Агитационный период
С какого момента начинается избирательная кампания?
Избирательная кампания начинается с момента официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов или референдума.
Какие сроки агитационного периода?
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Какие предъявляются требования к организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий для участия в предвыборной агитации?
При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.
Новая редакция Ст. 5.10 КоАП РФ
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Содержание
Комментарий к Статье 5.10 КоАП РФ
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования — со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.
Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Другой комментарий к Ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком осуществления агитации при проведении выборов, референдума, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, других нормативных правовых актов.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.
Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования акта соответствующего органа или должностного лица о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается.
Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования.
В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии по осуществлению агитации в период проведения выборов, референдума, когда такая агитация запрещена, и в местах, где проводить агитацию запрещено. Например, недопустимо проведение агитации в день голосования, развешивание агитационных материалов (при этом ранее вывешенные агитационные материалы могут оставаться на месте — это не является нарушением), размещение публикаций в печатных изданиях, проведение других агитационных мероприятий.
3. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (юридические лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ).
К началу сентября в ЦИКе скопилось больше 800 агитационных материалов, подсчитали в Центризбиркоме. Но это лишь образцы, предоставленные для проверки: агитки, которые размещаются повсюду на партизанский манер, на самом деле не сосчитать. На «серых» расклейщиков жалуются жители домов, владельцы рекламных конструкций и сами политики. «Лента.ру» узнала, почему заказчики нелегальной полиграфии ничего не боятся и можно ли призвать их к порядку.
Агиток, предоставленных для проверки в ЦИК, оказалось вдвое больше, чем на предыдущей думской кампании в 2011 году. Объем материалов вырос вместе с числом партий-участниц предвыборной гонки, которое тоже удвоилось.
Рекордсмен — «Справедливая Россия», распространившая 38,8 миллиона материалов. Почти не отстает ЛДПР с 34 миллионами. У «Яблока» — 17 миллионов штук, у КПРФ — «всего» пять миллионов экземпляров.
У одномандатников показатели на порядок скромнее, но они тоже полагаются прежде всего на печатные агитки — в Москве ведь кандидаты по округам остались без теледебатов. Претендентов было слишком много, чтобы каждый успел высказаться в отведенное для агитации время, и дебаты вообще отменили. Такая же ситуация сложилась и в Татарстане.
Что распространять
Листовки и газеты — привычный для избирателей и эффективный канал, объясняет кандидат по 206 округу Москвы от «Справедливой России» Илья Свиридов. «На выборы у нас ходят в основном среднее и старшее поколение, они привыкли получать информацию через печатные издания, все-таки интернет и прочие современные способы, в том числе агитационные кубы, — это немножко не для них», — говорит политик.
Печатные материалы («в том числе иллюстрированные») — едва ли не единственное, что Избирательный кодекс разрешает бесплатно распространять в рамках агитации. По словам экспертов, полиграфическая продукция — элемент не просто разрешенный, но необходимый.
«Кандидат должен «коснуться” избирателя не менее 12 раз — при личной встрече, через листовки, газеты и так далее, — рассказывает политтехнолог Андрей Миронов, напоминая ключевые правила ведения кампаний. — Выпуск агитационно-печатных материалов (АПМ), включая листовки, — обязательное условие, которое необходимо для выполнения требования о 12 контактах».
Рекламщики признают, что часть решений, применяемых кандидатами, устарели со времен начала нулевых. Многие кандидаты «оторваны от реалий». «Чувствуется, экономят, и в результате получается антипиар», — говорит ведущий дизайнер Агентства социального проектирования Николай Яровой. Он занимается выборами последние 16 лет и, несмотря на общую критическую оценку, соглашается, что в этой кампании есть и удачные решения.
«Очень много разных стилей, каждый кандидат придумывает свой нестандартный формат, какие-нибудь восьмифальцевые буклеты, или делают агитационные треугольные кубы, шары ставят, призмы», — отмечает эксперт.
Кому доверить
По словам эсера Ильи Свиридова, распространение выстраивают так, чтобы «в каждом доме, каждой квартире знали наши агитматериалы». Газеты идут в раздачу, а листовки больше расклеиваются.
Но как и где размещать листовки? Этот вопрос кандидаты решают по-разному, и здесь в избытке подводных камней. Даже поиск профессиональных расклейщиков может стать проблемой, признают специалисты. «Обычно мы задействуем тех, кто привык работать посменно: сутки через трое или по 12 часов, они самые надежные, — рассказывает Александр, координатор распространителей агитматериалов. — С молодежью тяжело: им, с одной стороны, много денег не надо, но это и минус. Они в любой момент могут решить, что уже заработали, сколько нужно, и пропасть неожиданно. Вообще, занятие не такое легкое, как кажется».
По словам Александра, его бригады расклеивают материалы на специальных стендах, «которые висят около подъездов в соответствии со схемой размещения». «Принадлежат они или ГБУ «Жилищник», или компании «Чистый город”, — уточняет координатор. — С ними у нас официальные договора, так что работаем законно, в отличие от конкурентов».
