Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

317 статья

22.05.2020 by admin

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Сухарева Н.В.

Статья 317 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. Четкая и слаженная деятельность аппарата государственного управления во многом зависит от уровня правового обеспечения.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких. В контексте этого следует сказать, что одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317Уголовного кодекса Российской Федерации. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность — представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления — нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

Потерпевшими от посягательства являются сотрудники правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, таможенных органов, ФСО России и т.п.), которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие (проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках), а равно их близкие. К последним относятся родители, супруг, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся личных отношений дороги потерпевшему.

Лица, производящие дознание, следователи, прокуроры, судьи, поскольку они не выполняют указанных в данной статьеобязанностей, не могут быть потерпевшими от данного преступления. Посягательство на их жизнь квалифицируется по ст. 295Уголовного кодекса Российской Федерации.

Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь названных в законе лиц. Под этим понимается убийство либо покушение на убийство. В первом случае должна наступить смерть потерпевшего, во втором этого не требуется, однако в обоих случаях имеется оконченное преступление.

Преступление совершается, чтобы воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К таковой относится в первую очередь деятельность названных лиц, направленная на борьбу с преступностью, предупреждение и пресечение правонарушений (патрулирование, поддержание порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, контроль за соблюдением правил паспортной системы и т.п.), и деятельность по защите жизненно важных интересов отдельных граждан и общества от различных угроз (помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, контроль за соблюдением правил обращения с радиоактивными материалами, ядовитыми, взрывчатыми веществами и т.п.).

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей (напр., при конвоировании осужденного), квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Деятельность, которой воспрепятствует преступник, должна быть законной. Посягательство на жизнь может быть совершено как до выполнения потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и во время либо после их выполнения.

Посягательство на жизнь нескольких представителей власти, совершенное с одной целью, в одном месте, одновременно, образует одно преступление и квалифицируется только по указанной статье.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие рассматриваемое преступление, отвечают за преступления против личности.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо осознает общественно опасный характер посягательства и то, что его действия направлены против сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (их близких) именно в связи с указанной в Уголовном кодексе целью или мотивом, и желает их совершить. При убийстве необходимо установить также отношение лица к преступным последствиям. Обязательными признаками субъективной стороны альтернативно являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность — за уже выполненные действия). При отсутствии таковых содеянное следует квалифицировать как преступление против личности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 317

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

Данный состав преступления является двухобъектным.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <1>.

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Понятие близких лиц рассмотрено применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает, если посягательство на жизнь названных в ней лиц осуществлено в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Деятельность по охране общественного порядка предполагает предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, нарушающих права и законные интересы неопределенно большого круга лиц. Обеспечение общественной безопасности заключается в охране жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (например, обеспечение безопасности воздушных полетов, пресечение массовых беспорядков, предупреждение актов терроризма, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.).

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.

В теории уголовного права под посягательством на жизнь понимается убийство либо покушение на убийство <1>.

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» // СПС «КонсультантПлюс».

Посягательство на жизнь лиц, перечисленных в рассматриваемой статье УК РФ, а равно их близких должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ независимо от того, была ли причинена смерть потерпевшему либо она не наступила в силу причин, не зависящих от воли виновного. По конструкции объективной стороны данный состав преступления является усеченным. Преступление считается оконченным в момент посягательства на жизнь лица, указанного в диспозиции рассматриваемой статьи, поэтому при квалификации таких действий ссылка на ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) не требуется. В то же время факт причинения смерти не требует дополнительной квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как данное преступление является специальным составом убийства при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. При прямом законодательном указании на цель преступления субъективная сторона выражается в виде прямого умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти и желал этого.

Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность — за уже выполненные действия).

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет (субъект общий). Если посягательство на указанных выше лиц осуществлено несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, то оно должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

УДК 343.2/.7

ОБЪЕКТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

© И.Е. Быкова

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы формирования и реформирования действующей системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления в отечественном уголовном законодательстве.

Ключевые слова: формирование системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления; Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.; Уголовный кодекс РФ 1996 г.; отечественное уголовное законодательство советского периода.

