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение обязательного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо также соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8-10 лет.
Важным фактором, определяющим безопасность автобусных перевозок, является техническое состояние автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ и т.д. Регулярное автобусное движение разрешается осуществлять на автодорогах I – IV категорий. Местоположение автобусных остановок должно сочетать хорошую видимость с безопасностью движения транспортных средств и пешеходов в их зоне.
Переезды на всех железных дорогах должны быть оборудованы и, содержаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
Перевозки автобусов на паромах производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы. Автобусы должны пропускаться на паром в первую очередь. Во время въезда автобуса на паром, движение парома и съезда с него нахождение пассажиров в автобусе не допускается. Перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается!
Для оценки технического состояния и уровня содержания, автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования, соответствия требованиям безопасности движения специальная комиссия производит обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже 2 раз в год. В случае выявления несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения о проведении неотложных мероприятий, направленных на устранение этих несоответствий.
Для обеспечения безопасности автобусных перевозок следует четко соблюдать технологические условия перевозочного процесса. На каждый маршрут должны быть составлены паспорт и схема с указанием опасных участков, график движения на основе определения нормативных значений скоростей и с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей. Помимо этого, при выборе типа и марки автобуса надо учитывать дорожные и погодно-климатические условия на маршруте. Запрещается отклонение от заранее согласованного маршрута движения автобуса, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов.
В случаях, когда на отдельных участках дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности пассажирских перевозок, автобусное движение на них должно быть прекращено.
Конструкция туристского автобуса должна обеспечить требуемую безопасность, как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях.
Общие требования к безопасности туристского автобуса включают в себя минимально достаточные условия для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Наиболее характерными ДТП являются:
– столкновение
– опрокидывание
– наезды на препятствие, пешехода, мотоциклиста или на стоящее транспортное средство
– падение пассажира и др.
Расследование ДТП в зависимости от степени тяжести производится:
– специально созданной правительственной комиссией (при особо тяжелых ДТП)
– комиссией из должностных лиц автопредприятия, ГИБДД и органов дознания или следствия
– руководителем автопредприятия (служебное расследование)
В зависимости от тяжести ДТП разработана процедура и сроки его расследования и учета.
Выпуск автобуса на линию производится при условии:
– прохождения его технического осмотра в ГИБДД
– специальной подготовки автобуса к транспортному путешествию
– прохождения специального инструктажа водителя
– его медицинского освидетельствования
– наличия требуемой путевой документации
Особые требования следует выполнить при путешествиях зимой, при неблагоприятных погодных условиях, при перевозке детей, путешествии по горным дорогам, в условиях холодных и жарких климатических поясов.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, представлен в Правилах дорожного движения и Правилах технической эксплуатации.
В автобусе должны быть верхние и боковые аварийные люки размером 600×800мм с указаниями порядка их использования.
Особые требования предъявляются к тормозной системе.
Автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами:
– служебным
– аварийным
– стояночным, а также антиблокировочным устройством
Все ручки в салоне должны быть утопленного типа, а поручни и другое оборудование салона не должны иметь выступающих травмоопасных частей. Первый ряд кресел оборудуется ремнями безопасности.
Все стекла должны быть травмобезопасными. Должна быть предусмотрена система аварийного освещения и отопления. Автобус должен иметь радиотелефонную или иную надежную связь.
На дальних внутренних и всех международных маршрутах автобус должен быть оборудован тахографом.
Другие требования к транспортным путешествиям изложены в Правилах перевозки пассажиров, а также должностных инструкциях водителя.
Информация предоставлена ОГИБДД Отделения МВД России по Селивановскому району