Куда приклеить
По действующему законодательству всю наружную политическую рекламу разрешено размещать на специально отведенных для этого конструкциях. На другие объекты тоже можно наклеить агитку, но только с согласия собственника. Борьба за поверхности для расклейки разворачивается и в жилом, и в коммерческом секторах.
«Основная трудность в том, что когда идет наша бригада расклейщиков, практически сразу же за ними следуют и зачищают конкуренты, срывают листовки, — рассказывает Илья Свиридов. — Поэтому приходится расклеивать часов в 10 утра, так они дольше «живут», но это не очень эффективно, ведь люди уже на работе. Приходится потом еще вечером клеить».
Работают круглосуточно, подтверждает бригадир расклейщиков. «Мы листовки вешаем под стекло, но стенды открываются простым шестигранным ключом, и конкуренты этим пользуются. Могут и просто сломать. Очень часто ложное чувство сделанной работы возникает, а потом приходится идти и переделывать все, это тяжело людям объяснить», — сетует координатор Александр. Часто, собираясь на отдых после расклейки, бригада получает сигнал, что «конкуренты все зачистили».
Кого обидеть
Собственники поверхностей тем временем жалуются на прямые убытки. Несколько лет назад аукционы столичного правительства на размещение уличных рекламных конструкций и театрально-афишных стендов выиграло ООО «Художественно-производственное объединение».
Сегодня у компании примерно пять тысяч таких конструкций, «практически в каждом районе и на каждой улице», говорит ее руководитель Евгений Гаврилов. «Уже третья неделя пошла, как стенды в районе метро Тушино для работы потеряны: сплошь заклеены незаконной рекламой одного из кандидатов в депутаты, Дмитрия Гудкова. Со своих плакатов политик агитирует «За честный бизнес”. Но никаких договорных отношений у нас с ним нет», — возмущается Гаврилов. Он заверяет, что на любом из стендов размещена контактная информация, операторы готовы ответить в любой момент. «Но никаких попыток связаться с нами никто не делал», — отмечает глава компании.
В первый же раз были одновременно полностью заклеены около ста стендов, вспоминает Гаврилов, причем «агитматериалы в точности повторяли размеры рекламных щитов компании, то есть были сделаны специально под них».
Почему не страшно
Сами же политики, которых обвиняют в «серых» методах распространения, не видят в том ничего предосудительного. «Мы клеим агитацию на свободные, предназначенные для этого пространства, в том числе и на пустые афишные стенды», — объяснял в Twitter Максим Кац, возглавляющий предвыборный штаб Гудкова. В ответ ему подсказывали, что «пустой» — не значит свободный.
Но последствия его не особенно беспокоили. «Если эти стенды действительно законно кому-то принадлежат, могут оштрафовать на 500 рублей за размещение без согласия», — указал Кац в социальной сети.
Попытались жаловаться самому кандидату. «Дмитрий, мой голос за вас. Просто прошу, чтобы ваши ребята не клеили агитки в неположенных местах», — написал пользователь Юрий Юрьев, пояснив, что речь шла о жилом доме.
Но кандидат уклоняется от беседы, уступая место главе своего штаба.
В результате Кацу пришлось объяснять, почему агитки расклеены на стенах домов прямо вдоль пандусов для инвалидов. «Значит, неудачно приклеили, — признает в конце концов Кац. — Мы клеим у лифтов, на информационные доски, у входов в подъезды». По его словам, 30 процентов посетителей встреч приходят именно по таким объявлениям.
Но сторонника-пользователя убедить не удалось. «Максим, я читаю про ваши встречи и рад, честно. Только стена жилого дома (подъемников для инвалидов) вовсе не место для объявлений», — пишет Юрьев, подчеркивая, что «спамеров у нас не любят».
Как оштрафовать
Кандидатов-спамеров легко невзлюбить, но наказать их гораздо сложнее. Столичный кодекс об административных правонарушениях предполагает, что размещение информации за пределами специально отведенных мест влечет предупреждение или штраф. Для граждан — от одной до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических — от 50 тысяч до 100 тысяч.
На указанные Кацом 500 рублей в действительности штрафуют за «несанкционированное нанесение надписей, изображений» на здания и элементы инженерных коммуникаций. Хотя «потолок» взысканий в зависимости от статуса нарушителей все-таки выше — 2-15 тысяч рублей.
Дороже всего может обойтись нелегальная расклейка на остановках — 3-5 тысяч рублей для граждан и 50-150 тысяч — для юридических лиц.
Правда, довести дело до штрафа — целое приключение и для правоохранителей, и для пострадавшей стороны. Поскольку ареста за подобные нарушения закон не предусматривает, то задержать расклейщика можно не дольше чем на три часа. Изъять агитки тоже проблематично — это допустимо только для предоставления материалов в суде. А с учетом того, что выходных данных, как правило, на такой полиграфии нет, задача усложняется в разы.