Степень общественной опасности посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа выходит за рамки видового объекта гл. 32 Уголовного кодекса Российской Федерации, и поэтому оно не может быть отнесено к преступлениям против законной деятельности сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Нам представляется, что конструкция рассматриваемого состава преступления, когда жизнь при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, не является безупречной, т. к. жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.

Однако учитывая, что существующая система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против порядка управления, включает и ст. 317 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, мы считаем необходимым проанализировать указанный состав преступления.

При решении вопроса об объекте посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, в литературе существуют две позиции1. Согласно одной — объектом

1 Похожее преступление предусматривалось в УК РСФСР 1960 г. В ст. 191.2 устанавливалась ответственность за посягательство на жизнь работника милиции и народного дружинника. При решении вопроса об объекте данного преступления в теории уголовного права было два мнения: согласно одному — объектом являлась нормальная деятельность работника милиции и народного дружинника по охране общественного порядка и жизнь этих лиц , а согласно другому, объектом являлась жизнь работника милиции и народного дружинника .

преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и жизнь указанных лиц, а также их близких . Согласно другой позиции, объектами данного преступления являются: 1) порядок управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности; 2) жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких; 3) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности .

При решении вопроса об объекте преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, сторонники представленных позиций выдвигают на первое место законную деятельность сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или порядка управления. При этом они не учитывают в полном объеме, по нашему мнению, социальную значимость такого объекта, как жизнь человека по сравнению с деятельностью данных лиц. Нам представляется, что непосредственный объект этого преступления — это жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, а законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выступает в качестве дополнительного объ-екта2. На наш взгляд, жизнь — всегда более

2 Мы разделяем мнение о понимании объекта преступного посягательства на жизнь сотрудника право-

важное благо, чем деятельность. Игнорировать личность, ее благо и интересы как объект защиты от преступного посягательства, предусмотренного ст. 317 УК РФ, было бы неправильно, т. к. это не соответствовало бы ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются важной ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Мы разделяем существующую в теории уголовного права позицию, согласно которой каждое преступление имеет свой непосредственный объект.

В составе рассматриваемого преступления Законодателем были фактически объединены два состава, известных УК РСФСР 1960 г. (ст. 191.1 и 191.5). При этом редакция данной статьи отличается от редакции указанных статей прежнего кодекса, в первую очередь, тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие. Повышенная общественная опасность этого преступления, являющегося наиболее опасным из всех деяний, включенных законодателем в гл. 32 УК РФ, определяется, прежде всего, особой важностью и значимостью его непосредственного объекта.

Охрана общественного порядка осуществляется сотрудниками правоохранительных органов или воинскими патрулями, а общественная безопасность обеспечивается задержанием правонарушителей, оперативно-розыскной деятельностью, ведением проверки по фактам правонарушения, дознания по уголовным делам. В новейшей отечественной уголовно-правовой литературе отчетливо прослеживается единый подход к кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Так, А. С. Никифоров полагает, что «под правоохранительным органом следует понимать орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, т. е. охраняющий (охраняющее) правопоря-

охранительного органа, высказанное профессором Н.И. Ветровым .

док. Это милиция, другие органы внутренних дел (ОВД), внутренние войска, ФСБ, пограничные войска и Вооруженные силы, а также их сотрудники и наделенные властными правомочиями другие служащие. Военнослужащим является военнообязанное лицо, проходящее действительную военную службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Посягательство на жизнь военнослужащего по признакам данной статьи не может быть квалифицированно по статьям гл. 33 УК, т. к. не является преступлением против военной службы. Под близкими людьми указанным лицам понимаются не только члены их семей, но и те, кто им близок по иным фактическим основаниям .

По мнению А.В. Кладкова, «потерпевшие — сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности, или их близкие. Таковыми сотрудниками являются работники милиции, прокуратуры, ФСБ, МЧС России. К ним не относятся сотрудники контролирующих органов — государственных инспекций — налоговой, торговой и др. (прим. к ст. 318 УК РФ разделяет правоохранительные и контролирующие органы). Военнослужащим, о котором говорится в ст. 317 УК, может быть как лицо, призванное на срочную службу, так и заключившее контракт, как рядовой, так и офицер. Близкими сотрудниками правоохранительного органа, военнослужащего могут быть не только родственники, члены семьи, но и иные лица, например жених, невеста. Важно установить, что, посягая на жизнь этих лиц, преступник стремился повлиять на деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или отомстить за нее .