Кому пожаловаться
Оппоненты кандидата пробовали обратиться в Центризбирком. Одномандатники Петр Пахомов из «Коммунистов России», Александр Шумский из «Гражданской платформы» и Эдуард Багиров из «Патриотов России» направили в ЦИК письмо с призывом прекратить незаконную агитацию.
Глава Центризбиркома Элла Памфилова этот конкретный случай пока не комментировала, но уже отмечала, что большинство жалоб на нарушения связано именно с агитацией. В комиссии обещают рассматривать все претензии максимально оперативно и при необходимости высылать к нарушителям «межведомственный спецназ» — группу представителей ЦИК и правоохранительных органов.
Собственники рекламных конструкций на правоохранителей не особенно рассчитывают. «После фотофиксации незаконную рекламу сотрудники сняли, и мы написали заявления в полицию, служба безопасности ездила в Центризбирком. Плюс студентов ловили за расклейкой. Однако никакой реакции пока не последовало — как он размещался, так и размещается, каждый день обрываем по 50 по 70 штук», — жалуется Гаврилов на агитацию Гудкова. Руководитель предприятия уверен: нынешнее законодательство не защищает интересы собственников.
Едва ли не единственный эффективный механизм борьбы — действия самих жителей. «Интересное получается кино: как загадить нам подъезд — так они первые, а как убрать свои листовки — так ищи их потом свищи!» — рассказывали воронежцы в ходе одной из предыдущих кампаний.
Терпеть расклеенный спам они отказались и после окончания кампании вышли с ножами и табуретками — соскребать незаконную расклейку. Хотя и их ожидали сложности — «серые» агитки, как говорили жители, покрывали стены до самого потолка: «Неужели так же с табуретками расклеивали?»
Предвыборная агитация перед единым днем голосования в России в этом году будет запрещена в день тишины 12 сентября и в день выборов 13 сентября. Об этом в пятницу, 4 сентября, сообщила председатель Центральной избирательной комиссии страны Элла Памфилова.
«День тишины — это день накануне голосования, когда запрещена предвыборная агитация. Единым днем голосования в 2020 году является один день — 13 сентября 2020 года. И, согласно законодательству, предвыборную агитацию нельзя вести 12 и 13 сентября», — приводит ее слова ТАСС.
При этом она подчеркнула, что такой порядок будет действовать только в 2020 году, а следующие выборы пройдут с учетом изменений, связанных с возможностью проведения голосования в течение трех дней, и день тишины будет перед первым днем голосования.
По словам Памфиловой, решение о проведении досрочного голосования в этом году 11 и 12 сентября на придомовых территориях связано с текущей санитарно-эпидемиологической ситуацией, а также поручениями президента России Владимира Путина заботиться о здоровье граждан.
24 июля Совет Федерации одобрил закон о трехдневном голосовании на выборах всех уровней в России.
В 2020 году выборы пройдут в 83 российских субъектах, по их итогам будет замещено около 77 тыс. мандатов. В частности, в четырех регионах (Пензенская, Курская и Ярославская области, а также Республика Татарстан) пройдут довыборы депутатов Госдумы, в 11 — выборы депутатов законодательных собраний, в 18 — прямые выборы глав субъектов. Руководителей еще двух регионов — Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов — должны избрать депутаты региональных заксобраний.
КИЕВ. 16 декабря. УНН. Центральная избирательная комиссия напомнила местным организациям политических партий, выдвинувших кандидатов, и лицам, баллотирующимся кандидатами на местных выборах 22 и 29 декабря, о сроках, когда должна завершиться предвыборная агитация на этих выборах — в 24 часа 20 и 27 декабря соответственно. Об этом сообщили УНН в пресс-службе ЦИК.
«Во время избирательного процесса местных выборов 22 и 29 декабря 2019 года предвыборная агитация заканчивается в 24 часа 20 и 27 декабря 2019 соответственно», — указали в Центризбиркоме.
Ведение предвыборной агитации до начала и после окончания определенных законом сроков запрещается, напомнили в Комиссии.
«Отдельно отмечаем, что предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, старосты села, поселка, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе. Использование для предвыборной агитации средств из других источников запрещается», — добавили в ЦИК.
Финансирование предвыборной агитации, которая осуществляется совместно местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым ею на таких выборах, как сообщается, может осуществляться за счет и в пределах средств избирательного фонда местной организации партии, выдвинувшей кандидата на соответствующих местных выборах.
«Все субъекты избирательного процесса местных выборов 22 и 29 декабря 2019 года обязаны неукоснительно соблюдать порядок и сроки проведения предвыборной агитации, определенных законодательством Украины», — отметили в ЦИК.
Добавим, ранее Центральная избирательная комиссия назначила на 22 и 29 декабря 2019 года местные выборы.
Напомним, Президент хочет осенью 2020 года провести местные выборы на Донбассе.