Н.Г. Иванов считает, что «в качестве потерпевших закон называет сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, их близких. К сотрудникам правоохранительных органов, выполняющих функции по охране общественного порядка, относятся лица, наделенные в законном порядке полномочиями по охране жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, а также наделенные правом применения мер прину-

ждения. Это, например, сотрудники милиции, осуществляющие патрульно-постовую службу, сотрудники ГИБДД, участковые инспекторы и т. д. Следователи, работники оперативно-розыскных служб, дознаватели не могут быть потерпевшими по ст. 317 УК, однако в том случае, если они специально наделены полномочиями по охране общественного порядка и в этой связи совершается посягательство на их жизнь, тогда они становятся своеобразным «предметом» рассматриваемого преступления. То же касается близких лиц, в функции которых не входит охрана общественного порядка, но которые временно привлекаются к этой деятельности. Посягательства на близких лиц, привлеченных к охране общественного и являющихся, естественно, сотрудниками правоохранительных органов, квалифицируются по ст. 317 УК. К военнослужащим относятся лица рядового, офицерского состава, генералы и прапорщики, проходящие срочную военную службу по контракту или по найму в Вооруженных силах РФ, пограничных войсках и т. д. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 г. с изменениями на 21 декабря 1993 г., а также в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» (ст. 105 УК РФ) от 27 января 1999 г. к близким потерпевшему лицам относятся две категории граждан.

Г.Н. Борзенков указывает: «сотрудник правоохранительного органа — это прежде всего штатный сотрудник различных служб и подразделений милиции, в задачи которых входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Сотрудники иных служб и подразделений милиции не могут рассматриваться в качестве потерпевших от данного преступления. Сказанное относится и к сотрудникам иных правоохранительных органов (ФСБ и раз-

личных специальных служб). Штатные сотрудники государственных и иных организаций, выполняющие функции по охране помещений, имущества и личности служащих этих организаций, равно как и сотрудники частных детективных и охранных агентств, также не могут рассматриваться в качестве потерпевших по ст. 317, поскольку не являются сотрудниками правоохранительных органов. Военнослужащий — лицо рядового, сержантского, офицерского состава внутренних войск МВД, а также военнослужащий иных родов войск в случае привлечения его для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» .

С.В. Максимов определяет сотрудника правоохранительного органа как «гражданина РФ, исполняющего в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органов контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны; а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. Военнослужащий гражданин РФ, проходящий службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. и иными законами Российской Федерации. Близкие сотрудника правоохранительного органа либо военнослужащего — лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иные лица, поддерживающие с последними тесное личное общение, либо лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся обстоятельств дороги конкретному сотруднику

правоохранительного органа или военнослужащему .

Деятельность по охране общественного порядка — законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений (в т. ч. преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.). Деятельность по обеспечению общественной безопасности — законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.)» .

По мнению Ю.А. Красикова, «исходя из смысла ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ к сотрудникам правоохранительных органов относятся: прокуроры; следователи; дознаватели; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; судебные исполнители; сотрудники федеральных органов государственной охраны и др. Военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах государственной безопасности в соответствии с Феде-

ральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ .

Н.И. Ветров полагает, что «законная деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности включает в себя: несение ими постовой и патрульной службы на улицах и в других общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Вместе с тем, признаками состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК, охватываются любые случаи насильственного посягательства независимо от того, находился ли сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или он по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению преступления» .

Таким образом, под правоохранительным органом следует понимать орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) общественный порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, т. е. охраняющий (охраняющее) правопорядок. Это, например, милиция, другие органы внутренних дел, ФСБ РФ и их сотрудники, наделенные властными правомочиями. С государственными правоохранительными органами, как нам представляется, при квалификации вопросов не возникает. Сложнее в правоприменении с негосударственными органами, например с частными детективными и охранными предприятиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сложившейся в Российской Федерации практике сотрудники этих предприятий оказывают не только разрешенные им законом услуги населению, но и содействуют государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, зачастую передавая им информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, участвуя в патрулировании общественных мест и оказывая непосредственное содействие в задержании преступников. При этом и в случаях, когда сотрудники частных детективных и

охранных предприятий действуют в пределах предоставленных полномочий, на них, тем не менее, по сугубо формальным обстоятельствам не распространяется уголовно-правовая защита, предусмотренная ст. 317 УК РФ, т. к. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», перечисляя правоохранительные органы, не упоминают в их числе организации, выполняющие правоохранительные функции .

Правоприменительная практика оказания содействия правоохранительным органам сотрудниками частных детективных и охранных агентств существует и за рубежом. Так, например, в США 76 % опрошенных полицейских заявили, что они работают в тесном взаимодействии с частными службами безопасности с целью задержания преступников . Наибольшая поддержка правоохранительным органам со стороны частных охранных служб оказывается при возникновении угрозы либо совершении взрывов и других террористических актов. В подобных ситуациях службы безопасности передают полиции и контрразведке во временное пользование принадлежащие им технические средства и предоставляют служебную информацию, полученную в ходе осуществления охранной, детективной деятельности и экономической разведки. На наш взгляд, привлечение сотрудников негосударственных частных детективных и охранных предприятий к выполнению отдельных правоохранительных функций, отнесенных законодательством к ведению только государственных правоохранительных органов и в Российской Федерации в ближайшее время также должно найти более широкое распространение. Именно поэтому справедливым представляется решение вопроса об их адекватной правовой защите. В связи с изложенным мы считаем, что не основано на законе ограничительное толкование понятия «сотрудники правоохранительного органа», включающее лишь личный состав милиции и работников прокуратуры . Столь узкое определение способно привести к дискриминации в правовой защите сотрудников других правоохранительных органов Российской Федерации, в т. ч. следователей следст-

венных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности; должностных лиц, уполномоченных вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам, т. е. работников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы, службы государственной охраны, службы судебных приставов; а также иных сотрудников государственных органов, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» данные должностные лица имеют правовой статус сотрудников правоохранительных органов .

Между тем не следует и преувеличивать эффективность действующей нормы, сформулированной в ст. 317 УК РФ в ее настоящей редакции, т. к. она направлена на уголовно-правовую защиту неоправданно узкого круга субъектов государственно-властных полномочий только сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. В отличие от ст. 318 и 319 УК РФ, ориентирующихся на борьбу с насилием в отношении всех представителей власти и оскорблением их, она не обеспечивает столь необходимой на сегодняшний день правовой защиты должностных лиц, контролирующих органов. А также и иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Помимо этого ст. 317 УК РФ диссонирует с содержанием Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 2005 г., который призван обеспечивать равнозначную правовую защиту сотрудников как правоохранительных, так и контролирующих органов Российской Федерации .

1. Журавлев М.П. Ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников. М., 1965. С. 17.

2. Поленов Г. Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. М., 1966. С. 39.

3. Уголовное право России. Часть Особенная / отв. ред. д-р юр. наук, проф. Б.В. Здравомы-

слов. М., 1993. С. 472. (Автор главы — д-р юр. наук, проф. Ю.А. Красиков).

4. Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1962. С. 343.

5. Уголовное право Российской Федерации.

Особенная часть / под ред. д-ра юр. наук,

проф. А.И. Рарога. М., 2004. С. 584. (Автор

главы — канд. юр. наук, проф. А.В. Кладков).

6. Комментарий к УК РФ / отв. ред. д-р юр. наук, проф. А.В. Наумов. М., 1996. С. 736737. (Автор главы — канд. юр. наук А.С. Никифоров).

7. Российское уголовное право. Особенная

часть / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, д-ра юр. наук, проф. А.В. Наумова. М., 1997.

С. 418. (Автор главы — канд. юр. наук

A. С. Никифоров).

8. Комментарий к УК РФ: в 2 т. Т. 2 / под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Ф. Шишова. М., 1998. С. 464. (Автор главы — д-р юр. наук, проф. Н.Г. Иванов).

10. Уголовное право. Практический курс / под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. А.Г. Сапруно-ва. М., 2003. С. 489-490.

11. Комментарий к УК РФ / под общ. ред. д-ра юр. наук, Председателя Верховного суда РФ

B.М. Лебедева. М., 2004. С. 784 (Автор главы -д-р юр. наук, проф. Ю.А. Красиков).

13. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. М., 2002. С. 455.

14. Комментарий к УК РФ / под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. Ю.И. Скуратова, д-ра юр. наук, Председателя Верховного суда РФ

B.М. Лебедева. М., 2001. С. 788-789.

15. Уголовное право. Особенная часть. М., 2002.

C. 455.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. М., 1997. С. 71.

17. Шарп А. Рост «беловоротничковой» преступности: необходимость привлечения дополнительных ресурсов // Вопросы борьбы с преступностью за рубежом. 1995. № 31. С. 18-21.

18. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

19. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Поступила в редакцию 19.02.2010 г.

Bykova I.E. Object of offence on life of law enforcement official and its meaning for crime qualification.

Новая редакция Ст. 317 УК РФ

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Статье 317 УК РФ

1. Преступное посягательство направлено одновременно на два важных объекта: жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких и нормальную деятельность правоохранительных органов.

2.1. К сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим охрану общественного порядка и общественной безопасности, относятся не только лица, осуществляющие непосредственно физически охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по УД, постановлений органов расследования и прокуроров, но и лица, ведущие оперативно-розыскную деятельность, направленную на пресечение, обнаружение и раскрытие преступлений.

2.2. Потерпевшим от преступления может быть военнослужащий, выполняющий обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Военнослужащие — это лица рядового, офицерского состава, генералы и прапорщики, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, в том числе в пограничных войсках, железнодорожных войсках, внутренних войсках МВД и других войсках и воинских формированиях.

2.3. Близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, выполняющего обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, могут быть не только родственники (родители, дети, братья, сестры и т.д.), но и другие лица, например невеста, жених, друг, т.е. те, кто близок им по иным фактическим основаниям. Для квалификации содеянного по ст. 317 имеют значение не только степень и характер близости, но и намерение виновного отомстить за осуществленную служебную обязанность либо цель — воспрепятствовать указанным в коммент. статье лицам добросовестно заниматься законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

3. Под посягательством на жизнь в данном составе следует понимать не только причинение смерти названным в законе лицам, но и покушение на жизнь. Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь. Причинение только вреда здоровью потерпевшего должно квалифицироваться в зависимости от мотива и цели виновного, ибо одним из объектов преступления, предусмотренного ст. 317, является жизнь указанных лиц.

4. Необходимым элементом объективной стороны состава преступления является то, что посягательство на жизнь указанных в коммент. статье лиц совершается в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т.е. посягательство осуществляется как акт воспрепятствования выполнению ими обязанностей, предписанных нормативными актами, или акт мести за добросовестно осуществленную раньше законную деятельность. Лишение жизни или покушение на причинение смерти названным в ст. 317 лицам, совершенное на почве личных неприязненных взаимоотношений, не может квалифицироваться по коммент. статье, а квалифицируется по ст. 105, 107, 108 в зависимости от конкретных обстоятельств.

5. Комментируемая статья является специальной по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105. При конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317.

6. Под законной деятельностью понимаются такие деяния (действие или бездействие) либо система деяний, которые осуществляются в соответствии с законами или другими нормативными актами. Поэтому посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в связи с незаконной его деятельностью не может квалифицироваться по коммент. статье. В зависимости от обстоятельств оно может быть непротивоправным деянием либо осуществленным с превышением пределов необходимой обороны как ответ на неправомерные действия потерпевшего.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной виной на лишение жизни потерпевшего. Покушение на жизнь работника правоохранительного органа совершается только с прямым умыслом. Необходимым элементом субъективной стороны данного преступления являются мотив и цель. Цель преступления — воспрепятствование посягателем законной деятельности указанных в статье лиц. Мотивом посягательства на жизнь является месть за добросовестно выполненную потерпевшим возложенную на него нормативными актами деятельность.

8. Субъектом преступного посягательства является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Совершение посягательства на жизнь работника правоохранительного органа лицом в возрасте от 14 до 16 лет влечет УО за преступления против жизни по п. «б» ч. 2 ст. 105.

9. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Под сотрудниками правоохранительных органов следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, службы внешней разведки, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Близкими указанных лиц могут считаться лица, перечисленные в п. 3 ст. 5 УПК РФ.

2. Выполнение обязанностей по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности означает, например, несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий, а также при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в виде посягательства на жизнь, под которым понимаются убийство или покушение на убийство указанных в законе лиц.

4. Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны являются специальная цель или мотив преступления.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность представляет собой желание лица отплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Субъектом является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes